Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
23 ноября 2016, 09:11

Станислав Кучер: Нынешний экономический кризис в РФ связан со сталинским прошлым

Журналист и публицист Станислав Кучер заметил, что важно уметь оценить историю так, чтобы в будущем не допускать повторения ошибок.

Фото: © L!FE/Владимир Суворов

Фото: © L!FE/Владимир Суворов

Полную версию программы "Позиция" со Станиславом Кучером слушайте в аудиозаписи. 

С. КУЧЕР: Я считаю, что каждый из нас может очень многое изменить в жизни — и своей собственной, сделав её более осознанной и общественной. Посмотрите, что происходит сейчас. На этой неделе Денис Карагодин...

В. ШЕСТАКОВ.: ...впервые получил на руки акт о расстреле своего прадеда с именами непосредственных исполнителей.

С.К.: Да, это произошло на этой неделе. А до этого в течение пяти лет этот парень скрупулёзно, дотошно расследовал обстоятельства убийства своего прадеда. Понятно, что ему было нелегко, он имел дело с той самой жёсткой государственной машиной, той самой системой, с ФСБ, которая отклоняла его запросы. У него были достаточно серьёзные проблемы в процессе работы, но он своим примером — а это не олигарх и не государственный чиновник — показал, что это возможно при наличии упорства. Он своей цели достиг: узнал имена палачей, проследил всю цепочку от исполнителей до Кремля. Кстати, в этой цепочке есть и соучастники, в том числе и водители этих "чёрных воронков", которые увозили его деда. Он узнал имена людей, которые были расстреляны с ним в один день, а это как минимум 66 человек. И этот парень, осуществив такой поиск, показал всем, что достижение собственной цели возможно, и поднял общественную дискуссию. И знаете, что он хочет сделать дальше? Обратиться в суд по обвинению убийц своего прадеда в организации массового убийства по предварительному сговору, используя уголовную статью.

Это первый случай в российской и советской истории, когда гражданин Российской Федерации хочет дать Сталину и сталинскому государству оценку не с политической точки зрения, как это делал Хрущёв, а с точки зрения Уголовного кодекса
Станислав Кучер

То есть ему важно, чтобы суд признал Сталина и тех людей уголовниками.

В.Ш.: Дело в том, что срок давности по статье об убийстве — до 15 лет, по-моему?

С.К.: Ни вы, ни я не юристы. Безусловно, срок давности существует, и Денис пишет об этом на своём сайте. Но парень обложился достаточно серьёзными документами, он общается с юристами, все дела прорабатываются, он понимает все минусы, он хочет обратиться в Госдуму с тем, чтобы изменить законодательство, в том числе внести поправки в Уголовный кодекс. Я не знаю, что там написано о массовых убийствах, но тем не менее изменить Уголовный кодекс можно с помощью Государственной думы.

И последний момент, который предельно важен, — внучка палача не знала о том, что это в их семье произошло, она прочла об этом событии, осознала всё и написала Денису письмо. Вот это по-настоящему круто.

В.Ш.: "Не получится. Ведь те, кто убивал, наверняка — герои СССР", — пишет слушатель.

С.К.: Я, Денис, вы и многие, кто поддержал это расследование, — не совсем уж наивные люди. Мы прекрасно понимаем, что сделать то, что он хочет сделать, а именно — привлечь сталинское государство и конкретных исполнителей как уголовников, будет непросто, а может, и вообще невозможно. Тем более в стране, где вовсю обсуждаются идеи установки памятников Сталину в разных городах. Но самое главное, что человек начал важнейший разговор, общественную дискуссию. Это уже началось, процесс пошёл — шквал запросов об интервью со стороны самых разных СМИ, включая федеральные. Денис не знает, как на эти запросы реагировать, он не верит в то, что федеральные СМИ хотят сделать правдивую историю. Это, кстати, тоже серьёзный показатель. Я, например, верю в искренность многих людей, кто обращается к нему за интервью, я верю, что они хотят сделать хороший репортаж. А человек не верит. Представляете, как себя зарекомендовали наши коллеги? Очень важно, что Юлия, внучка палача, ответила ему и написала очень сильное, мощное письмо, которое, я считаю, нужно читать всем. Очень многие написали мне о том, что мы таким образом расколем страну, тем более в столетнюю годовщину Октябрьской революции. Потомки тех, кто расстреливал, будут ссориться и драться с потомками тех, кого расстреливали, зачем нам это нужно? А на самом деле пример общения Дениса и Юлии — это пример того самого национального примирения, объединения российской нации, которое сейчас так необходимо, если верить заявлениям наших руководителей. Ничто не объединяет людей так, как осознание общих проблем в своём прошлом и нахождение общего языка в разговоре об этих проблемах, осуждение преступлений, способность перешагнуть через них и идти дальше. И очень здорово, что сейчас речь идёт именно не о сыновьях и даже внуках репрессированных, а уже правнуках. Тот же самый Денис родился после смерти Брежнева, это человек из поколения нулевых, он никогда не был ни комсомольцем, ни пионером. И для него это действительно личный поиск, для него нет никакой большой политики, никакой большой идеологии. Он предлагает совершенно новый способ выяснения отношений с нашим прошлым. Это принципиально важно.

В.Ш.: А надо ли вообще выяснять отношения с нашим прошлым? Может быть, просто помнить его хорошо?

С.К.: А как его можно хорошо помнить, если часть этого прошлого просто скрыта? Ему потребовалось пять лет, чтобы узнать определённые факты. Конечно, с прошлым нужно разбираться. Другое дело, что не нужно делать это в истерике, нужно спокойно на это смотреть. Мы здесь приходим к совершенно философской теме. В христианстве, буддизме есть просто тезис: "Откажись от родителей своих". Это не значит, что нужно родителей бросить и забыть.

Это значит, что нужно понять разницу, где начинаешься ты сам, а где — твоя личность, сформированная под влиянием взглядов и убеждений твоих родителей
Станислав Кучер

У каждого из нас есть разные семейные истории, что-то нам в наших родителях нравится, что-то — нет. Наша задача — в определённый момент, посмотрев на своих родителей, понять, что в нас есть лучшее от них, развивать это лучшее и избавиться от недостатков, которые, возможно, мы унаследовали. Точно такой же подход можно перенести на всё наше прошлое. И именно этот подход сейчас предлагает нам Денис.

Возвращаясь к вопросу, удастся ли признать этих людей уголовниками, представьте себе, что вслед за Денисом подобные запросы в ФСБ направят тысячи людей, которые хотели узнать правду о своих семьях, но не могли это сделать, потому что не верили. Это уже будет огромная волна. Даже если не будет судебного разбирательства по уголовному делу в отношении Сталина и тех самых исполнителей расстрельных приговоров, в любом случае это будет грандиозная дискуссия, в ходе которой миллионы людей по всей стране узнают правду и иначе посмотрят на то самое прошлое, которое сейчас им пытаются преподнести в мифологизированном виде — про великого государственного деятеля Сталина, благодаря которому у нас на 15% снизился уровень жизни по итогам нынешнего кризиса.

Вот пока люди не поймут, что эти вещи связаны — нынешний экономический кризис, неспособность России адекватно из него выйти и сталинское прошлое — мы снова и снова будем сталкиваться с такими, мягко говоря, проблемами
Станислав Кучер

В.Ш.: Слушатель отмечает, что сын за отца не в ответе и дети не в ответе за своих отцов.

С.К.: Я прошу слушателя внимательно читать тексты и слушать слова. Денис не призывает к ответственности детей, внуков, правнуков. Никто не подаёт в суд на ту же самую внучку. Если у кого-то в семье есть люди, которые были вертухаями, стукачами или убийцами, никто не призывает их каяться, это их личное дело. Вопрос в том, что один конкретный человек узнал правду о своей семье и с помощью этой правды другой человек узнал часть неприятной правды про свою семью. У неё в семье, кстати, были репрессированные. У огромного количества людей в нашей стране в одних и тех же семьях были и жертвы, и палачи, и это — одна из главных трагедий октябрьского переворота 1917 года. Поэтому здесь никто не призывает ни к чему конкретному, типа "иди сядь в тюрьму за своего деда". Нет, это дело совести каждого.

В.Ш.: Слушатели отмечают, что может запуститься очень опасный механизм ненависти к своим родственникам.

С.К.: Во-первых, человека этого давным-давно нет на свете. Стоит внимательно почитать письмо Юлии. Да, она пишет, что она с горечью и болью узнала эту неприятную правду, но она это пережила, она знает, что другие близкие члены её семьи не знали об этом или не имели к этому никакого отношения. Вопрос же не в том, чтобы узнать правду и возненавидеть человека. Надо ненавидеть не человека, а грех. Нужно осуждать поступок, нужно понимать, в чём заключалось зло конкретного поступка. Никто не просит её пойти, откопать своего прадеда или деда из могилы и учинить над ним какую-то символическую казнь. Всё должно произойти в сознании человека, он должен понять и принять неприятную правду и не повторить ошибок своих предков.

В.Ш.: Слушатели продолжают спорить: "Ну, засудят Сталина и что? Цены на ЖКХ упадут? Жизнь будет лучше?"

С.К.: Можно обстебать и высмеять любую идею и начинание. Это примерно то же самое, как если бы немцы после смерти Гитлера сказали: "Зачем проводить денацификацию? Всё равно этого уже нет. Что, у нас теперь экономика будет лучше восстанавливаться?" Как ни странно, можно всем ответить, что да, когда ты знаешь историю и называешь вещи своими именами, тебе намного проще жить сегодняшним днём и строить будущее, в котором ты не будешь делать ошибок, приводящих к экономическим катастрофам. Потому что в основе любой экономики лежит такие простые понятия, как "культура" и "человеческие взаимоотношения", в том числе "правда" и "ложь". Экономика, основанная на правде, более эффективна.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров