Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
7 ноября 2016, 14:59

Сектанты на тренажёрах: главред MAXIM о том, как спорт становится смыслом жизни

Писатель Александр Цыпкин и главный редактор журнала MAXIM обсудили, что заставляет людей делать культ из посещения спортзалов, бывает ли дружба после 40, а также поговорили о том, имеет ли искусство право на оскорбление.

Фото: © L!FE / Эмин Калантаров

Фото: © L!FE / Эмин Калантаров

 А. ЦЫПКИН: 40 лет — начинаешь бегать, крутить педали, натягивать на себя майку триатлониста, забываешь обо всём остальном. У тебя нет ощущения, что все немного поехали на этой теме?

А. МАЛЕНКОВ: Есть.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Это точно секта какая-то.

А. МАЛЕНКОВ: Я член этой секты, потому что в своём зрелом возрасте, в 42 года, ушёл с головой. Я три раза в неделю как на мессу хожу, жду. Это сложнейшая садомазохистская штука.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Мне говорят: надо только начать заниматься постоянно и помногу, и ты почувствуешь настоящий кайф, тебе будет так хорошо. Я не знаю, что там вырабатывается. Это правда или нет?

А. МАЛЕНКОВ: Можно перечислить плюсы, загибая пальцы. Через некоторое время ты получаешь хорошее самочувствие, улучшенное изображение в зеркале, увеличенную силу воли, потому что начинаешь быть менее ленивым. Преодоление себя распространяется на все стороны жизни. Ты начинаешь чувствовать себя хорошим, ты — молодец, чувствуешь превосходство над другими. Физически очень приятно, когда это заканчивается. В жизни взрослого мужчины физических удовольствий не так много, а те, что были, несколько приелись.

А. ЦЫПКИН: Не все так относятся к сексу, как Александр Маленков.

А. МАЛЕНКОВ: Который ветеран. Все знают, что высшее удовольствие — это когда заканчивается страдание, когда болело, а потом перестало. Ты это испытываешь три раза в неделю, и это настолько кайфово. Тут очень много причин этим заниматься.

Полную версию программы с Александром Цыпкиным и Александром Маленковым читайте ниже и слушайте в аудиозаписи. 

Александр Цыпкин. Фото: © L!FE

А. МИТНОВИЦКАЯ: Анна Митновицкая у микрофона. У нас новая программа "БеспринцЫпные чтения. Цитаты". В студии Александр Цыпкин, писатель.

А. ЦЫПКИН: Здравствуйте. Сильно сказано — писатель. Начинающий автор.

А. МИТНОВИЦКАЯ: И Александр Маленков, главный редактор журнала MAXIM.

А. МАЛЕНКОВ: Здравствуйте.

А. МИТНОВИЦКАЯ: У нас два гостя с одинаковым именем, поэтому придётся обозначать по фамилии. Цыпкин расскажет концепцию программы, чтобы слушатели понимали, оставаться с нами или оставаться с нами навсегда.

А. ЦЫПКИН: Срочно переключать, пока не поздно. Концепция очень простая. У нас есть проект "БеспринцЫпные чтения", где мы читаем свои рассказы в театре или не в театре, поднимаем там острые темы, недоподнятые до нас. Решили брать по цитате: одну цитату — мою, вторую — гостя, третью — на злобу дня. Сегодня мы поговорим об искусстве и насколько оно оскорбляет чувства верующих.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Или неверующих.

А. ЦЫПКИН: Берём цитату и разбираем её на атомы. Темы чаще всего общечеловеческие. Обсуждать будем беспринципно, как это есть на самом деле.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Вы же не боитесь слушателей? Читателей в вашем случае?

А. МАЛЕНКОВ: Они приходят, как котёнок Гав, — побояться.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Как сказал классик, "не надо стесняться". Пишите сообщения.

А. ЦЫПКИН: Нам интересно знать мнения читателей на высокоморальные темы, которые будем обсуждать. Хотелось бы понять, что они думают. Может, они скажут что-то более интересное для слушателей, чем наши рассуждения.

Поехали!

Полезные связи: дружба с выгодой
Фото: © Flickr / dawolf-
Моя цитата: "Настоящее разочарование — это когда дружишь с человеком, душу вкладываешь, в огонь и в воду с ним, а его раз — и увольняют с важного поста или, того хуже, сам, паскуда, увольняется
Александр Цыпкин

Хотелось бы обсудить, бывает ли дружба после 30 и 40, бывает ли дружба между неравными и всегда ли те, кого можно использовать, неожиданно становятся для нас близкими людьми? И что происходит с этими близкими людьми, которые перестают быть важными и интересными?

Ситуация типологичная. Давайте не будем притворяться. Мы чаще поздравляем с днём рождения людей, которые занимают более интересную позицию.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Но можем ничего не написать в "Фейсбуке", когда речь идёт о младших сотрудниках.

А. ЦЫПКИН: Когда мы сами начинаем занимать какой-то пост, у нас оказывается много друзей. Александр Маленков мало того что очень хороший писатель-сатирик, он занимает очень важный пост.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Четырнадцать лет.

А. ЦЫПКИН: Вы представляете, что такое главный редактор журнала MAXIM для большого количества людей? Когда ты занял этот пост — явно по недосмотру своего издательства, — появилось ли у тебя сразу больше знакомых, неожиданных родственников из Таганрога, девушек, которые стали звонить?

А. МАЛЕНКОВ: Хочется сказать: да, конечно. Но раз мы решили быть правдивыми, скажу, что ожидал, будет больше, особенно девушек. Тогда журнал MAXIM не был тем, чем стал позже, мы с нуля запустили. Желающих общаться по долгу службы видно: они, как правило, не блещут. Это прямо видно: ты его не знаешь практически, вдруг он начинает хотеть с тобой дружить. Это пугает.

Так же и девушка: не помнит, как тебя зовут, но уже проявляет интерес. Понимаешь, что дело не в тебе, люди общаются с визитной карточкой, а не с тобой
Александр Маленков

А. ЦЫПКИН: Как ты себя ведёшь, если начинаешь это чувствовать?

А. МАЛЕНКОВ: Сводишь это на нет.

А. ЦЫПКИН: А если тебе человек нужен?

А. МАЛЕНКОВ: Тогда как у нас с тобой: получается настоящая мужская дружба.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Объясните мне, пожалуйста, — я вас младше на десять лет — почему же когда люди к нам так тянутся, даже если речь не идёт о моём высоком статусе, но человек очень хочет дружить, вовлекает меня в свою зону, ужасно хочется его от себя отодвинуть. Но он же с хорошими намерениями, может, ему общения не хватает.

А. ЦЫПКИН: Первое, как мне кажется, у нас инстинкт охотника есть всегда, нам всегда интересно заполучить чьё-то внимание. Если по каким-то причинам мы ничего не делаем, чтобы его заполучить, за редким исключением когда нам человек нравится сам, это почему-то перестаёт быть интересными. Инстинкт охотника есть не только в охоте мужчины за женщиной, но в целом в охоте человека за человеком.

Второй момент. Нам становится не по себе: а где будет тот момент, когда нужно будет платить, в какой момент придётся что-то делать? Я считаю адекватным и резонным то, что люди общаются в рамках своего социального, культурного статуса. Многие не любят ходить на встречи одноклассников, однокурсников по одной причине: когда через 20 лет встречаются два человека, один из которых приезжает на эту встречу на "роллс-ройсе", а второй — на метро и у него достаточно большие проблемы с деньгами, и тому, и другому тяжело друг с другом общаться. Первый пытается объяснить, почему же он стал богатым, старается помочь человеку. А второму ещё тяжелее. Люди с возрастом, за редким исключением, остаются внутри одного культурно-материально-социального класса. Даже если какой-то близкий друг... Потому что им дискомфортно общаться с людьми, которые резко улетели вверх или резко опустились вниз. Им кажется, что с ними что-то не так: они недостаточно высоко или они слишком высоко. Я считаю, что это абсолютно нормально. Действительно, люди берегут время и им хочется совместить полезное с приятным. Как с Маленковым: мне с ним приятно общаться и он может быть полезен. Пока не понимаю, в чём, но может.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Теперь Маленков.

А.МАЛЕНКОВ: С одноклассниками ситуация всем знакома. Она происходит до первых 100—150 грамм, потом всё улетучивается, люди родные, и это сглаживается. Я это многократно наблюдал. Силовые линии, распределённые в классе в последний выпускной год, застывают, и кажется, что это в прошлом, но стоит собраться участникам силового энергетического изучения, всё возвращается. Кто был шутом, хотя сделал очень серьёзную карьеру, вдруг опять на себя эту роль берёт. Над кем подсмеивались, кто был крутым, кто секс-бомбой — все роли живы. Ты опять над ним подшучиваешь и с ужасом вспоминаешь, что он теперь генеральный директор генеральной дирекции. Но поскольку все уже выпили, это противоречие живо, надо прищуриваться, чтобы забыть о дне сегодняшнем.

Встречи одноклассников проходят хорошо: вы клянётесь, что будете общаться каждый день, но расстаётесь на 20 лет
Александр Маленков

А. ЦЫПКИН: Совершенно верно, по этой же причине. Вернёмся к заданному вопросу.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Слушатели пишут: "Когда вы писали эту цитату, кого именно вы имели в виду? И вообще, ваши рассказы это придумка или реальность?"

А.ЦЫПКИН: Имел в виду я себя. Я прислал эту цитату товарищу, который ушёл с очень важной позиции, он это оценил. У меня есть лайфхак: если вы хотите по-настоящему использовать человека, то пишите и звоните ему чаще в тот момент, когда его сняли с важной позиции. В этот момент ему все перестают писать и звонить. И тут вы: "Как дела?" Его обязательно вернут на какую-то другую позицию через год или два, но он запомнит. Лучше помнишь тех, кто тебя поздравляет с днём рождения в момент твоего падения. Потом ты можешь десять лет не появляться — тебя запомнили. 

А. МИТНОВИЦКАЯ: Придумка или реальность?

А. ЦЫПКИН: Это не имеет никакого значения. 50 на 50.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Теперь к Маленкову: "Не тесно ли вам в рамках главного редактора?"

А. МАЛЕНКОВ: Журнал, слава богу, не бухгалтерия, хотя в любом месте можно развиваться. Но это настолько широкая площадка — всё равно что сказать: музыкант, вам не тесно в семи нотах? Там можно делать всё что угодно, тем более сейчас, когда появилось столько платформ: Интернет, видео. Бери больше, кидай дальше. "Тесно" — вообще не то слово. Тяжеловато, времена тяжёлые для медиа, но это совсем другой разговор.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Надо выводы делать.

А. ЦЫПКИН: Короткий вывод: ты одобряешь людей, которые дружат из целесообразности?

А. МАЛЕНКОВ: Это удобная форма общения, если обе стороны понимают это, то это комфортно.

А. МИТНОВИЦКАЯ: А что делать, если одна из сторон не понимает?

А. ЦЫПКИН: Сказать правду.

А. МАЛЕНКОВ: Это долго не проживёт, и слава богу.

Трудно дружить, заводить отношения в зрелом возрасте мужчинам. Нужны совместные безумные опыты, обычно это происходит до 30
Александр Маленков

А после нужно целенаправленно засылать, как у Высоцкого: "Парня в горы тяни".

А. ЦЫПКИН: Единственное скажу: не дружите с подлецами, даже если они очень полезны, потом будет хуже и вреднее.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Цитату Цыпкина разобрали, теперь очередь Маленкова.

А. ЦЫПКИН: Сейчас поговорим о физической форме и перегретом интересе к нашему телу. Скажи, бросишь ли ты мужа, если у него не будет кубиков на животе?

А. МИТНОВИЦКАЯ: Как я его брошу, если у него их и сейчас нет? И их не было, когда мы познакомились.

А. ЦЫПКИН: Поставила ли ты ему задачу: кубики любой ценой к 8 марта?

А. МИТНОВИЦКАЯ: Тоже нет.

А. ЦЫПКИН: Для тебя не имеет значения физическая форма мужчины, с которым ты находишься?

А. МИТНОВИЦКАЯ: Не совсем. Он должен быть в пределах норм приличия, это не может быть каша, разложенная по дивану. Там я начну пилить. Благо мне повезло со спутником, который следит. Может, крышка начинает съезжать, уж очень много спортзала в его жизни. Вроде всё хорошо. В моей жизни, наверное, никогда не будет мужчины, у которого ширина бедра меньше, чем у меня.

А. ЦЫПКИН: Ты про своё бедро?

А. МИТНОВИЦКАЯ: Да. Совсем тоненьких я не воспринимаю всерьёз.

А. ЦЫПКИН: А бёдра хорошие, как видно из под стола. Саша, твоя цитата.

А. МАЛЕНКОВ: Это была цитата-шутка: "Уже полчаса хожу в спортзал, а результата всё нет".

А. ЦЫПКИН: Шутка не смешная, но скажи, что ты имел в виду.

А. МАЛЕНКОВ: Зато о наболевшем. Понятно, что спорт обещает нам условное счастье, некий рай, и мы в эту сторону движемся, и очень часто ожидания не оправдываются. Но мы смотрим на других, которым вроде бы повезло больше. Тогда начинается либо кризис веры, либо страдания.

Моя мысль в том, что человеку нужен сверхсмысл, идеология, и спорт для многих таковой стал: здоровый образ жизни
Александр Маленков

А. ЦЫПКИН: 40 лет — начинаешь бегать, крутить педали, натягивать на себя майку триатлониста, забываешь обо всём остальном. У тебя нет ощущения, что все немного поехали на этой теме?

А. МАЛЕНКОВ: Есть.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Это точно секта какая-то.

А. МАЛЕНКОВ: Я член этой секты, потому что в своём зрелом возрасте, в 42 года, ушёл с головой. Я три раза в неделю как на мессу хожу, жду. Это сложнейшая садомазохистская штука.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Мне говорят: надо только начать заниматься постоянно и помногу, и ты почувствуешь настоящий кайф, тебе будет так хорошо. Я не знаю, что там вырабатывается. Это правда или нет?

А. МАЛЕНКОВ: Можно перечислить плюсы, загибая пальцы. Через некоторое время ты получаешь хорошее самочувствие, улучшенное изображение в зеркале, увеличенную силу воли, потому что начинаешь быть менее ленивым. Преодоление себя распространяется на все стороны жизни. Ты начинаешь чувствовать себя хорошим, ты — молодец, чувствуешь превосходство над другими. Физически очень приятно, когда это заканчивается.

В жизни взрослого мужчины физических удовольствий не так много, а те, что были, несколько приелись
Александр Маленков

А. ЦЫПКИН: Не все так относятся к сексу, как Александр Маленков.

А. МАЛЕНКОВ: Который ветеран. Все знают, что высшее удовольствие — это когда заканчивается страдание, когда болело, а потом перестало. Ты это испытываешь три раза в неделю, и это настолько кайфово. Тут очень много причин этим заниматься.

А. ЦЫПКИН: А ты не считаешь, что это сублимация? Мужчина, вместо того чтобы вести разгульный образ жизни, теперь ограничен рамками общества, сегодня же семейная жизнь — скрепа. Он идёт в спортзал, ставит там себе бешеные задачи, понимает, что вся энергия от жены и детей направлена теперь в велосипед и таким образом туда уходит.

Но вскоре мужчина забывает про жену, детей, друзей, начинает с утра до вечера ездить по марафонам, гонкам
Александр Цыпкин

А. МАЛЕНКОВ: Да, это азартная вещь. Я могу объяснить, почему это несчастье обрушилось на мужчин за 40. Пресловутый разгульный образ жизни тоже приедается, и ты отдаёшь ему должное в 20, 25, 30 лет, но в общем и целом мы все знаем, что там тоже ограниченный круг радостей, они просто надоедают. А это некая новая вещь. Разгульный образ жизни требует ресурса здоровья, который там тратится, здесь здоровье накапливается. Когда ты начинаешь чувствовать себя развалиной от слишком большого веселья. Здесь ты начинаешь себя восстанавливать. А потом с чистой совестью опять уйти в пучину. Это концепция пополняемого и затраченного ресурса.

Я любимый клиент спортзала: прихожу туда два раза в год — покупать билет и продлевать билет. Больше я туда не хожу, потому что у меня это вызывает ощущение наркотической зависимости и секты
Александр Цыпкин

У меня была знакомая, которая хотела развестись со своим мужем, потому что тот бесконечно бухал. Через два года после озвученного диалога встретился с ней, она сказала: развожусь. Не бросил пить? Бросил. Он вылечился эзотерикой, йогой и духовными практиками. Раньше он хотя бы трезвел, сказала она. Анна, у тебя не вызывают скуку мужчины, которые в "Фейсбуке" бесконечно вывешивают, как они пробежали, сколько они достигли, сколько километров намотали?

А. МИТНОВИЦКАЯ: Меня и женщины эти раздражают, и мужчины.

А. ЦЫПКИН: Расскажи мне, Александр, зачем всем об этом рассказывать?

А. МАЛЕНКОВ: Это совершенно лишнее. Часто люди, пытаясь обличить какое-то явление в жизни, берут его негативные крайности. Есть нарциссы, которые декларируют это, ведут себя не по-мужски, открыто собой любуются, хотя все нормальные, мрачные парни любуются в ванной за закрытой дверью.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Это не касается только спорта. Если человек открыто собой любуется, постит по 15 раз в день фотографии.

А. ЦЫПКИН: Мне всё-таки кажется, что это манипуляция общественным сознанием. Ты фотографиями девушек на обложке, которые отфотошоплены, — у них убраны все прыщи…

А. МАЛЕНКОВ: Это ты замахнулся.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Скажете, все женщины как есть?

А. МАЛЕНКОВ: Не скажу.

А. ЦЫПКИН: Мужские журналы смотрят на нас из ларьков, мужчины там тоже отфотошоплены, создали некую иллюзорную картинку, каким ты должен быть. Раньше этого не было, а теперь ты должен быть таким.

А. МАЛЕНКОВ: Ты сейчас поднимаешь вопрос, достойно ли транслировать некие иллюзии, имеют ли право на существование сказки вообще? Это из той же серии, что зачем читать девочкам сказки про принцев, если в жизни принцев мало.

Должен быть идеал, но нужно чтобы хватало мозгов отличать глянцевую картинку от реальной жизни. Если ты её не отличаешь — мне тебя не жалко
Александр Маленков

А. МИТНОВИЦКАЯ: Я хочу слушателей подключить. Давайте голосование запустим. На вас с обложки из киоска смотрит мужчина с кубиками, умасленный, секс-символ. Голосуют только мужчины. Вы на него смотрите и думаете: "Чёрт, я должен быть таким". Или вам плевать: "Он такой, я — такой?"

А. ЦЫПКИН: Имеет ли право сегодня человек не заниматься спортом? Не быть 150 килограмм, конечно.

А. МАЛЕНКОВ: Возникает общественный прессинг, как на девушек, что нужно выходить замуж, что мужчина должен быть в форме.

А. ЦЫПКИН: Чтобы тоже выйти замуж.

А. МАЛЕНКОВ: Если раньше была доблесть быть неспортивным, пить и курить, это было круто, а сейчас немного поменялось, довольно круто быть спортивным. Если ты склонен поддаваться общественному мнению и делать то, чего от тебя ждут и хотят, быть в тренде, ты чувствуешь этот прессинг и идёшь из чувства долга. Если ты независимая личность, ты делал что хотел во все времена — пока за это в тюрьму не сажают. Но ГТО уже ввели.

А. ЦЫПКИН: Вместо оскорбления чувств верующих у тебя будет раз в год проверка: есть кубики или нет? Нет — ты оскорбил чувства спортсменов.

А. МАЛЕНКОВ: В Спарте так и было.

А. МИТНОВИЦКАЯ: И идёшь в спортзал, покупаешь абонемент. Нет денег — твои проблемы.

А. ЦЫПКИН: Анна, ты ходишь в спортзал?

А. МИТНОВИЦКАЯ: Я почему говорю, что эта тема охватывает всех? Я вчера решила худеть.

А. ЦЫПКИН: А зачем тебе?

А. МИТНОВИЦКАЯ: Я подумала, что мне некомфортно, я хочу выглядеть по-другому. Я была в детстве доской, а потом не стала.

А. МАЛЕНКОВ: У девушек, которые похудели на два килограмма, этого не видно, но они по-другому себя чувствуют, летают как на крыльях. Изменения в себе мы воспринимаем куда больше, чем окружающие в нас. Ты поменял коронку на зубе, которого не видно, но ходишь гордый: какой я стал красивый. Это нужно тебе самому.

А. ЦЫПКИН: В сегодняшнее время спорт, помимо общественного давления и модели, это ещё и самый простой и лёгкий способ доказать себе, что ты что-то можешь.

А. МАЛЕНКОВ: Поверь, дружок, это не лёгкий способ.

А. ЦЫПКИН: Я занимался спортом до 18 лет.

А. МАЛЕНКОВ: В футбол играл?

А. ЦЫПКИН: Нет, я занимался лёгкой атлетикой и бегал как сумасшедший.

А. МАЛЕНКОВ: Это было легко?

А. ЦЫПКИН: Это было очень тяжело.

А. МАЛЕНКОВ: Так не говори, что это лёгкий способ.

Лёгкая атлетика только называется лёгкой
Александр Маленков

А. МИТНОВИЦКАЯ: Итоги голосования: 33% говорят, что хотят быть похожими на ваших красивых мужиков, 67% — вообще не хотят.

А. ЦЫПКИН: Значит, у нас 33% честных людей.

А. МИТНОВИЦКАЯ: А 67% сейчас почесали правую грудь первого размера.

А. ЦЫПКИН: Посмотрели на жену: тебя устраивает? Да.

А. МАЛЕНКОВ: От женщины много зависит в этом вопросе. Если она его шпыняет и всё время подпихивает, намекает. Многое зависит от пары. Если оба были с домашними фигурами, неспортивными, то жили в своей идиллии. Одна из половин начала активно заниматься, и второму, глядя на него, некомфортно. Девушка не в форме — парень стал заниматься, она начинает чесать затылок: я отстаю.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Это как раз мой случай. Нам нужно переходить к следующей цитате.

А. ЦЫПКИН: У меня маленький вывод: заниматься спортом нужно только для того, чтобы сохранять здоровье на необходимом тебе уровне. Нет хуже, чем умереть от инфаркта во время пробежки. Лучше во время секса на ком-то.

Мне только что написал продюсер: у тебя бестселлер, ты не начинающий автор. Кстати 19 числа я буду в "Электротеатре" читать рассказы.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Для этого он и пришёл сюда. У нас 10 минут на последнюю цитату на злобу вечера.

А. ЦЫПКИН: Речь пойдёт о достаточно популярной в эту неделю тематике, но мы рассмотрим её с другой точки зрения. Цитата с известного ресурса: "По мнению активистов общественной организации "Царский крест", фильм, в котором рассказывается о романтических отношениях императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской, является угрозой национальной безопасности". Сразу говорю: мы не обсуждаем саму претензию.

А. МИТНОВИЦКАЯ: И саму Поклонскую тоже.

А. ЦЫПКИН: Мы уходим исключительно в этику.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Какая скукота.

А. ЦЫПКИН: Да. Два момента. Вдруг мы с Александром нетрадиционной сексуальной ориентации. Такое может быть?

А. МАЛЕНКОВ: Никогда не знаешь.

А. ЦЫПКИН: Есть интимная переписка в "Телеграме" в чате, мы пишем там о своих переживаниях. Умерли мы тихо-спокойно от этого. Через сто лет вскрыли секрет-чат и на основании нашей переписки поставили пьесу "Александр и Александр". Мы писали друг другу, не хотели, чтобы наши жёны видели, а тут неожиданно из этого сделали спектакль.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Главный исторический блокбастер года.

А. ЦЫПКИН: Наши внуки не понимают.

А. МАЛЕНКОВ: Наши ли?

А. ЦЫПКИН: Действительно. Кто отец? Стали выступать на тему того, что давайте дедушек не трогать. Нам на том свете, наверное, всё равно, но не факт. Насколько этично использовать персональные данные известных исторических личностей после их смерти в публичных целях создания на этом какого-то художественного образа? Сначала говорим о реальных фактах, о честной переписке.

А. МАЛЕНКОВ: Этично или нет? Искусство и этика не то чтобы очень совместимы. У нас "этично" и "неэтично" в последнее время приравнялось к преступлению или нет. Я категорически призываю отделить эти вещи, две дискуссии. Оно может оскорблять или нет, но это не преступление, это нельзя судить, запрещать. Об этом можно спорить, говорить, что я обижен, это не является преступлением, ущербом, за который нужно брать деньги. Плохое вообще может быть, это может быть неэтично и обидно, но это часть нормы.

В рамках искусства это можно и нужно делать, и никто не может диктовать художнику, о чём ему писать. Это может оскорблять, это всегда было
Александр Маленков

А. ЦЫПКИН: Можно брать личную переписку исторических личностей и делать про это спектакль, учитывая что они этого точно не хотели?

А. МАЛЕНКОВ: Можно.

А. МИТНОВИЦКАЯ: А если два влюблённых Александра были государственными служащими, допустим? Они умерли сто лет назад, и новые власти, которые дают деньги на спектакль, могут сказать: "Не надо, ребята".

А. МАЛЕНКОВ: Нет. Власти вообще ничего не должны мочь сказать в направлении искусства. Они дают не свои деньги, а деньги налогоплательщиков.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Налогоплательщики говорят: ужас, мы не хотим, чтобы эти деньги на это шли.

А. ЦЫПКИН: Давайте не будем провоцировать Александра на обсуждение политического заказа. Я про другое. Это можно? Пушкин переписывался с большим количеством девушек.

А. МАЛЕНКОВ: Можно.

А. ЦЫПКИН: Можно ли художнику приписывать исторической личности несуществующие поступки? Допустим, не было у Николая II романа с Матильдой. Но автор решил, что был, сделал из этого книжку, из книжки сделали фильм, и теперь все думают, что роман был.

А. МАЛЕНКОВ: Это художественное произведение, в нём можно вообще всё.

В литературе, в кино можно всё. Это может кому-то не нравится, оскорблять, быть омерзительным и бездарным, но это то место, где эти эксперименты должны происходить
Александр Маленков

Мы можем все поцокать языками, сказать: подлец, вылил ушат дерьма, — и поехать дальше.

А. ЦЫПКИН: В итоге все считают, что Сальери убил Моцарта, хотя я слышал, что это не факт.

А. МАЛЕНКОВ: Прекрасно, жизнь должна состоять из части иллюзий, ошибок, заблуждений. Я сторонник полной свободы искусства.

А. ЦЫПКИН: Анна, если через сто лет напишут: пока они вели программу, в перерыве у них была интимная связь. Вам на том свете будет обидно или нет?

А. МИТНОВИЦКАЯ: Сомневаюсь. Вряд ли я узнаю об этом.

А. МАЛЕНКОВ: Что-то наверняка есть, что было бы обидно. Сочинят пасквили с Анной в главной роли, что она растлевает маленьких черепашек.

А. МИТНОВИЦКАЯ: А я там?

А. МАЛЕНКОВ: Нет, здесь. Ей будет это обидно.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Скорее всего.

А. МАЛЕНКОВ: Но надо сглотнуть и пойти дальше. Напишите гадость про меня, я не буду подавать в суд.

А. ЦЫПКИН: Радиослушатели, объявляется конкурс гадостей про Александра Маленкова. Первое место — растление маленьких черепашек.

А. МАЛЕНКОВ: Я не говорю, что не расстроюсь. Я расстроюсь, но это нормально. Вы не обязаны быть счастливыми, и никто вам не гарантировал, что ничто вас в жизни не расстроит. Любое расстройство нести в суд — это бред.

А. МИТНОВИЦКАЯ: А как же права человека? Не быть оклеветанным, например?

А. МАЛЕНКОВ: Клевета — это очень чёткое понятие.

Художественное произведение не может быть клеветой
Александр Маленков

Если вы помните фильм "Народ против Ларри Флинта", где он использовал в своих адских карикатурах живых политических деятелей... Его оправдали, потому что это было в контексте художественного произведения, было заведомо неправдой. Клевета — претензия на правду.

А. ЦЫПКИН: Я абсолютно против. На сегодняшний день художественное произведение становится практически реальностью. Уж по отношению к живым людям нельзя создавать художественные образы, не соответствующие действительности. Мы человеку можем полностью испортить жизнь, и никто не будет разбираться, роман это или факт.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Никто не читает глубоко историю, мы познаём её через художественное произведение.

А. МАЛЕНКОВ: Напишите другое художественное произведение, пожалуйста.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Вы окончательно запутаете.

А. МАЛЕНКОВ: Никто не обещал, что будет просто.

А. ЦЫПКИН: Я бы, как писатель, не стал создавать роман о Цезаре, в котором будет указано, что он на самом деле и то, что придумано. Я бы не стал додумывать, так как мне кажется, что это оскорбление его памяти. А можно ли опубликовать переписку Цезаря с Александром Македонским или Наполеоном? Это, пожалуйста.

С тех пор как ты умер, твоя жизнь принадлежит обществу, тебе она не принадлежит. Слава богу, что тебе она принадлежит пока ты живой — уже чудо
Александр Цыпкин

Что касается потомков. Наверное, я сегодня очень серьёзно переживал, если бы детали личной жизни моих предков — а среди них есть те, которые были бы интересны широким кругам общественности, — всплыли. Я бы это воспринимал как личную обиду. Я бы не пошёл с этим в суд, но мне было бы от этого плохо. А каждый раз, когда творец творит, он должен думать, причинит это кому-то боль или нет. От этого можно отталкиваться. Но господин Маленков считает…

А. МАЛЕНКОВ: Что творец не должен вообще ни о чём думать, кроме своего произведения. И последнее дело думать о людях, о читателях, понравится ли это маме, бывшей жене. Тогда бы ничего не было.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Давайте ещё одно голосование запустим: в этом споре вы за Маленкова или за Цыпкина?

А. ЦЫПКИН: Я считаю, что даже о покойниках нужно писать правду. Кстати, цитата "О покойниках либо хорошо, либо ничего" на самом деле звучит "О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды".

Возвращаясь к предыдущей части дискуссии. "В здоровом теле здоровый дух — явление редкое" — написано в оригинале.

Следующий вопрос — историческая правда. Берём 300 спартанцев. Известно, что их было не 300. Было 300 спартанцев, а ещё чуть ли не 4 тысячи остальных участников забега. Но у спартанцев пиарщик был хороший и качественный, в финал вышли исключительно эти 300, про остальных забыли. Искажение исторических фактов в угоду красивому названию легенды — это?..

А. МАЛЕНКОВ: Это художественное произведение?

А. ЦЫПКИН: Да.

А. МАЛЕНКОВ: Значит, всё можно. В учебниках, публицистике нужно корректно себя вести. Как только мы говорим, что это художественное произведение, — это сказка. Дальше начинается мир в голове автора, не нравится — идите к другому автору.

А. МИТНОВИЦКАЯ: 19% сейчас с Маленковым, 81% за правду.

А. ЦЫПКИН: Мы видим, что в обществе осталось понятие доброты и чистоты. Мы с тобой своими произведениями в конец не разложили сознание масс.

А. МАЛЕНКОВ: Но мы работаем над этим.

А. ЦЫПКИН: Делаем вывод: каждый, кто сейчас собирается написать художественное произведение и кого-то оскорбить, может сделать это с Александром Маленковым, он разрешил. В остальном — думайте о чувствах.

А. МАЛЕНКОВ: Либо вы конъюнктурщики, либо претендуете на плевок в вечность. Выбирайте.

А. ЦЫПКИН: Тогда я конъюнктурщик, плюю в вечность.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров