Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
16 ноября 2016, 15:37

Тоска по героизму: как на фильм "28 панфиловцев" собрали 150 миллионов рублей

Один из режиссёров картины Андрей Шальопа рассказал, почему сейчас история подвига приобретает особую значимость.

Кадр фильма "28 панфиловцев". © kinopoisk.ru

Кадр фильма "28 панфиловцев". © kinopoisk.ru

А.Ш.: Мы собирали деньги в течение двух лет, собрали почти 35 миллионов рублей.

И.И.: Это много для сбора вот так?

С.А.: А спонсоры были?

А.Ш.: Это много для сборов, но мало для фильма — вы совершенно правы. На сегодняшний день бюджет картины порядка 150 миллионов рублей. На самом деле, это большой бюджет. Это большой бюджет, за который можно снять практически всё что угодно, если тратить, конечно, на кино. Большую часть этих денег, чуть больше половины, дала компания Gaijin Entertainment. 30 миллионов рублей выделило Министерство культуры, это грант Министерства культуры был, они нам выделили деньги ещё осенью 2014 года. 19 миллионов рублей выделило Министерство культуры и спорта Казахстана — тоже с подачи нашего министерства.

И. ИЗМАЙЛОВ: Андреевская и Измайлов. 16 ноября состоится всероссийская премьера фильма "28 панфиловцев", нашумевшего, большой работы, воистину народного фильма, наверное, справедливо будет сказать, первого народного фильма, в подмосковном Волоколамске, где, конечно, и должно, наверное, пройти это событие. Андрей Шальопа, российский режиссёр, сценарист и продюсер, режиссёр фильма "28 панфиловцев", с нами этим вечером.

А. ШАЛЬОПА: Один из режиссёров.

И.И.: Один из, да. Андрей, приветствуем вас, добрый вечер!

С.А.: Здравствуйте!

А.Ш.: Приветствую!

С.А.: У меня первый вопрос: почему Брянск увидел первым этот фильм?

А.Ш.: Брянск?

С.А.: Да. Я сегодня в новостях увидела, когда изучала тему: "В Брянске покажут до премьеры", "Брянск увидел "28 панфиловцев" до премьеры".

А.Ш.: В первый раз слышу.

С.А.: Вот видите, как полезно к нам ходить иногда.

А.Ш.: Дело в том, что премьерные показы проходят в очень многих городах России. То есть в тех городах, где будет прокат, там местные кинотеатры, Дворцы культуры, всякие прочие учреждения развлекательные, они проводят премьеры, премьерные показы нашего фильма, то есть прокат начинается с 24 ноября у нас.

С.А.: А это законно?

А.Ш.: Конечно. Это делается с нашего благословения.

С.А.: Хорошо. 

А.Ш.: Они все примерно в одни и те же даты.

С.А.: Ладно. Принято. Почему Волоколамск, а не Москва?

А.Ш.: Это же естественно, потому что 28 панфиловцев — это битва за Волоколамское шоссе возле города Волоколамск.

С.А.: А почему такая прямая связь? В этом какая суть?

А.Ш.: В этом году 75 лет битве под Москвой.

С.А.: Нет. В этом есть суть, где должна состояться премьера?

А.Ш.: Она могла состояться в Москве запросто, например, в киноцентре "Октябрь".

С.А.: Вы ожидаете столько же людей в Волоколамске, сколько было бы в Москве?

А.Ш.: Я ожидаю полный зал, битком набитый, потому что на премьерный показ хотят попасть очень многие, а мест ограниченное количество.

Если бы мы билеты продавали, это был бы стадион
Андрей Шальопа

С.А.: А у вас уже всё, списки заполнены?

А.Ш.: Даже меня с моей съёмочной группой ограничили в количестве мест.

С.А.: А зачем вам? Вы и так всё видели, создавали.

И.И.: Вы профессиональный режиссёр? То есть вы к кино имеете отношение давно?

А.Ш.: Во-первых, Ильфа, например, трудно назвать автором "Двенадцати стульев". Мы всегда говорим Ильф и Петров. Нас работало двое, нас два режиссёра: я и Ким Дружинин. То, что я во всех СМИ хожу, значит, и представляю наш фильм — это не значит, что я один его делал. На самом деле его делала вообще группа, а режиссёра у нас два. Вот поэтому с точки зрения режиссёрской работы — это фильм мой и Кима. У меня нет специального образования. У меня образование экономическое. Но я сценарист, я работаю давно сценаристом, и у меня большой опыт работы на кино и телевидении, написал много уже всяких разных сценариев, кучу, короче говоря, бумаги извёл. А Ким в это время — у него актёрское образование — он уже давно работает режиссёром. Он профессиональный режиссёр, давно снимает кино.

И.И.: А вообще первый народный фильм?

А.Ш.: Это первый народный фильм, но дело в том, что такого масштаба кино, в принципе, у нас немного снимают в России. У нас, допустим, есть несколько релизов в год, и то в этом году — это Год российского кино — можно сказать много релизов, а так у нас обычно два больших фильма в год делается.

И.И.: Когда вы начинали, вы тогда уже верили, вы знали, что 16 ноября 2016 года состоится премьера, что вы пройдёте этот путь?

А.Ш.: Конечно, нет. Конечно, этого не знал. Сценарий был написан в 2009 году. Я, чтобы вы правильно понимали, не продюсером на тот момент был, не бизнесменом. Я просто написал сценарий фильма, который хотел бы снять, в 2009 году. В 2011 году должно было быть 70 лет битве под Москвой, и я подумал: отлично, за это время можно снять кино и выйти как раз с релизом, к 70-летию битвы. Но, видите, оказалось, что только к 75-летию получилось.

И.И.: К сожалению.

С.А.: А сразу подхватили, одобрили вашу идею? Помощь пошла?

И.И.: Нет, подождите. Почему 28 панфиловцев вы взяли?

А.Ш.: Это, конечно, вопрос, который ставит в тупик на протяжении всего времени меня. Смею полагать, что я являюсь деятелем культуры.

Я — художник, делаю искусство. И в самом искусстве отражаю то, что меня волнует, то, что мне интересно
Андрей Шальопа

И.И.: Почему вас это волнует — вы проживаете эту историю в чём? Это история о героях, это о людях, это история о войне — почему, внутри вас что было, что вы сели и написали?

А.Ш.: Потому что это героика, а я очень люблю истории о героях. А 28 панфиловцев — это очень красивая история, помимо того, что это история настоящая, кроме всего прочего, она очень красивая, потому что это битва малого числа героев против большого числа врагов, и битва самоотверженная.

Это подвиг, это история самоотверженности. Это очень круто. И причём это очень известный подвиг
Андрей Шальопа

Очень известный подвиг — оглядываясь назад, не так много подвигов Великой Отечественной войны, которые сразу на слуху. Это один из таких подвигов, и фильма нет — какая удача.

И.И.: То, что произошло за эти годы, с 2009 года, когда массово вновь начали говорить о том, что конкретно эти фамилии не умерли, а они прошли всю войну, дожили — а корректно ли, а можем ли мы?

А.Ш.: Это чистая ерунда. На самом деле, то, что подвиг был, сомнений никаких нет. Тут проблема в чём — возник интернет-мем "подвига не было".

И.И.: Да.

А.Ш.: А это чушь. Возникло это, в общем-то, я уж не знаю, я не сторонник теории заговора, но это случилось, такой мем возник, и теперь люди, которые в первый раз слышат о панфиловцах, они что делают — они заходят в "Википедию", набирают в поисковой строке "28 панфиловцев".

И.И.: Дожили, да.

А.Ш.: И попадают на первую ссылку, попадают в "Википедию", а там написано: "Подвига не было". Они: "О!", и они сразу первым делом пишут мне письмо, а что же вы такой дурак, не знаете, что оказывается, подвига-то не было.

На самом деле, это не так, подвиг, конечно же, был, и он был, я думаю, очень похож на то, что зрители увидят в кино
Андрей Шальопа

И.И.: Но всё равно собрался подвиг — здесь можно смело сказать — 1941—1945, всего народа.

А.Ш.: Конечно. Несмотря на всю конкретику, легенда о 28 панфиловцах — это всё равно образ битвы за Москву, это образ самоотверженности русских солдат, советских.

И.И.: То, что идёт в былины. 

А.Ш.: Да. Абсолютно верно. Это часть культуры. А что касается исторической — неисторической точности, в кино её никогда не бывает.

С.А.: Но вы хотя бы старались?

А.Ш.: Нет, я имею в виду сейчас не исторические детали, а я имею в виду историческую точность с точки зрения, например, кто-нибудь снимает байопик, например, "Легенда № 17" — это байопик. Он вообще не похож на жизнь Харламова.

С.А.: Мне кажется, нельзя сравнивать "Легенду № 17" с вашим фильмом.

А.Ш.: Я просто говорю о том, что эта история совсем недавняя, казалось бы, и люди снимают кино — это кино, это произведение искусства, они позволяют себе уйти от истории.

С.А.: Всё равно нельзя сравнивать то событие и ваше событие.

И.И.: Нельзя уходить от истории.

С.А.: Нельзя сравнивать легенду с подвигом.

А.Ш.: Сравнивать нельзя, я просто говорю о кино как об искусстве. Правомерно ли уходить в искусство, отдаляясь от истории в художественном фильме?

С.А.: Но вы хотя бы старались в этом фильме историческую точность соблюсти? Или не старались?

А.Ш.: Не только историческую точность соблюсти — это мало того.

На самом деле была задача у нас дать ответ на вопрос: как это произошло, и максимально точно его дать. Как так случилось, что там маленькая группа воинов смогла остановить или задержать немецкие танки
Андрей Шальопа

И.И.: Этот вопрос, действительно, через всю войну проходил.

А.Ш.: Совершенно верно. И чтобы ответить на него точно, нужно быть очень точным в деталях.

И.И.: А почему люди подхватили, почему поддержали, почему начали давать деньги? Сегодня мы с вами немножко о политике начали говорить, но мы, народ, что привык платить за попкорн и за продукт в своём телевизоре или в кинотеатре, а так, чтобы дать деньги на то, чтобы появилось что-то, а ещё неизвестно, появится или нет, — люди вам поверили — почему?

А.Ш.: Это для меня загадка, если честно. Я не знаю, как, почему это произошло, я могу только придумывать, но надо сказать, что нас очень сильно поддержал Дмитрий Пучков — есть такой известный человек.

И.И.: Да, Гоблин.

А.Ш.: Он человек авторитетный, и он на своём сайте oper.ru кинул клич: ребята, вот тут есть люди, я их лично знаю, они ребята хорошие и не бездарные, они хотят сделать такую вот правильную вещь — давайте все вместе скинемся и поможем деньгами. Корневая аудитория этого сайта принесла самое большое в процентном содержании количество донаций. Это очень важный фактор.

И, без сомнения, голод по какому-то истинному патриотизму, не напускному, не коммерческому, а истинному, и голод по героике, потому что реально устали
Андрей Шальопа

И.И.: Своим. Не американским бестолковым.

А.Ш.: Мало что американские, просто устали от того, что наша история на протяжении последних 10—20 и больше лет замазывается грязью. Нам всё время говорят: мы — страна, в которой предавали, там предатели, террор, там всё время убивали, и всё уже настолько от этого устали, и ты чувствуешь просто, что твои корни, на которые ты хочешь опираться, это на самом деле сплошь какие-то предатели и убийцы или жертвы. А это, вообще-то, не так. На самом-то деле, мы — народ героический, и у нас очень много героических моментов в истории, очень много героев. Лично я, например, от этого устал и испытываю личную потребность в этом, и народ, оказывается, так же устроен.

И.И.: То есть здесь получилось, что мы не ждём, что нам будут снимать нормальные фильмы, условно, "сверху", и произошла вот эта организация "снизу".

А.Ш.: Так и должно быть, да.

И.И.: Запрос оформился.

А.Ш.: Да. Запрос оформился, в итоге неожиданно чуть ли не в общественное движение, то есть люди объединились для того, чтобы что-то создать. Мы там финансовые отчёты не предоставляли, да это было бы и бессмысленно, но мы всё время поддерживали общение с сообществом, всё время рассказывали, что мы делаем, на что мы тратим деньги — эти деньги мы сразу тратили. Мы собирали деньги в течение двух лет.

С.А.: Сколько собрали?

А.Ш.: Мы собрали почти 35 миллионов рублей.

И.И.: Это много для сбора вот так?

С.А.: А спонсоры были?

А.Ш.: Это много для сборов, но мало для фильма — вы совершенно правы.

С.А.: Кто добавил?

А.Ш.: На сегодняшний день бюджет картины порядка 150 миллионов рублей. На самом деле, это большой бюджет. Это большой бюджет, за который можно снять практически всё что угодно, если тратить, конечно, на кино. Большую часть этих денег, чуть больше половины, дала компания Gaijin Entertainment. Gaijin Entertainment — компания, которая выпускает игру "Гром войны", War Thunder, онлайн-игры. 

И.И.: А, вот и спрашивали, имеет ли отношение Gaijin.

А.Ш.: Да. Они вообще нам помогали по всем статьям, не только финансово, но, в частности 30 миллионов долларов.

С.А.: Как по Фрейду.

А.Ш.: 30 миллионов рублей выделило Министерство культуры, это грант Министерства культуры был, они нам выделили деньги ещё осенью 2014 года. 19 миллионов рублей выделило Министерство культуры и спорта Казахстана — тоже с подачи нашего министерства.

И.И.: Культуры?

А.Ш.: Министерства культуры, да.

С.А.: Казахстан дал деньги ещё плюс?

И.И.: Да, Казахстан ещё.

А.Ш.: Но это, вообще, заслуга, я считаю, министра нашего Мединского, в огромной степени.

С.А.: Нет, но это вообще, всё хорошо.

А.Ш.: Он инициировал это, да.

И.И.: Подождите, он инициировал или он подхватил, когда увидел, что это может ему быть в плюс?

А.Ш.: Министр Мединский — я понимаю, что это человек, который сильно на слуху. На мой взгляд, это происходит потому, что он один из немногих чиновников, которые много и активно что-то делают. Что касается этого альянса "Кино народное", которое поддержало министерство — лучше и придумать нельзя, на самом деле.

И.И.: Нельзя с вами поспорить здесь. Всё бы так, если бы он не открывал доску Маннергейма и упорствовал потом, с достойным лучшего применения, с тем, чтобы её снять и убрать. И он этого не сделал.

А.Ш.: У нас происходят, наверное, сотни, если не тысячи подобных событий в стране: реставрируются всякие исторические памятники, устанавливаются доски, памятники. Всё это имеет отношение к министру культуры. Делается это в очень-очень большом количестве.

И.И.: Нет, тут он сам приехал, открывал, и потом ещё отстаивал её, кстати.

А.Ш.: Я считаю, что вещи никак не связанные.

И.И.: А это же Великая Отечественная война, это Маннергейм, это блокада.

С.А.: Андрей, а вы читали статью, ещё в 2015 году, по поводу фильма вашего на "ИноСМИ"? Не было? Не попадалась у вас? 

А.Ш.: Смотря какую статью.

С.А.: BBC. Как вы хотели развенчать миф.

И.И.: "Миф популярнее реальности".

С.А.: "Миф популярнее реальности".

А.Ш.: Ну, BBC — это известная такая….

С.А.: А давайте я зачитаю, буквально первое предложение.

И.И.: Значит, хороший фильм, надо брать, понимаешь, раз BBC пишет.

С.А.: "Госархив России рассекретил документы, разоблачающие каноническую советскую историю о 28 героях-панфиловцах. Несмотря на то что миф развенчан, многие продолжают верить в него, то есть в оригинальную версию мифа", — они пишут. А BBC пытается разобраться в мифологизации военного образа — и такая большая статья тут со всеми.

А.Ш.: А как они разбираются? В чём они разобрались вообще?

С.А.: Тут много чего. Вы читали или нет? Вот вы обращаете на это внимание?

А.Ш.: Нет. Я стараюсь фильтровать, и друзья мои мне присылают.

С.А.: Но споры-то вызывает эта тема, это событие. Ваш фильм вызывает споры.

И.И.: Света, они хотят, чтобы наши герои вызывали в нас сомнения. 

А.Ш.: Для них это естественно. Я даже больше скажу: когда показали, Назарбаев и Путин посмотрели наш фильм в Астане, то по BBC тоже вышла статья, которая была озаглавлена, по-моему, "Путин пытается реанимировать миф времён войны для поддержания…"

И.И.: Миф!   

А.Ш.: Хотя это полный бред вообще. Причём тут вообще Путин? И тем более почему это миф? Теперь, что касается документов, которые рассекретили, это вообще полная чушь. Никто их не рассекречивал, эти документы, они давным-давно напечатаны, и все их знают. Они никак не развенчивают подвиг, вообще никак. То есть работает всё тот же мем. Я не знаю, какую цель преследовал директор Госархива Мироненко, когда везде кричал о том, что это миф. Я не понимаю, зачем он это делал.

И.И.: Он там не только же этим "прославился".

А.Ш.: Но просто зачем? Я не понимаю, для чего? Он же сам прекрасно понимает, что это неправда, что документы, которые у него есть на руках, никак не развенчивают подвиг. Вообще никак. Даже его подтверждают. Потому что справка-доклад, скан справки-доклада, и над ним заголовок — вот вся правда об этом негодяйском мифе. Естественно, что читается только заголовок — десять страниц текста, какой же пользователь Сети это прочтёт. А если их прочитать, это очевидно, вообще никакого отношения к развенчанию подвига не имеет.

Подвиг был. Там это прямо написано в этой справке
Андрей Шальопа

С.А.: Андрей, у вас не возникало желания по современности пройтись?

И.И.: По современным героям?

С.А.: Написать сценарий, да. Естественно, сегодня тема гремит с Улюкаевым. Вообще, потом, через 30 лет, будем тоже говорить, что это миф всё или это реальность.

И.И.: Андрей, у нас, к сожалению, минута остаётся. Сейчас ребята пытаются тоже сделать народный фильм об образовании. С вами как-то они связывались?

А.Ш.: Вы имеете в виду Константина Сёмина?

И.И.: Да.

А.Ш.: Да.

И.И.: У нас могут пойти сейчас народные фильмы?

А.Ш.: У них идёт сбор средств, у них это получается. Это, очевидно, говорит о том, что тема востребованная, что это нужно, поэтому тут даже и двух мнений быть не может. В этом смысле этот сбор пожертвований красноречиво говорит о том, нужно это людям или нет.

И.И.: То есть люди даже сегодня, в столь сложной ситуации, когда поднимаются цены, налоги растут, всё равно готовы отдать копейку за то, чтобы поддержать?

А.Ш.: Конечно. Как выясняется, да.

И.И.: Спасибо!

С.А.: Спасибо вам!

И.И.: Да, а вот тут вас спрашивали, когда Москва увидит фильм? Значит, завтра Волоколамск?

А.Ш.: Первые сеансы, скажу по секрету, появятся в кинотеатрах 19-го числа, до начала проката, но они уже будут, и уже на них продаются билеты.

И.И.: Спасибо! Андрей Шальопа, российский режиссёр, сценарист и продюсер, режиссёр фильма "28 панфиловцев", который выходит уже завтра.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров