Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
10 октября 2016, 05:00

Правительство создаёт крупнейшее хранилище опасных вирусов

Коллаж © L!FE. Фото: © Flickr/blueskyjunction photography/Web Conceptions/Ronny Richert/ © Wikimedia Commons

Коллаж © L!FE. Фото: © Flickr/blueskyjunction photography/Web Conceptions/Ronny Richert/ © Wikimedia Commons

Минтруд согласовал законопроект Минздрава "О национальной коллекции патогенных микроорганизмов". Об этом говорится в письме Минтруда, которое было направлено в Минздрав 27 сентября (копия есть у Лайфа).

Патогенный — значит приводящий к болезни. Как говорится в законопроекте, национальная коллекция — это реестр, который объединит все патогенные микробы, хранящиеся сейчас в разных отдельных коллекциях.

Например, это коллекция научно-исследовательского противочумного института "Микроб". Там хранятся бактерии, которые являются "возбудителями особо опасных инфекционных болезней". Некоторые из них живут в хранилище уже больше века. Например, штаммы холерного вибриона (Vibrio cholerae O1) хранятся с 1910 года, чумной палочки (Yersinia pestis) — с 1912 года, сибирской язвы (Bacillus anthracis) — с 1935 года.

Ведущий научный сотрудник Института фундаментальной и клинической иммунологии Александр Чепурнов пояснил, что коллекции целесообразно так и оставить разъединёнными физически. Нет смысла свозить в одно место вирусы, бактерии и грибы: ими занимаются разные специалисты.

Важно, чтобы они были и чтобы их было много, сказал эксперт.

Микробы помогают создавать новые лекарства

Бактерии нужны прежде всего учёным, которые разрабатывают лекарства и вакцины. Из таких коллекций они и могут взять необходимые для разработок штаммы. К примеру, в Новосибирской области при государственном научном центре вирусологии и биотехнологии "Вектор" есть коллекция вируса оспы.

— Это уникальная коллекция. Их всего две в мире: одна в США, другая у нас, — отметил кандидат биологических наук Михаил Супотницкий.

Фото: © Flickr/Lorena Huerta

В центре "Вектор" был разработан препарат от оспы НИОХ-14. 

При этом, как рассказал Михаил Супотницкий, сейчас учёные разрабатывают препараты с использованием вируса оспы, которые можно будет применять и для лечения других заболеваний. 

— У этого вируса очень большой геном, и он обладает способностью выделять очень много разных биологически активных веществ, — сказал эксперт.

Как сказано в работе учёных Новосибирского государственного университета, "вирус натуральной оспы — источник новых медицинских препаратов". Этот вирус может теоретически использоваться в препаратах, которые помогают при септическом шоке (воспалительное состояние организма, возникающее как системный ответ на бактериальную инфекцию), ревматоидном артрите (болезнь суставов), церебральной малярии (инфекционная болезнь).

"На примере вируса натуральной оспы мы пытаемся реализовать подход, который, в принципе, использован при применении змеиного яда, — сказано в работе. — При "природном" способе попадания в организм человека — через укус змеи — змеиный яд часто приводит к смертельному исходу. Однако введением того же самого яда (или его компонентов) в очень малом количестве в определённые препараты можно добиться в ряде случаев высокого лечебного эффекта".

И если "обычное заражение" оспой часто приводит к смерти, то "использование определённых индивидуальных белков этого вируса может быть эффективным при лечении различных, в том числе тяжёлых патологических состояний человека, тех, для которых пока не найдено методов лечения или которые поддаются лечению с большим трудом".

Фото: © Flickr/reynermedia

Микробы — для международного обмена

По мнению экспертов, создание национальной коллекции облегчит взаимодействие с зарубежными партнёрами.

Насколько я сам сталкивался с обменом (и речь не только о самих микроорганизмах, но и об их биологическом материале), это очень сложная кухня, сказала Александр Чепурнов. Поэтому если бы у нас была централизованная структура, которая решала бы, что можно, а что нельзя, что даём, а что не даём, было бы проще.

Микробы — это оружие

Коллекция бактерий — это ещё и аналог склада оружия. Кстати, бывший главный санитарный врач России Геннадий Онищенко называет это "биологическим ПРО" (противоракетная оборона). Только он применяет эту формулировку, говоря об Америке. По словам Онищенко, американцы "начинают строительство военных лабораторий вокруг нашей страны". Такие лаборатории, как он отметил, есть в том числе на Украине, в Грузии, Казахстане, Азербайджане.

— Строятся лаборатории очень мощные, с высоким уровнем защиты, позволяющие работать с особо опасными микробами, — так говорил Онищенко в программе "Момент истины" в июле 2016 года. — Там работают военные микробиологи армии Соединённых Штатов Америки. Армии!.. Есть термостатные комнаты, где выдерживается определённый уровень температуры. Будем называть это холодильником. Там накапливается специально выращенная опасная биологическая структура.

Как рассказывал Лайфу бывший член Комиссии ООН по биологическому оружию, военный эксперт Игорь Никулин, патогенные микроорганизмы — это инструмент давления на другие страны. И хотя официальных заявлений о намерении применять биологическое оружие нет, "компетентные специалисты знают, что такое оружие есть и как с этим обстоят дела".

В 2013 году были утверждены Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации, и законопроект был разработан в соответствии с этим документом.

Микробы — это дорого

Как сказано в законопроекте, при хранении микроорганизмов должны соблюдаться принципы биологической безопасности (то есть нужно следить, чтобы микробы не "убежали" из своего хранилища), защищённости от несанкционированного доступа (чтобы их не могли украсть злоумышленники).

Сегодня, разумеется, правила хранения микробов существуют.

— Сейчас эта сфера регулируется ведомственными инструкциями, — рассказал доктор медицинских наук, сотрудник Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова Владислав Жемчугов. — Их давно пора объединить и сделать единый порядок. Эта сфера очень опасная, там есть опасные вирусы, которые будут использованы для изготовления вакцины. Представьте, некоторые вещества стоят миллионы долларов, а хранят их, может быть, как попало.

По словам Александра Чепурного, сейчас финансирования на то, чтобы развивать коллекции, не хватает.

Это не даёт науку развивать в этом отношении, создавать какие-то более продвинутые, более надёжные средства защиты,  сказал он.

В хранилищах нужно ставить постоянную вентиляцию, следить за давлением, требуется сложное оборудование. Поэтому такие лаборатории недёшевы.

 Оборудование современное оценивается суммами c пятью, а то и с шестью нулями, сказал руководитель лаборатории арбовирусов Омского научно-исследовательского института природноочаговых инфекций Валерий Якименко. — Молодёжь-то сейчас не идёт к нам, потому что кушать нечего будет. Если будет принято решение оснастить лаборатории на местах, поддержать финансово научные кадры, это будет здорово.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров