Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
25 сентября 2016, 11:00

Новые Маугли. Детский врач — о "гаджетовых" детях

Коллаж © L!FE  Фото: © flickr/Kate, Thomas Shahan

Коллаж © L!FE  Фото: © flickr/Kate, Thomas Shahan

Что такое компьютер (стационарный, ноутбук, айпад, айфон...) для родителей? Для сознательных — источник информации и окно в мир, которое можно открывать вместе с ребёнком. Для несознательных — затычка, которая позволяет выключить ребёнка настолько, насколько необходимо. А насколько необходимо — зависит от степени сознательности. Если в дороге, когда маленький человек уже устал и его надо чем-то занять, — одно. Если на приёме у врача, когда надо отвлечь любой ценой, — тоже одно. А если дома, когда надо, "чтобы отстал", — совсем-совсем другое.

Почему так? Прежде всего потому, что компьютер влияет на развитие ребёнка. В игровой индустрии заняты лучшие умы человечества. Они придумывают сценарии, облекают их в формы, всё более и более приближающиеся к действительности, озвучивают так, что напрочь стирается грань между реальностью истинной и виртуальной.

Мозг развивается по записанной в нём генетической программе. Именно она определяет порядок установления связей между миллиардами нервных клеток. А количество таких связей определяет степень развития мозга.

Для того чтобы они (связи) состоялись, необходимо постоянное поступление информации от всех чувствительных систем. От зрительной, слуховой, обонятельной, тактильной. Ребёнок увидел приближающийся поезд. Услышал перестук колёс по рельсовым стыкам. Почувствовал запах горячего металла. Увидел уже рядом большой-пребольшой локомотив и вереницу вагонов. Следом он берёт несколько брусочков, двигает их, говорит: "Тук-тук, тук-тук". И произошло чудо! Он сформировал образ. Зрительный. Слуховой. Тактильный (он ведь руками брал кубики!). То есть он сформировал ПОЛНЫЙ образ.

А вот он взял в руки планшет. И чуда не произошло. Поезд на экране намного красивее. Можно выбрать локомотив, можно подобрать и построить вереницей вагоны, и он поедет, и будет гудеть, и будут стучать колёса… Только вот ПОЛНОГО образа не будет. Будет только зрительный и слуховой.

И, что не менее важно, ребёнку не будет нужды ПРЕДСТАВИТЬ, что кубики — это вагоны. Они уже нарисованы — объёмно, красиво и в высшей степени реалистично! Те самые лучшие умы сделали всё за ребёнка. Что в итоге? Он недополучил чувствительной информации, сооружая состав из кубиков, чувствуя их и свои движения. 

А есть ещё ситуационные игры. Вспомните, кто сможет, дочки-матери. Кто-то — мама, кто-то — дочка, иногда и мальчишек включали. На роль папы. Распределяются роли, моделируются и проигрываются ситуации семейной жизни... Никаких готовых сценариев. Всё — экспромтом. Опыт нескольких семей сливается в одну Игру. Именно Игру с большой буквы.

Что сейчас взамен? Всё то же, но на экране. Можешь стать дочкой, можешь — мамой, можешь мыть малыша, ходить в магазин, ругаться с мужем… Только на экране. Не в кругу друзей и знакомых, с которыми где-нибудь во дворе, под акациями, устраивается, по сути, спектакль — нет. Дома, в кресле, на экране… Какой экспромт? Только в рамках, предусмотренных сценарием. Какая сенсорная нагрузка? Двигать пальцем по экрану.

В результате формируется не столько недостаточность информации (чего-чего, а информации гаджет даёт предостаточно). Формируется её дефектность. Ведь задействованы только зрительная и только звуковая системы. В растущий мозг закладываются плоские экранные образы. Без ощущений, которые получают пальчики. Рамки сценария игры никак не стимулируют воображение. Потому что выбраться за них невозможно.

Что мы получаем в итоге? То, что специалисты называют сенсорной (то есть чувствительной) депривацией, или недостаточностью. Что происходит на фоне депривации в мозге? Развивается зрительная кора. Развивается слуховая. Развиваются связи между ними. И оказываются "в загоне" зоны, ответственные за тактильную чувствительность и за ощущение движения. Дефектный поток сенсорной информации обеспечивает дефектное, неполноценное развитие мозга.

Прекрасным примером того, к чему приводит депривация, является феномен Маугли — дети, выросшие в лесу, среди диких зверей. Лишённые контакта со сверстниками, условий для нормального развития. По сути тяжёлые не только социальные, но и психические инвалиды. Я не хочу сказать, что айпад формирует инвалида, нет. Но он закладывает в наших детей немного (или много) от тех самых Маугли.

Фото: © Flickr/Steve Paine

Дети, выросшие на айпаде, испытывают сложности с перевоплощением, их представление о жизни формируется только по плоским экранным образам и только в рамках заложенных в игры сценариев. Им сложно самовыразиться в некомпьютерном творчестве.

Они испытывают проблемы в общении. И в коллективе, и когда один на один. Им труднее адаптироваться в сложных жизненных ситуациях (игровой сценарий всё не предусмотрит, а детство прошло перед экраном). Им абсолютно комфортно лишь в компьютерном социуме. Только вот какова вероятность того, что они жизнь свою посвятят развитию информационных технологий? Ведь пользоваться гаджетом как игровой приставкой начинают сейчас года в три. Какая уж тут профориентация? А жизнь — штука порой суровая. И многое заставляет доигрывать уже во взрослом состоянии. Только вот возраст уже не тот…

Если всё с компьютерными игрушками так плохо, что мы можем сделать?

Прежде всего, "переустановить систему". Гаджеты должны быть только источниками информации. Они нужны, чтобы прогуглить новое слово или понятие, подобрать картинки или на YouTube показать, как летит в океанской толще манта, как взлетает ракета или как расправляет гигантскую стрелу подъёмный кран. Быстро найти и послушать любимую песню. Список может быть бесконечным.

Игры — табу. Развивающие игры — только рядом с нами. Играя вместе с ребёнком, мы можем легко и просто регулировать время общения с гаджетом.

Никогда не использовать гаджет как затычку для того, чтобы чем-то занять ребёнка и чем-то заняться самим.

Как можно дольше не покупать ребёнку смартфон. Понты понтами, а в школу пусть ходит с кнопочным. Для чего нужен телефон ребёнку? Позвонить маме, ответить на звонок, в крайнем случае — показать, где ребёнок находится. Никаких игр в этом списке нет. Да и много ль наиграешь на кнопочках?

Если постараться следовать этим правилам — вероятность вырастить Маугли будет стремиться к нулю. Хотя, конечно, если папа все вечера проводит перед экраном, расстреливая вражеские танки… 

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров