Бизнес и ничего личного. Сможет ли "Яндекс. Маркет" забрать хлеб у AliExpress
Исполнительный директор ассоциации компаний интернет-торговли объяснил, чем для поисковика чреват новый формат работы с покупателями.
Фото: © РИА Новости/Максим Блинов
Полную версию программы "Экономика по-русски" с Артёмом Соколовым слушайте в аудиозаписи.
Р. КАРИМОВ: "Яндекс. Маркет" переходит на новую систему работы с интернет-магазинами: сервис будет отдавать предпочтение объявлениям, которые магазины размещают по модели cost per action. Эта схема работы предполагает, что покупатель не переходит на сайт интернет-магазина, как обычно бывало на "Яндекс. Маркете": ты видишь необходимый товар, по каким-то критериям определяешь этот рейтинг, а потом нажимаешь и, соответственно, переходишь на сайт интернет-магазина. Здесь "Яндекс. Маркет" будет предоставлять возможность только осуществлять покупку у себя на сайте. С нами Артём Соколов, исполнительный директор ассоциации компаний интернет-торговли. Приветствую вас.
А. СОКОЛОВ: Здравствуйте!
Р. К.: Нас слушатели спрашивают: а не пытается ли "Яндекс" забрать хлеб у Ali?
А. С.: Забрать хлеб у Ali довольно сложно. Ali уже весь свой хлеб не просто забрал, а сделал с нашим рынком то, что не удавалось сделать вообще никому.
Доля рынка — это всегда очень важно. Очень важно её сохранить за собой, но на Ali, конечно, там немного другая категория товаров, это первое. Второе, к сожалению, у Ali есть определённые преимущества, которые позволяют им не просто конкурировать, а быть вне конкуренции по отношению к любым другим площадкам.
Р. К.: Какие?
А. С.: Например любой товар, заказанный на Ali, приходит к вам без НДС, без таможенной надбавки, без таможенного сбора, китайскому продавцу не надо сертифицировать этот товар, а это тоже большая статья расходов. Там нет необходимости подтверждать соответствие требованиям безопасности, нет необходимости защищать права потребителей, а всё это — очень большой объём издержек, который ложится на любого российского ретейлера.
Потому что они в принципе изначально в неконкурентных условиях находятся. Там даже дело не в самой цене, а в маржинальности этого бизнеса. Маржинальность бизнеса иностранцев — любого зарубежного игрока, — она где-то на 30% выше, чем у российского ретейлера. И для нашего бизнеса это приговор. И это мы видим по итогам первого полугодия, мы недавно публиковали статистику и аналитику по первому полугодию 2016 года. Доля зарубежных игроков на нашем рынке e-commerce составляет уже 35%. Ещё пять лет назад это было лишь 8%, как во всём мире, в основных развитых странах. У нас она растёт семимильными темпами и отъедает всё большую долю локальных ретейлеров. Это то, что мы видим, то, что действительно происходит.