Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
12 января 2017, 11:15

У разбитого корыта. Как Xbox One растеряла свои эксклюзивы

Коллаж. Фото: © Flickr / Mack Male, Абсурдопедия

Коллаж. Фото: © Flickr / Mack Male, Абсурдопедия

10 января Microsoft официально подтвердила отмену Scalebound, одной из главных игр для Xbox One в 2017 году. Но это далеко не первый подобный случай с американской консолью. Обозреватель Лайфа разбирается, что и в какой момент пошло не так.

Любимое занятие геймеров со времён зарождения игровой индустрии — спорить, чья платформа круче. Первенство меряют и по уровню графики, и по количеству кадров в секунду, и по другим факторам. Но главным аргументом в священных войнах всегда были игры — у кого больше эксклюзивов, тот и прав.

И вот тут в текущем поколении консолей выявилось слабое звено, имя которому — Xbox One. Конечно, её приверженцы могут заявлять, что геймпад у неё в стократ лучше, чем Dualshock 4. Но что толку, если поводов брать его в руки с каждым годом становится всё меньше?

План таков: его нет

По сути, Xbox One с момента её анонса превратилась в настоящую консоль-импровизацию. У Microsoft, конечно, была некая стратегия и видение того, чем должно стать будущее устройство: изначально сильный акцент делался на мультимедийную функциональность. Алогичное One ("один") символизировало то, что консоль должна была заменить все гаджеты в гостиной: вот вам и ТВ-приставка, и мультимедиа-плеер, и даже немножко компьютер на Windows. Игры при этом отошли куда-то на задний план.

Впоследствии команда Xbox панически меняла фокус PR-кампании, на следующих презентациях убеждала, что "да, у нас есть игры, и вообще это главный приоритет". Компания сделала необязательным подключение умной камеры Kinect (изначально утверждалось, что без неё консоль функционировать не сможет), убрали и необходимость постоянного подключения к Интернету. Были и другие корректировки курса — но со временем стало ясно, что Xbox One превратилась в "Титаник", а совсем не задеть айсберг уже не получится.

К примеру, одна из игр стартовой линейки Ryse: Son of Rome изначально олицетворяла амбиции "обязательного Kinect". В этом экшене игрок ведёт по полю боя древнегреческие войска. Подразумевалось, что вам нужно махать руками-ногами, ставить блок и выкрикивать боевые команды взаправду, а не давя на кнопки. Но позже эту задумку кастрировали, чтобы игру можно было пройти и с геймпадом. Иронично, но по отзывам игроков второй вариант оказался куда более удобным и отзывчивым.

Другой не менее амбициозный проект, Titanfall, был условным эксклюзивом: он вышел на PC, Xbox 360 и Xbox One, но обошёл стороной консоли Sony. Его история вышла весьма плачевной, хоть и в отличии от Ryse он получился именно таким, как было задумано. Здесь проблемой оказались низкие продажи самой Xbox One: игра продавалась не слишком хорошо, а онлайн серверов стремительно падал. И вот уже вторая часть серии вышла и на PS4 — правда, снова показала не самый завидный результат. Но в этот раз её просто раздавили Call of Duty: Infinite Warfare и Battlefield 1, вышедшие с разницей в пару недель.

После Titanfall боссы Xbox попытались выкупить себе ещё один эксклюзив, но не новую серию, а сиквел уже существующей игры, перезапуска Tomb Raider. В появлении второй части никто не сомневался, но и не подозревал, что она не выйдет там, где есть оригинал. После анонса Rise of the Tomb Raider для Xbox 360 и Xbox One разработчики даже косвенно подтвердили, что речь идёт о полноценной эксклюзивности, а не временной — чем спровоцировали яростную реакцию фанатов. Но через год игра вышла и на PC, и на PS4 — причём версия для последней получила эксклюзивный контент. Оказалось, что одними лишь деньгами лояльность студий не купишь.

Наконец, Microsoft, кажется, сдалась: было анонсировано, что все ключевые проекты Xbox One выйдут и на PC, пусть и будут требовать Windows 10. Гордое звание "эксклюзив" обросло уточнением — "консольный эксклюзив". Компания будто приняла свою судьбу и решила двигаться дальше. Но трудности были только впереди.

Остаться в живых

В 2015 представители Xbox взяли за привычку на каждом мероприятии и в любом интервью упоминать, что у Xbox One сейчас "лучшая линейка игр в истории". Подразумевались тут в основном ещё не вышедшие проекты, которые пока существовали лишь в виде роликов (зачастую не показывающих игровой процесс) и обещаний. Теперь, в начале 2017 года, можно констатировать: выжили далеко не все.

Одной из жертв оказался перезапуск классической игры Phantom Dust. Официально был показан лишь красивый ролик с загадочными персонажами и магией — однако никакого представления о геймплее он не давал. Долгое время по проекту не было никаких новостей, зато фрагменты из видео активно использовались в рекламных монтажах консоли — тех, что про "лучшую линейку игр в мире". Весной 2015-го же стало известно, что Phantom Dust потерпела полный крах. Microsoft ревизировала игру, не одобрила увиденное и приказала переделать всё с нуля, при этом не увеличив бюджет. В итоге Phantom Dust сейчас официально заморожена — проект собираются передать другой студии. Ну а пока мы ждём неизвестное количество лет до появления новостей (вероятно, полной отмены) об игре, от неё остался лишь этот утёкший ролик геймплея:

Но если трудности Phantom Dust задели за живое немногих — серия относительно малоизвестна, — то следующий инцидент ощущался настоящей трагедией для индустрии. Весной уже 2016 года Microsoft сперва отменила кооперативный экшен Fable Legends, а затем закрыла студию Lionhead. И здесь чувствуется, что кто-то пострадал из-за любви Xbox к экспериментам. Эта студия вполне могла сделать номерную Fable или заняться чем-то ещё, но зелёный свет получила игра, которая паразитировала на популярной серии и при этом всё равно не вызывала особого интереса. Непонятно и то, куда отменяльщики глядели несколько лет: Fable Legends отменили уже после того, как игроки участвовали в закрытых тестированиях. Иначе говоря, игра была практически готова, а на её создание уже потратили слишком много средств. Конечно, такой удар студия пережить не могла.

И вот мы подошли к Scalebound, слэшере про людей и драконов от мастеров жанра Platinum Games (эти люди сделали, к примеру, Bayonetta). История с её отменой пока слишком тёмная, с минимумом подробностей, но оттого не менее печальная. Официально игру отменили "из-за трудностей с разработкой": во время демонстраций на выставках она постоянно тормозила — можно предположить, что об этом речь. Но это неважно. Важно то, что, во-первых, проект снова отменили слишком поздно (игру хотели выпустить в конце прошлого года), а во-вторых, босс Xbox Фил Спенсер подлил масла в огонь, сказав, что "такой результат будет лучше для геймеров". Фил — бизнесмен, с его позиции так, может, и лучше, но геймеры в свою очередь лишились ещё одной важной игры. Некоторые, вероятно, брали Xbox One во многом ради неё — им уж точно не стало "лучше".

Дошло до того, что сейчас игровое сообщество делает ставки, какой "эксклюзив" отменят следующим. Косые взгляды тут же почувствовала на себе Crackdown 3, о которой ничего не слышно уже где-то полтора года. Но известный и весьма авторитетный инсайдер, известный как shinobi602, спешит успокоить: с игрой всё в порядке, хотя разработка была не без трудностей. И справедливо отмечает, что без них никогда не обходится.

 

Там, на горизонте

Потери пересчитали, не мешало бы взглянуть и на то, что в этом году всё-таки выйдет. Несколько "консольных эксклюзивов" в календаре у Xbox One всё-таки есть.

21 февраля выйдет сиквел стратегии по понятно какой вселенной Halo Wars 2, весной ожидается мистическая игра про космос Tacoma, где-то в середине года выйдет невероятно стильный двухмерный платформер Cuphead (если его не перенесут ещё раз), а также где-то в 2017-м до прилавков должны добраться симулятор разрушения всего и вся Crackdown и причудливый экшен про пиратов Sea of Thieves от легендарной студии Rare. Больше каких-то значимых проектов на горизонте у консоли не наблюдается.

"Когда единственный эксклюзив Xbox One, который хоть немного тебя интересовал, наверняка отменили"

 

Но важнее то, что в конце года должна выйти мистическая Project Scorpio — намного более мощная версия Xbox One, которая будет запускать те же игры, что и текущая консоль. Возможно, с её выходом Microsoft размоет понятие консольных поколений и чудесным образом совершит революцию на рынке. Но глядя на то, как компания превратила изначальный концепт Xbox One в настоящий хаос, Scorpio пока видится лишь очередным котом в мешке.

Возвращаясь к тем самым геймерам, о которых так печётся Фил Спенсер — им, то есть нам, всё-таки в первую очередь важны игры, а не терафлопсы или другие громкие слова. И с ними пока всё непонятно: у PS4 после каждой презентации появляется всё больше игр, способных самостоятельно продать консоль, а у Xbox One их становится всё меньше. Константами в случае с Xbox One остаются лишь Halo, Gears of War и Forza — но хочется, чтобы аналогия с плоским миром на трёх китах подходила для описания прошлого консоли, а не её будущего.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров