"Казаки 3" — гетман, ты пьян, иди домой
Легендарная стратегическая серия про гусаров, драгунов и запорожские усы возвращается. Вот только стоило ли?
Ну прямо мистика: сначала с экрана пронзительно посмотрит полуголый казак (на голове — оселедец), потом пять абзацев текста расскажут про Речь Посполитую и Алексея Михайловича Романова, а затем кучка бедно одетых крестьян точно под зарядом амфетамина построит мельницу. Через пять минут заколосятся поля, через 10 — из старинного барака выползут пикинёры, через 15 ратуша обрастёт длинным частоколом, а через 20 — триста человек сойдутся стенка на стенку. Если под конец побоища у вас в голове не забьётся желание выглянуть на улицу и удостовериться, какой сейчас год, то знайте: начало двухтысячных вы прожили в корне неправильно.
Давно не виделись
Третьи "Казаки" появились как запоздавший гость на большой вечеринке: без фанфар, аплодисментов и лишнего шума. Но не спасло — игру мгновенно закидали (смешанными) отзывами на "Стиме", про релиз так или иначе упомянули все, а всякие "Пикабу" быстро ощетинились ностальгическими постами. Причина пристального внимания, правда, не вполне позитивная: следуя славной постсоветской традиции, украинские разработчики выпустили триквел чудовищно недоделанным. В частности — и это особенно обсуждалось в СМИ (даже неигровых) — можно было размножить свою армию комбинацией Ctrl+C — Ctrl+V. А если и это не помогало, то просто переключиться на сторону противника — и отправить его войска в логово смерти.
Сейчас читерские манёвры убрали, но техническое состояние "Казаков" оставляет желать лучшего — регулярные тормоза, некоторые кампании не грузятся принципиально, а загрузившиеся вылетают с ошибкой памяти. Мультиплеер поначалу не работал вообще, теперь зайти в "интернет-оболочку" можно, но возможны печальные последствия. Но ведь это же "Казаки"! Разве нас пугают вылеты? Конечно, нет. Нас пугает другое...
Стабильность — признак лузерства
Ничего ведь не поменялось. Сперва ратуша и несколько мельниц, потом точечный заброс по шахтовым рудникам, лесорубка, первые казармы, академия — параллельно два-три дома — лёгкое вкрапление оборонительных элементов, "защита третьей степени изучена" и… ну вот, они уже здесь. Небольшая куча-мала, затем большая, ну и финальное перетягивание каната — кто быстрее наплодит прорву солдат и набегами разорит чужие владения, тот молодец.
Влияние ландшафта и погоды, моральное состояние солдатни, индивидуальное несочетание юнитов — ха, забудьте. Тактический рисунок? Двумя пальцами, словно гитарный аккорд из поп-песни: стянуть к берегу флот, а за стеной смертников развернуть артиллерийские расчёты. Да и это — уже избыточное барство. В "Казаках 3" бал правит хаос и максимальная разношёрстность публики: "У нас было две шеренги артиллерии, 75 копейщиков, пять фрегатов, пол-отряда пикинёров и целое множество кавалерии всех сортов и расцветок". В мультиплеере — всё то же самое, но на сверхскоростях и с ругательствами в чате. Не скроем, при определённых обстоятельствах это может порадовать — агрессия, месиво, весело — но выдыхаются "Казаки" чересчур быстро.
А ведь есть ещё сюжетные кампании — череда условно связанных миссий, разбавленных текстовыми выкладками. Представлены разные нации (в частности, можно сыграть за Россию и Украину) и даже какой-то исторический контекст: восстание запорожских молодцов против мощной польской короны. Есть и другие приятные моменты — в болотистых лесах ваши богатыри встречают хлопцев с большой пушкой. Пушка застряла — хлопцам можно помочь или пройти мимо, а можно — помочь и отжать полезную штуку. Ещё позитив: игра по-прежнему не стесняется выдать вам три отряда копейщиков, кавалериста и в таком виде прогнать через половину карты — успеете ещё крестьян помучить, не расстраивайтесь.
Конец эпохи
Поймите правильно: что третья часть будет очень похожа на первую, было очевидно сразу. Никто, в общем-то, и не возмущался. Но настолько? По сравнению с "Казаками 3" StarCraft 1 и StarCraft 2 — это небо и земля, Ветхий и Новый Завет, первая и вторая половина "Психо". Если называть вещи своими именами, то третья часть — грубый ремастеринг первой, и если бы это так подавалось (и продавалось) сразу, то вопросов было бы гораздо меньше.
16 лет назад "Казаки" всем казались слегка примитивной, но разухабистой стратегией с по-хорошему "нашим" колоритом. Теперь это выпавший из времени артефакт, изредка весёлый и технически нестабильный, с очень простой графикой и внутренними правилами. Снулый привет из прошлого, не будь которого, никто бы и не расстроился. Некоторые воспоминания не стоит вытаскивать наружу. GSC Game World, давай лучше второго "Сталкера", а?
Достоинства:
- некоторые ностальгические чувства игра всё-таки вызывает;
- иногда это весело;
- исторических стратегий всё же преступно мало — пусть будет хоть такая;
- если "Казаки 3" хоть как-то приближают нас к S.T.A.L.K.E.R. 2, то мы не против.
Недостатки:
- в общем-то, это никакой не триквел, а ремастеринг первой части — числительное лишнее;
- следовательно, ничего нового — а ведь первые "Казаки" вышли 16 лет назад;
- экономика очень простая, а тактических манёвров предусмотрено примерно три;
- пока в "Казаков 3" играть очень тяжело: тормозят, вылетают, виснут, а в мультиплеере возможны неожиданные проблемы;
- явно завышенный ценник на фоне качества итогового продукта.