Снегопад на 10 баллов: когда в Москве прекратятся коллапсы из-за погоды
Аналитик центра "Пробок.нет" – о механизмах борьбы с пробками с помощью разметки, светофоров и платных парковок.
А. МИТНОВИЦКАЯ: К нам присоединился Никита Полянский, как я и обещала, аналитик центра "Пробок.нет".
И. ПАНОВ: Вот ты, в отличие от депутатов, выполняешь свои обещания — представила, вот он появился.
И.П.: Никита Константинович, доброе утро.
Н. ПОЛЯНСКИЙ: Доброе утро!
А.М.: Послушайте, это же ненормально, согласитесь. Сколько можно, я не понимаю, у меня слов уже приличных не осталось, я очень сейчас креплюсь.
И.П.: Это я сейчас на человеческий переведу. Это вы сейчас будете отвечать за всё, что происходит в нашем городе и в стране вообще. И за метеорологов, и за пробки.
А.М.: Нет, давайте про город всё-таки для начала. Два транспортных коллапса за неделю. Это же ненормально. В понедельник идёт дождь, утром сильный снег, вечером сильный дождь, прям проливной летний дождь, и всё встаёт. Накануне опять такая же история. Утром всего лишь снежная крупа, казалось бы, ну какая-то такая, ледышки мелкие. И всё. И 10 баллов. Я понимаю, что нам же не говорят: 10. Нам кто-то говорит одно, кто-то — другое. Ну почему?
Н.П.: Вы такие вопросы задаёте… У нас Москва стоит уже достаточно давно, измерять по 10-балльной шкале её можно как угодно. Вот так устроены люди, что выезжают, несмотря на то что понимают, что будут проблемы наверняка, и всё равно едут. Я стараюсь, даже если подозреваю, что будут пробки, просто стараюсь не выезжать на машине.
И.П.: Никита, а правильно я понимаю, что всё упирается в стихию, что ли? Снег пошёл, ничего не исправится, надо это принять как данность и просто бросить машину? Или всё-таки плохо убирают у нас, может быть? Может быть, как-то надо синхронизировать неслаженность служб здесь?
А.М.: Может быть, люди не умеют водить машину в таких условиях?
Н.П.: Давайте по порядку. Значит, по поводу уборки: техники и народу у нас, которые занимаются уборкой в городе, просто огромное количество. Надо понимать, что и снега у нас резко и дождя может тоже выпасть очень много, и всё это не уберёшь за минуту, сколько угодно у тебя будет техники и людей. Поэтому можно, конечно, грешить на службы, которые убирают, но, в принципе, нужно понимать, что с некоторыми вещами бороться, по крайней мере моментально невозможно.
И.П.: То есть здесь просто нужно повышать, что называется, сознательность гражданскую людей. Понимать, что лучше ты не мешай, если не уверен, условно, в своём автомобиле, в тормозах, во всём остальном. Брось ты его во дворе.
Н.П.: Я не понимаю, зачем повышать. Если человек пошёл на такой шаг, он едет на машине, он хочет постоять в пробках.
А.М.: Он сам виноват?
Н.П.: Да, он пусть едет.
И.П.: Сейчас объясню, зачем повышать. Потому что кто-то уверен в своих силах, отлично водит в любых погодных условиях автомобиль. А кто-то не очень уверен, кто-то недавно совсем права получил, и ему надо повышать как раз. Чтобы он не шастал под ногами, под колёсами на дороге.
А.М.: Что за дискриминация сейчас, Панов, была?
И.П.: В смысле? Ну разве не понятная логика? Если ты не уверен в своих силах, то не надо мешать другим.
Н.П.: Ну а как будешь уверен в своих силах, если не начнёшь в сложных условиях водить?
И.П.: Сейчас очень тонкий лёд. Мы сейчас можем соскользнуть в мою любимую тему, когда я говорю, что нельзя выходить недоученными из автошколы. Нельзя никаких восклицательных знаков никуда клеить, потому что из автошколы нужно выпускать только людей, которые высокопрофессионально водят автомобиль. Если не можешь — вообще не давать права.
А.М.: А давайте вернёмся к стихии. Получается, по вашей версии, наши коммунальщики великолепно справляются с тем, что падает с неба.
Н.П.: Не могу сказать, что великолепно, но, тем не менее, я вижу, что, после того как прекращается снегопад, в течение суток у нас уже дороги чистые. А бывают и сухие. Поэтому вряд ли здесь стоит грешить на коммунальщиков.
А.М.: Я просто всё время вижу сообщения от наших слушателей, которые говорят: "МКАД никто не чистил. Я стою в пробке два часа, ни одной там уборочной машины не видел". Слушатели, которые через Интернет, они нас в машине слушают, говорят: "Шёл утром по тротуару по колено в снегу, а под ним лёд, чуть три раза не упал, кое-как удержался, устоял, вроде и обувь удобная, и всё — беда". Где дворники? Такое ощущение, что наши коммунальные власти как-то не могут совладать с этой погодой. Как будто они не отсюда, понимаете. Как будто они из Сочи приехали к нам править.
Н.П.: Во-первых, вы как-то ушли в какую-то тему очень коммунальную.
И.П.: Мы поговорим, безусловно, и про вашу организацию "Пробок.нет", потому что у вас ведь есть, я так понимаю, механизмы, которыми можно с этими пробками справляться или, по крайней мере, вы что-то для этого делаете. Подключим обязательно наших слушателей. А буквально через несколько секунд к нам подключится наша коллега, ведущая телеканала Life Александра Кашурникова. Поговорит с вами, Никита Константинович. В основном, наверное, будут вопросы в первую очередь про вашу организацию.
А. КАШУРНИКОВА: Приветствую вас и моих коллег. Я погуляла по порталу вашего проекта, увидела, что там каждый житель может предложить свой вариант решения транспортной проблемы в столице. Возможно, уже сейчас у вас есть какие-то реальные предложения, как бороть пробки.
Н.П.: Мы борем пробки уже на протяжении многих лет. Должны понимать, что мы боремся с причинами постоянных пробок, а не с тем, чтобы, как сегодня говорим, про то, что снег резко выпал и мы как-то с помощью аналитики попробуем быстрее их сугробы разобрать.
То есть вот такими методами мы работаем.
А.К.: Что касается как раз темы сегодняшнего разговора, когда мы вдруг понимаем, что на улице зима, а ехать на машине, возможно, придётся. На этот случай что предлагают пользователи вашего портала и вы в частности?
Н.П.: Всегда нужно быть готовым к таким неожиданным ситуациям. Я стараюсь в "день жестянщика" или что-то подобное не выезжать или ездить минимум. Не говоря уж о том, чтобы подготовить автомобиль, безусловно, нужно к этому. В принципе, здесь на такие срочные случаи, конечно, здесь ответственность человека — это самое важное. Водитель должен понимать, во что он ввязывается.
А.К.: Более развёрнутый ответ вы сможете послушать уже непосредственно на сайте life.ru во вкладке "звук".
А.М.: Давайте в баллах разбираться. Вот это, мне кажется, самое интересное. Накануне звоним в "СитиГИД", нам говорят: 9 баллов. Это было утро, это было 9 утра, 9 баллов звоним в "Яндекс", говорят: 8, нет, 9 не было, 8 было. Что это такое? Сколько можно ходить вокруг да около? Такое ощущение, что занижают намеренно и не могут признать, что на самом деле уже не 8, не 9, а 10, а может быть, и 11.
Н.П.: Можно вам встречный вопрос? А вы как на эту цифру реагируете? Как водитель. Вы услышали, что 8 или 9. Вы что, какой вывод делаете?
А.М.: Я делаю следующий вывод: если 10 — это значит, что вообще не надо садиться за руль. Прям ни в коем случае, прям категорически запрещено. 10 баллов.
Н.П.: А если вам ехать в ту сторону, куда нет пробок?
А.М.: Куда нет общественного транспорта ещё к тому же.
Н.П.: Тогда какая вам разница: 10 или не 10? Я вообще не очень понимаю, зачем опираться именно на цифру. Я открываю карту, если знаю свой маршрут.
А.М.: Но разве не они придумали эти схемы? Они нас подсадили на них, в конце концов. Мы по ним теперь ориентируемся и строим свою жизнь. И человек, смотря на эту циферку одну, ему лень разглядывать свою улицу, свой маршрут прокладывать, может быть. Он просто посмотрел, что 9 баллов, всё, он думает, что я не поеду сейчас домой с работы, я лучше ещё поработаю здесь и через часик поеду домой.
И.П.: Ну ведь очень редкая ситуация, когда действительно маршрут пролегает в пределах одного, двух, трёх километров. Чаще всего люди на работу, с работы едут через полгорода или, по крайней мере, какое-то длительное расстояние. Могу сказать, что несколько месяцев назад был здесь же в этой студии аналитик "Яндекс. Пробок", он говорил, что 10 баллов достаточно для того, чтобы репрезентативно представлять эту самую дорожную ситуацию. И что 9 от 10 отличается очень сильно, но равно так же, как 1 от 2. То есть мы не доверяем это системе или как?
Н.П.: Мы не то чтобы не доверяем. Тем не менее, всё равно должен ориентироваться на свой маршрут, свои запросы какие-то. Потом, как вы будете обвинять "Яндекс" в том, что он занижает или не занижает, если глазами вы всё равно видите фактическую ситуацию.
А.М.: Ну так занижают или нет, скажите наконец?
И.П.: По вашим ощущениям.
Н.П.: А я не понимаю, от чего. Где объективный параметр? Что такое 9 или 10? Если бы было описание какое-то, что 10 баллов — это, я не знаю, когда МКАД уже можно проехать только за 8 часов, например. То ещё можно оценить. А как оценить?
И.П.: Это 10 баллов на МКАД тогда. А здесь же общее состояние по городу.
А.М.: Среднее по больнице.
Н.П.: Представляете, общая ситуация по городу, и как мы должны одной цифрой её описать? По-моему, опираться на одну цифру…
И.П.: То есть вы за 100-балльную систему?
Н.П.: Нет, дело не в этом.
А.М.: Может, правда, саму шкалу поменять? Потому что я прекрасно помню, как это было год назад. Когда город встал в этих безумных пробках, тоже в новогодние праздники, перед Новым годом, как это обычно бывает. Плюс там ещё с погодой не повезло, опять крупные хлопья снега, совсем ничего не видно, все плетутся еле-еле. Тогда возникло ощущение, что как будто какая-то обманка, как будто нам говорят: 8‒9, но ты же видишь, что ну всё стоит, вообще всё. Выходишь из подъезда с работы, здесь стоит Бумажный проезд, в любую дырку попробуй сунуть нос, машину — везде всё стоит. Как это может быть 8 баллов? Тогда спрашивается: а 10 — что? Тогда значит, что голову вверх поднять нельзя, что ли?
Н.П.: Вообще, Москва на моей памяти только один раз попала в транспортный коллапс, в принципе, у нас всё нормально.
А.М.: Когда, напомните?
Н.П.: В прошлом году, не помню, когда точная дата была. Зафиксирован он был в том, что вечерние пробки не рассосались и перешли в утренние. То есть когда не было суточного разрыва ночного.
И.П.: То есть вообще?
Н.П.: Не нигде, а именно в определённых моментах. Как раз на МКАД, на подъездах к МКАД со стороны области. Там как раз это всё было связано со снегопадом.
А.М.: То есть люди так и не доехали домой, это было год назад.
Н.П.: Год назад, не помню точно дату, но именно тоже был очень сильный снегопад, настолько сильный…
А.М.: По-моему, это были как раз предновогодние дни, не самые ближайшие.
Н.П.: И до утра. Утром пробки уже утренние туда же, в них же въехали. Тот, кто ругается, что Москва стоит, что у нас чуть ли не ежедневно транспортный коллапс, нужно понимать, что всё не так плохо.
А.М.: Вы, конечно, молодец, вы оптимист. Но с другой стороны, это же не говорит о том, что каждый раз должно быть вот так, чтобы наконец кто-то начал шевелиться.
Н.П.: Зато это есть такое достаточно точное определение, а то нас пугают им.
И.П.: "Помню, помню, — пишет наш слушатель Антоха, — 25 декабря 2014 года". Не 15, видимо, 14.
А.М.: Возможно.
И.П.: Пару лет назад. Здесь приходят рецепты простые от многих слушателей. Пишут тут, зачитаю самое обширное от Алексея: "Единственный способ избавиться от больших пробок — перестать выдавать права дебилам и даунам. Кому не дано ездить, пусть ходят пешком или ездят на общественном транспорте". Таких слушателей очень много.
А.М.: Слушатель тоже пишет: "Всё убрано, гололёда нет, просто из-за дождя чуть плохая видимость, а во многом люди не умеют водить автомобили, из-за этого перестраховываются и тупят просто".
И.П.: Ещё слушатель Роман обвиняет СМИ в том, что мы истерим, вчера, говорит, пробки были потому, что было скользко, а сегодня пробок никаких нет, всё как обычно. Что вы, говорит, в СМИ истерите. Ну ничего, ничего, Роман, сегодня вечером будет вторая волна этого циклона, а у меня есть ещё вопрос. Слушателей хочу я подключить. Доброе утро, друзья, как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Юрий, Москва. Я по поводу коллапса напомню, 2002 год был, на Волоколамке гаишники с утра ходили будили водителей, на МКАД съезд, на Волоколамское шоссе, гаишники с утра будили водителей, которые стояли в пробках.
И.П.: У вас просто ремарка, никакого вопроса к Никите Полянскому нет?
СЛУШАТЕЛЬ: Нет, есть. Скажите, вы говорили, что много машин у нас уборочных, 7000, 6000, я раз посчитал, когда вот так говорили, там если 6000 машин выйдут на улицу, их по две штуки должно быть на каждой улице, а их нету, их не видно.
И.П.: Здесь, наверное, не Департамент транспорта, что за это отвечает?
Н.П.:
То есть они стараются как раз это делать, если уж совсем стихия накрыла, то и в часы пик могут выехать, а так стараются как раз по ночам или днём. То есть как раз именно, чтобы своим присутствием не очень мешать водителям.
А.М.: Давайте ещё ваши вопросы. Как зовут вас, здравствуйте, алло.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте! Меня зовут Анна, у меня тот же вопрос: где она ездит, эта техника? Я езжу в центр Москвы — город Мытищи. Ремарка по поводу того, что ездите на общественном транспорте. В промзону Мытищи не доедешь на общественном транспорте никогда в жизни, там нет никакого транспорта.
А.М.: Ну это правда так. Вы правы. У нас далеко неидеально развитая транспортная сеть.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Вынуждена таскаться туда. Вчера, когда был снегопад, с утра, я езжу в 6 утра, я видела единственную машину уборочную, старенький ЗИЛ, в городе Мытищи, в промзоне. Ни на окружной, ни в центре. Я последний раз технику уборочную видела на параде на День города.
Н.П.: Зато сколько было на параде.
А.М.: Какие они там были красивые, чистые.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Посмотрели, облизнулись и теперь вот, катаемся как идиоты. Серафимовича в Мытищах — здорово.
И.П.: А я вижу очень много снегоуборочной техники, после полуночи и в центре в том числе. Никита, здесь с вами соглашусь, потому что ну какая нормальная дура с щётками в две полосы попрёт прям в снегопад. Во-первых, всё должно выпасть вначале, чтоб это убирать. А потом не должно быть транспортной нагрузки.
А.М.: Это же правда, что у них есть по нормам чуть ли не трое суток на то, чтобы привести город в порядок? Один из депутатов Мосгордумы мне об этом рассказал, что, оказывается, мы слишком уж требовательны. Слишком много нам нужно.
И.П.: Про сервис про ваш.
Н.П.: Я из последнего могу рассказать. У нас два типа мероприятий: какие-то локальные совсем по местам, светофорам. Из последнего, что интересное было: вот, мы изменили разметку на Крымском мосту. Если знаете, в своё время мы долгое время продвигали такую идею, там было шесть полос, мы хотели сделать семь, одну в сторону тоннеля моста. Нас услышали и опередили нашу инициативу и разметили его в другую сторону четыре полосы. То есть пробки не уменьшили, а увеличили немножко. Бывает и так. Сейчас добились мы своего и всё-таки перевели Крымский мост обратно в тот режим, который нам кажется правильным. Действительно, сейчас показывают, что Зубовский бульвар едет чуть получше.
А.М.: А по вашим каким-то электронным показателям, сколько там было, сколько стало?
Н.П.: Мы после изменения разметки не проводили ещё, но просто глазами видно, что гораздо проще стало. А со стороны тоннеля, там ничего не изменилось, потому что там поток совсем другой. Из глобального: например, введение встречного движения по Кремлёвскому кольцу. Пока у нас оно только для общественного транспорта открыто, мы вообще стремимся к тому, чтобы и для автомобилей когда-нибудь его ввести. Плюс там же, на этом кольце, вафельницы у нас появились. Знаете, да, такой новый у нас появился новый тип разметки для России.
А.М.: На перекрёстке, да.
Н.П.: Да уже пару лет идёт эксперимент. Вот-вот скоро уже всё это будет в правилах.
И.П.: То есть вы постепенно с помощью других инициативных людей меняете мир. Потому что сегодня говорили уже: пусть придёт тот нормальный человек, который, наконец, правила нормальные напишет, а дальше мы их исполнять будем
А.М.: И последнее: мэрия Москвы выступает за то, чтобы приподнять цены на платную парковку хотя бы до 230 рублей. А вообще, мне нравится их подход. Они говорят: на не уличных парковках, а на закрытых паркингах платная парковка стоит 300 рублей, и там вообще свободно, там пусто. Вообще, удивительно, что они сразу до 300 не подняли. Так бы вообще хорошо было бы. Это что-то поменяет или нет? 30 рублей плюсом, что это изменит?
Н. П.:
Мы, несмотря на платную парковку, до сих пор смотрим на некоторые улицы в Москве — там припарковаться всё равно невозможно. Ещё раз: нужно повышать цены не для того, чтобы больше денег с людей собрать, а именно для того, чтобы регулировать. То есть, может быть, вводить со второго часа, будет 200 рублей какие-нибудь. Я не вижу в этом совершенно ничего плохого. Я вижу вред больше в расширении зоны, когда платную парковку вводят там, где явно и проезду вроде не мешает парковка, иногда больше вреда она несёт, чем пользы. Введение платной парковки, когда люди просто вынуждены, а, ну здесь на дороге с нас деньги берут, теперь мы будем во дворах парковаться.
А.М.: Да. И забивают в итоге всё вокруг вообще.
Н.П.: Да, да, да, да. В итоге, я говорю, вреда больше, чем пользы.
А.М.: То есть регулировать интереснее с прогрессивной шкалой.
И.П.: Самый важный вопрос, только "да" или "нет" ответьте. Есть у нас прекрасное будущее без пробок в Москве? Да или нет?
Н.П.: Да, есть.
И.П.: Всё. Хорошо. Вот это я и хотел.
А.М.: Никита Полянский к нам приходил.