Они продают нам мёртвых девочек. Многодетная мать о вреде рекламы на детском ТВ
Фото: © Flickr/Sasha ЯR
Многодетная мать и активист движения "Воины жизни" Татьяна Чичварина заявила, что государство должно поддерживать детские программы на телевидении и защищать такие передачи от вмешательства коммерсантов.
Полную версию программы "Высокое напряжение" с Татьяной Чичвариной и Святославом Ушаковым слушайте в аудиозаписи.
Д. НАДИНА: На самом деле, мне кажется, уже любую программу нашу можно начинать с одних и тех же слов: никогда такого не было, и вот опять! Опять предлагают вернуть рекламу в детские программы и мультфильмы. Я вам напомню, что несколько лет назад эта практика пагубная была запрещена и рекламу запретили встраивать в детские программы. В тот момент, когда реклама для детей оказалась под запретом, тогда же стали на телевидении активно сокращать количество часов, отведённых под детские программы. Я вспоминаю времена своей буйной юности, в начале 1990-х у нас было много программ для детей, и были прекрасные программы, которые Супонев вёл и спонсировал, организовывал. Прекрасные были подростковые программы. Тогда была реклама, надо сказать. А потом всё это схлопнулось в какой-то момент, и для детей ничего практически на телевидении не осталось. Инициаторы возвращения рекламы в детское телевидение говорят о том, что дети уходят в Интернет, там они смотрят детские программы и рекламу. Вот, мол, почему бы нам рекламу и на ТВ не показывать, раз от неё всё равно детей спасти не удаётся? Спорная история. На связи сейчас Святослав Ушаков, режиссёр-мультипликатор, и Татьяна Чичварина, многодетная мама, активист движения "Воины жизни". Здравствуйте, господа и дамы!
Т. ЧИЧВАРИНА: Здравствуйте!
С. УШАКОВ: Здравствуйте!
Д.Н.: Нужно возвращать рекламу в детские программы, на телевидение или нет? Какой позиции вы придерживаетесь?
С.У.: Я думаю, что ничего страшного, наоборот, только будет польза, если реклама вернётся на некоторые каналы, которые показывают детское кино, передачи, где есть детские сериалы, мультфильмы. Вообще это мировая практика, и ничего в этом такого особенного нет, не понимаю, почему у нас это запретили. Если это целевая реклама, если рекламируются товары для детей и для родителей, или образовательные вещи, то, я думаю, что это нормально, хорошо. Везде это есть.
Д.Н.: Не отключайтесь, пожалуйста, передаю слово Татьяне Чичвариной. Татьяна Борисовна, как вы полагаете, нужно возвращать рекламу в детские программы? Согласны вы с президентом Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуардом Салагаевым?
Т.Ч.: Наша позиция однозначна — мы не должны разрешать возвращаться рекламе на телевидение, потому что реклама таргетированная. Воздействие происходит на детей.
Например, мёртвые девочки, которых рекламируют активно, в моём понимании — это ужас.
Д.Н.: Какие мёртвые девочки?
Т.Ч.: Куклы сиреневые — Monster High. Что это такое? Это мёртвые девочки, это зомби.
С.У.: Но кроме мёртвых девочек есть что-то другое?
Т.Ч.: Вы воспринимаете как потребитель — продукт, а если вы вдумаетесь как родитель, у вас начинают волосы дыбом вставать. Второе — имеет ли смысл нам принимать мировую практику? Слава богу, Россию защитили от гей-пропаганды, российских детей. И нам не надо во всём быть овцами и копировать всё…
С.У.: Тогда надо запретить анимационные каналы и детские передачи…
Т.Ч.: Я не соглашусь. Существует большое количество хорошего медийного продукта…
С.У.: У нас никто его не видит. Никто не видит процентов 80 того, что делается российскими аниматорами.
Т.Ч.: Я закончу. Так вот. Медийный продукт не будут смотреть по одной причине. У нас нет регуляции. В моём понимании, нужно не давать на откуп этот вопрос.
Если канал заявляет себя как канал, ориентированный на общеобразовательные темы, должно быть не менее такого-то количества программ российского производства, такого-то количества образовательных, развлекательных и прочих программ. Телеканалы не будут брать продукт, потому что за него не будут платить рекламодатели, но мы, как родители, выбираем государство для того, чтобы оно защищало наши интересы и интересы наших детей. Отдавать на откуп рынку — это категорически противопоказано. Я вам скажу такую вещь. Мы чётко понимаем, что существует продукт качественный и существует продукт рекламируемый. Качественные продукты, я могу сказать, если вы придёте к любому российскому производителю, и он вам начнёт рассказывать о качестве своего продукта. Если вы приходите в импортную компанию, они вам начинают рассказывать, как удобно с ними работать, как выгодно с ними работать.
Д.Н.: Вы полагаете, что отечественное равно хорошее, а импортное равно плохое?
Т.Ч.: Я полагаю, что у родителей должно оставаться право самолично принимать решения, так как они несут ответственность за жизнь, здоровье и воспитание своего ребёнка. А когда мой ребёнок начинает просить то, что я считаю вредным, например Человека-паука или супергероев…
Илья Муромец 30 лет пролежал на печи, а потом встал и пошёл землю-матушку русскую защищать. А супергерой хочет так распорядится своими возможностями, а хочет эдак…
Д.Н.: При такой логике Илья Муромец тоже так себе персонаж: мужик 30 лет лежит на печи и ничего не делает, пока его что-то там не клюнет…
Т.Ч.: Вы плохо, наверное, смотрели мультики…
Д.Н.: Я прекрасно помню все эти былины. Я помню, что он не мог встать с печи, потом пришли ему ноги вылечили, и он пошёл защищать землю-матушку. Я к тому, что в любой истории можно увидеть двойное дно. Например, в истории с Ильёй Муромцем можно вспомнить про леность, про то, что он не хотел идти и заниматься делами. Все видят то, что хотят, какая разница, что было на самом деле, если все видят, что хотят? В тех же супергероях вы видите, что вы хотите, вас не интересует вся предыстория и прочее. Там она тоже имеется.
Т.Ч.: Правильно. Я могла бы долго дискутировать. Вопрос в чём: в том, что вы можете выделить ребенку как родитель время на изучение того или иного материала, но не можете постоянно его за руку держать, отслеживать, какую рекламу ему будут вкладывать в голову.