Недолив, присадки и опасная сера. Эксперт об уловках АЗС в погоне за прибылью
Фото: ©РИА Новости/Максим Богодвид
Россия заняла восьмое место в рейтинге стран с самым дешёвым бензином, по данным Bloomberg. Средняя стоимость АИ-95 в стране равна $0,59, такой же показатель у Индонезии. Меньше всего бензин стоит в Венесуэле ($0,01). По доступности бензина для населения Россия заняла только 33-е место из 61.
Полную версию беседы с Дмитрием Курзанцевым слушайте в аудиозаписи.
В. ШЕСТАКОВ: Подключается к каналу руководитель общественной организации "Гражданский контроль качества топлива" Дмитрий Курзанцев. Дмитрий, приветствую вас.
Д.КУРЗАНЦЕВ: Добрый вечер!
В.Ш.: Поговорить хотелось бы о вашем же профиле. Если бы составляли рейтинг качества бензина, Россия на каком месте бы оказалась?
Д.К.: После того как мы перешли на Евро-5, я думаю, что топливо намного стало лучше. Начинали мы свою деятельность с 2011 года, и практически каждая вторая заправка вместо 95-го продавала 80-й бензин, вместо дизеля — печное топливо. Положение было очень нехорошим. Слава богу, Росстандарт обратил на это внимание. Сейчас мы сначала перешли на Евро-4, потом на Евро-5, и уже намного лучше. Хотя встречаются непорядочные сети.
В.Ш.: Как раз хотелось бы спросить: по регионам где самые непорядочные? То есть где самый плохой бензин, а где самые добросовестные?
Д.К.: В Москве и Московской области недавно мы провели мониторинг, из 100 образцов 27 у нас не соответствуют требованиям технического регламента. Но это порядка 30%. Это независимые сети. То есть не крупные нефтяные компании, а небольшие сетевые компании на 5—10 заправок. И, как правило, они пытаются на демпинге цены завлечь клиентов, но клиент, который платит меньше, соответственно, получает некачественное топливо.
Буквально недавно в Москве был случай. Взяли дизельное топливо, отвезли в лабораторию: содержание серы 4200 мг на кг, хотя пятый класс — положено до 10 мг на кг. Представьте, какая разница, и это в Москве.
В.Ш.: Многие говорят, что 95-й — это вообще яд для топливного бака. Так ли это?
Д.К.: Нет, а почему яд? Каждый двигатель на своё октановое число рассчитан, так что нет никакого яда. Хорошее заводское топливо идёт лучше, чем любое присаженное, я вам так скажу. Потому что мы встречаем разные виды топлива, у каждой сети АЗС оно своё, называется по-своему, стоит на 3 рубля дороже, и якобы оно что-то улучшает.
В.Ш.: А присадки опасны?
Д.К.: Они не опасны, но у этих присадок нет такой работы, которую пытаются нам продать, гарантировать.
У нас практически все заводы уже модернизированы. Они все уже перешли на Евро-5. Здесь на рынок выходит топливо из Росрезерва или с каких-то разных левых сторон, которые попадаются. К сожалению, можно нарваться.
В.Ш.: Скоро зима, хотелось бы у вас какие-то советы получить для владельцев дизельных машин, чтобы не заправились они случайно летней соляркой, как обычно это бывает. По крайней мере, так рассказывают, что тебе летнее заливают, ты едешь — это всё замерзает.
Д.К.: Это замерзает, но рекомендации — не покупать СМТ по 27 рублей, потому что люди видят — написано "дизельное топливо" по 27,50, но это как раз то, о чём вы говорите. Это либо печное, либо судовое топливо, с ним вы точно где-нибудь встанете.
Вы меня спрашивали по поводу регионов. В прошлом году мы ездили в Нижний Новгород, Йошкар-Олу, Казань. По трассе Нижнего Новгорода сразу прошла информация, что едут с проверками и с отборами проб, а заправки по трассе закрылись. "Мы вас знаем, мы все ждём, но у нас электричества нет". То есть просто выключают рубильник либо делают технический перерыв.
Кстати, по поводу недолива хочу сказать. Нам наши коллеги сделали специальную канистру, она отсертифицирована в Росстандарте, мы проверяем ею недолив.
Это по трассе Нижний Новгород. Соответственно, говорят, мы не в курсе, это колонка. Здесь много всего, нужно что-то единое.
В.Ш.: Единая система мониторинга. Но это уже тема для большого разговора. Дмитрий, спасибо вам большое. Руководитель общественной организации "Гражданский контроль качества топлива".