Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
5 сентября 2017, 15:30

Мюнхенская бойня. Как "беззаботные игры" превратились в кошмар

5 сентября 1972 года палестинские террористы захватили в олимпийской деревне в Мюнхене одиннадцать израильских спортсменов. Это стало самым крупным терактом за всю историю олимпийского движения. Попытка освобождения заложников обернулась катастрофой, погибли все захваченные палестинцами спортсмены. Лайф вспоминает, как произошла эта трагедия.

Коллаж © L!FE. Фото © РИА Новости/Юрий Сомов// Wikimedia Commons

Коллаж © L!FE. Фото © РИА Новости/Юрий Сомов// Wikimedia Commons

Террористическая организация "Чёрный сентябрь" появилась в 1970 году. В 1967 году после Шестидневной войны, закончившейся победой Израиля, огромное количество палестинских беженцев ушло в Иорданию. Там, на базе лагерей беженцев, возникли лагеря подготовки боевиков и террористов. Лагеря были многолюдны, а их обитателей переполняла ненависть, так что особых усилий для вербовки тратить не приходилось. Однако иорданскому королю не очень нравилась ситуация, когда прямо в его стране без его ведома развёрнуты лагеря боевиков. Тем более, что периодически они вступали в стычки и с иорданцами.

Поэтому в 1970 году монарх санкционировал военную операцию. Палестинцы оборонялись с оружием в руках. В боях погибло несколько тысяч палестинцев, как боевиков, так и мирных беженцев. После победы иорданцы изгнали всех беженцев со своей территории. Эти события, происходившие осенью 1970 года, получили название "Чёрный сентябрь в Иордании".

Наиболее радикальные из числа изгнанных арабов создали организацию "Чёрный сентябрь". Поначалу её главной задачей были акции возмездия в отношении Иордании. Именно они убили в Египте иорданского премьер-министра Аль-Таля в 1971 году.  Поначалу палестинские террористы охотились только на видных иорданских граждан, но на третьем году существования группы переключились на израильтян.

Весной 1972 года члены "Чёрного сентября" захватили самолёт бельгийской авиакомпании, летевший из Вены в Тель-Авив. Террористы потребовали освобождения 315 палестинских заключённых, угрожая взорвать самолёт на взлётной полосе. Однако израильский спецназ под видом авиатехников, приблизившийся к самолёту, в считаные секунды обезвредил захватчиков. Из 90 пассажиров при штурме погиб только один человек.

Подготовка теракта

После неудачи "Чёрный сентябрь" начал готовить новый теракт, на этот раз где-нибудь подальше от Израиля. В те времена террор был ещё сравнительно новым явлением, и большинство стран (за исключением как раз Израиля) не имело специальных подразделений для противодействия террористам и освобождения заложников.

Следующей целью была избрана ФРГ. "Чёрный сентябрь" имел в Европе целую сеть из числа законспирированных активистов, а также сочувствующих им членов "Организации освобождения Палестины". Зимой 1972 года там уже был совершён взрыв на заводе, поставлявшем электронику в Израиль.

В конце августа 1972 года в Мюнхене стартовали олимпийские игры. Террористам оказалось на руку их проведение именно в ФРГ. Дело в том, что немцы решили во что бы то ни стало отмежеваться от скандальной Олимпиады 1936 года, которая проходила в нацистской Германии. Поэтому они хотели сыграть на контрасте.

Предыдущие игры проходили в милитаризованном рейхе, а игры 1972 года должны были стать самыми "демократичными". Одним из лозунгов мюнхенской Олимпиады был лозунг "беззаботных игр". Что означало минимум присутствия полиции на объектах. Новая демократическая Германия должна была ассоциироваться со свободой, а не с угрюмыми полицейскими с оружием на каждом шагу. Поэтому организаторы сознательно решили отказаться от многих мер безопасности. Главной угрозой организаторы считали не террористов, а билетных спекулянтов, на борьбу с которыми бросили основные силы.

При определённом старании любой посторонний человек мог проникнуть на территорию олимпийской деревни, где жили спортсмены. А правоохранители даже не отрабатывали вероятные сценарии противодействия различным угрозам. Израильская делегация ещё до заселения просила усилить меры безопасности. Их заверили, что специально для их охраны предпримут дополнительные усилия, но ничего не было сделано. "Беззаботные игры" обернулись самой кровавой трагедией в истории олимпийского движения.

За несколько недель до начала игр трое террористов устроились на работу в олимпийскую деревню, благодаря чему досконально знали расположение домов для спортсменов. Израильская команда насчитывала всего 30 человек (из них 14 спортсменов, остальные — судьи и тренеры). Почти все они были размещены в трёх квартирах в домике у ворот. Это место было чрезвычайно удобным для нападения, поскольку террористам требовалось преодолеть совсем незначительное расстояние от забора, что снижало шансы быть замеченными.

Теракт

Утром 5 сентября восемь террористов, переодевшись в спортивные костюмы, проникли в деревню. Командовал террористами Лютиф Афиф. Его отцом был преуспевающий арабский бизнесмен-христианин, а мать вообще была еврейкой. Афиф жил в Европе, был женат на немке и было трудно даже предположить, что этот человек свяжется с террористическим подпольем.

Чтобы попасть на территорию олимпийского объекта им пришлось перепрыгнуть забор. Справиться с препятствием им помогли канадские спортсмены, которые приняли их за олимпийцев. Поскольку игры были "беззаботными", загулявшие спортсмены нередко возвращались в деревню поздно ночью и, чтобы не тратить время на путь до КПП, перепрыгивали через забор. Это была распространённая практика, так что канадцы, помогавшие террористам, ничего не заподозрили.

Подойдя к домику, где жили израильские олимпийцы, они надели балаклавы и достали из сумок оружие. С собой у них был внушительный арсенал: автоматы, пистолеты и гранаты. По первоначальному замыслу убивать спортсменов не планировалось. Заложники были нужны живыми, чтобы выдвинуть требования к израильскому правительству.

Террористы заранее раздобыли ключи от дома. Примерно в половине пятого утра они предприняли попытку открыть дверь первой квартиры, где жили судьи. Шум у дверей услышал судья по борьбе Гутфройнд. Он попытался заблокировать дверь и какое-то время, благодаря внушительной комплекции, удерживал террористов. Один из судей смог воспользоваться этим и убежать через окно. Другой судья по фамилии Вайнберг попытался оказать физическое сопротивление, но был ранен.

Террористы потребовали отвести их к другим спортсменам. Израильская делегация проживала в трёх квартирах, но пленникам удалось убедить палестинцев, что во второй квартире живут спортсмены из другой страны. Благодаря этому обитатели этой квартиры уцелели. В третьей квартире жили борцы и штангисты. Вероятно, пленники рассчитывали, что физически сильные мужчины смогут оказать сопротивление вооружённым бандитам. Им это почти удалось. В стычке были ранены трое из них. Однако это стоило двух жизней. В суматохе смог бежать ещё один пленник.

В итоге в руках террористов оказалось девять пленников. Трое из них были бывшими советскими гражданами. Причём самый молодой из них — 18-летний чемпион СССР по борьбе среди юниоров Марк Славин репатриировался в Израиль всего за три месяца до Олимпийских игр.

Террористы потребовали до полудня освободить более 200 заключённых израильских тюрем, а также несколько европейских ультралевых радикалов-террористов. Израиль сразу же заявил, что никаких переговоров не будет. Немцы попытались переубедить террористов, обещая им любые денежные суммы за заложников, но те были непреклонны.

К переговорам пытались привлечь арабских олимпийских чиновников, чтобы они своим авторитетом повлияли на палестинцев, но и эта затея провалилась. На переговоры прибыл министр внутренних дел Германии Геншер, который попросил встречи с заложниками, чтобы убедиться, что они живы. На этой встрече Геншер насчитал не более пяти террористов и назвал эту цифру в полиции, которая заложила её в план освобождения. Это стало одним из роковых обстоятельств, из-за которых попытка освобождения обернулась катастрофой.

Тем временем и сами террористы начали нервничать, находясь в небольшом помещении. К вечеру они потребовали предоставить им самолёт, который увезёт их в Египет вместе с заложниками. Немецкая сторона решила воспользоваться возможностью, чтобы освободить заложников в аэропорту.

Катастрофа

Ситуация осложнялась тем, что у немцев не было специальных подготовленных подразделений для подобных задач. Им приходилось рассчитывать на обычных полицейских, которые были совершенно не подготовлены к решению проблем. К тому же у немцев не было даже элементарных планов на случай подобных происшествий. Пришлось импровизировать — это закончилось очень печально. Операция по освобождению заложников стала одной из наиболее провальных в истории.

 Первоначальный план немцев мог сработать, но только при безукоризненном исполнении. Серьёзным недостатком стало то, что правоохранители изначально ориентировались на неверное число террористов, названное Геншером. Из-за этого с самого начала всё пошло не так.

Террористов должны были доставить из олимпийской деревни на базу ВВС в Фюрстенфельдбруке на вертолётах. На ВПП их уже дожидался самолёт, в котором под видом экипажа находились полицейские. Неподалёку заняли позиции пять снайперов. По плану часть террористов должна была зайти в самолёт, чтобы проверить его. Там их нейтрализовали бы полицейские. После этого снайперы расстреляли бы оставшихся двух-трёх террористов.

Но когда стало известно, что преступников на самом деле восемь, что-то менять было уже поздно. База находилась всего в 25 километрах от Мюнхена (террористов и заложников везли туда на вертолёте, что заняло немного времени) и немцы уже не могли за несколько минут найти и доставить туда дополнительных снайперов. Узнавшие об этом полицейские решили, что они не справятся и просто покинули самолёт за несколько минут до прибытия террористов.

После приземления вертолётов связанные заложники остались в них под присмотром шестерых палестинцев, вышедших наружу. Двое террористов отправились в самолёт. Зайдя туда они не обнаружили никого из экипажа и поняли, что их обманули. Они пулей выскочили из лайнера и побежали обратно.

В этот момент снайперы открыли огонь по превосходящей группе. К неблагоприятным обстоятельствам стоит добавить и плохое освещение на ВПП, а также явно недостаточную подготовку стрелков. Кроме того, по плану пилоты должны были посадить вертолёты так, чтобы террористы выходили из них, попадая на линию огня. Вероятно из-за стресса, пилоты ошиблись и приземлили машины наоборот, так, что террористы могли укрыться за вертолётами в непростреливаемой зоне.

Первыми выстрелами снайперам удалось только ранить одного и застрелить двоих. Остальные укрылись за вертолётами. Немецкие пилоты, воспользовавшись суматохой, сбежали, но заложники не могли этого сделать, будучи связанными.

Командование запросило бронетранспортёры, однако из-за пробок на дорогах они добирались до места почти час. Всё это время продолжалась перестрелка. После того как прибыли дополнительные силы, террористы поняли, что операция провалилась. Они изрешетили из автоматов заложников и подорвали вертолёты гранатами.

Один из террористов сумел прорваться и был застрелен во время погони. Трое сдались. Остальные погибли на ВПП. Итогом провальной операции стала гибель всех заложников, одного полицейского, а также ранения одного снайпера и пилота вертолёта, которые были подстрелены "дружественным огнём".

Гнев божий

Трупы террористов попросил передать для погребения ливийский лидер Каддафи. Церемония похорон государственного масштаба собрала несколько десятков тысяч зрителей. Память "палестинских героев" почтил своим присутствием и сам Каддафи.

Уцелевшие террористы ждали суда в ФРГ, которая отказалась выдать их Израилю. Но их заключение было недолгим. В конце ноября группа палестинцев захватила пассажирский самолёт "Люфтганзы", потребовав их освобождения. Немцы меньше всего на свете хотели встревать в ближневосточные кровавые разборки и с явным облегчением удовлетворили требования террористов, чтобы поскорее забыть 1972 год как страшный сон.

Эти события переполнили чашу терпения премьер-министра Израиля Голды Меир, которая приказала "Моссаду" готовить операцию возмездия, получившую название "Гнев божий". Были составлены списки, в которые попали не только непосредственные участники теракта и люди, занимавшиеся его подготовкой, но и все известные спецслужбам члены "Чёрного сентября".

Это были не пустые угрозы. Активисты "Чёрного сентября" стали умирать по всему миру один за другим. В октябре 1972 года был застрелен Ваиль Зуайтер. Он считался интеллектуалом, работал переводчиком посольства Ливии в Риме и дружил с итальянской богемой, в частности, со знаменитым писателем Моравиа. Его посчитали ответственным за снабжение "Чёрного сентября" в Европе оружием.

В декабре в Париже был ликвидирован Махмуд аль-Хамшари — руководитель организации во Франции. В его домашний телефон заложили взрывное устройство и позвонили ему. Когда он снял трубку раздался взрыв. Ещё через месяц на Кипре был взорван руководитель "Чёрного сентября" на этом острове Хусейн аль-Шир. Бомбу подложили прямо в его кровать.

Иногда случались и неудачи. В Норвегии из-за неверных данных, поступивших от информатора, был застрелен марокканский официант, не имевший никакого отношения к палестинцам. А в Ливане при взрыве автомобиля одного из руководителей "Чёрного сентября" погибло четверо прохожих.

Тем не менее операция была крайне успешна. За считаные месяцы после теракта было устранено около 20 высокопоставленных членов террористического подполья. Уже к концу 1973 года "Чёрный сентябрь" прекратил свою деятельность, поскольку большинство активистов либо было убито, либо ушло в самое глубокое подполье, опасаясь за свою жизнь.

Тем не менее нескольким людям из "Чёрного сентября" удалось остаться в живых. Лидер организации и один из организаторов теракта в Мюнхене Абу Дауд сумел выжить после покушения, несмотря на то, что в него попало пять пуль. Он умер своей смертью в 2010 году в Сирии. Также смог выжить один из непосредственных участников теракта Джамал аль-Гаши. После освобождения он ушёл в глубокое подполье и до сих пор скрывается в Северной Африке. В 1999 году он дал интервью журналистам, работавшим над фильмом о теракте. Однако его лицо было скрыто. По свидетельствам встречавшихся с ним авторов фильма, Аль-Гаши всё ещё живет в страхе возмездия за содеянное в Мюнхене в 1972 году.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров