Регион

Уведомления отключены

17 ноября 2017, 08:00

Смертельный второй круг. Катастрофа Boeing 737 в Казани: четыре года спустя

Коллаж © L!FE  Фото: © РИА Новости / Максим Богодвид, wikipedia.org

Коллаж © L!FE  Фото: © РИА Новости / Максим Богодвид, wikipedia.org

Вечером 17 ноября 2013 года пассажирский самолёт Boeing 737-500 авиакомпании "Татарстан", выполнявший регулярный рейс U9363 по маршруту Москва (Домодедово) — Казань, рухнул в аэропорту при заходе на посадку. Крушение произошло во время ухода на второй круг. В результате погибло 50 человек.

Что произошло

Расшифровка разговора экипажа перед падением:

Второй пилот: А, всё, вот полоса под нами. Не, высоко идём.

КВС: Уходим на второй круг, непосадочное положение.

Второй пилот: Рустик? Рустик?!

КВС: Чё?

Второй пилот: Куда мы?

После этого слышен жуткий треск, запись обрывается. Лайнер авиакомпании "Татарстан" врезался в землю на скорости 450 км/ч практически под прямым углом и загорелся. Шансов выжить у тех, кто находился на борту, не было.

Фото: © Wikipedia.org

Фото: © Wikipedia.org

Как позже объясняли пилоты, сам факт захода на второй круг на аэродроме в относительно несложных метеоусловиях мог стать поводом для разбора полёта в авиакомпании.

Грохот, крики, пожар. Аэропорт Казани экстренно закрывают, родственники пассажиров в очень сжатые сроки узнают о произошедшем. Надежд на то, что хоть кто-то спасся в авиакатастрофе, нет.

Самая маленькая

Самой юной пассажиркой на борту разбившегося "боинга" была 11-летняя падчерица известного комментатора Романа Скворцова, Даша. Она летела в Казань вместе с мамой, Эллиной Арташиной.

Роман познакомился со своей будущей женой на финале Кубка Гагарина чуть больше чем за год до авиакатастрофы. Отношения на расстоянии пару не испугали: она летала в Москву, он бывал в Казани. В конце октября 2012 года сыграли пышную шумную свадьбу с 80 гостями и переехали в Москву.

Родные жены остались в Татарстане, поэтому полёты Эллины, да и Даши, были делом регулярным. До этой поездки девочка буквально отсчитывала дни.

— Три дня — и Казань.

— Так весело, что плакать хочется, — писала Даша на своей страничке во "ВКонтакте".

Эллина Скворцова и её дочь Дарья Арташина. Коллаж © L!FE Фото: © ok.ru

Эллина Скворцова и её дочь Дарья Арташина. Коллаж © L!FE Фото: © ok.ru

Прямо перед вылетом она написала: "У меня всё прекрасно". Сфотографировались с мамой на борту "боинга" и полетели. Рейс от Москвы до Казани занимает примерно полтора часа. Роман ждал, когда Белочка (так он ласково называл супругу) сообщит о посадке, когда раздался звонок от её мамы.

— Что-то долго борт не садится. Я беспокоюсь, — говорила женщина.

Залез в Интернет, наткнулся на запись о падении самолёта в Казани и гибели 50 человек. Первая мысль, как и у большинства: "Наверное, не тот рейс". Как позже оказалось, тот.

Даже через год после трагедии мужчина рассказывал, что каждый день приходит домой и по привычке обращается: "Здравствуйте, девочки, я дома". Скворцов также рассказывал, что никогда не сможет говорить об Эллине и Даше в прошедшем времени.

Казанский вундеркинд

Среди пассажиров, которые были на борту "боинга", находился и Мстислав Камашев. В 2000 году он стал знаменит на всю Россию. Дело в том, что тогда 13-летний Мстислав поступил в Казанский госуниверситет на факультет вычислительной математики и кибернетики, куда конкурс среди выпускников пять человек на место. При этом мальчик вовсе не был похож на ботаника: он занимался плаванием и теннисом, любил играть в "бродилки-стрелялки" и гулять с друзьями. Вуз он окончил в 18 лет, пошёл в аспирантуру, параллельно работал в банке.

— Я чувствую себя счастливым. У меня есть всё, что нужно, — говорил Мстислав.

Анастасия и Мстислав Камашевы. Коллаж © L!FE Фото: © vk.com

Анастасия и Мстислав Камашевы. Коллаж © L!FE Фото: © vk.com

За год до трагедии молодой человек женился. Вскоре супруга, Анастасия, рассказала, что ждёт ребёнка. До родов оставалось две недели, когда произошло крушение. В результате из-за стресса у матери ребёнок появился преждевременно. Мальчика назвали Даниил — это имя супруги выбирали вместе.

Даже смерть не разлучила

Абдулла и Мария Сибгатуллины прожили вместе 60 лет. Они возвращались от внука из Киева рейсом через Москву. Пару Сибгатуллиных знали буквально во всём Татарстане, а за несколько дней до крушения их чествовали как супругов-долгожителей.

Сотрудники МЧС работают на месте крушения самолёта "Боинг-737" авиакомпании "Татарстан", разбившегося при посадке в аэропорту Казани. 17 ноября 2013 года. Фото: © РИА Новости / МЧС РФ

Сотрудники МЧС работают на месте крушения самолёта "Боинг-737" авиакомпании "Татарстан", разбившегося при посадке в аэропорту Казани. 17 ноября 2013 года. Фото: © РИА Новости / МЧС РФ

Они работали вместе на Казанском пороховом заводе. У пары родилось двое детей и четверо внуков. Когда вышли на пенсию, занимались воспитанием и любили проводить время в "своей отдушине" — небольшом саду у дома. Мария торговала выращенным на рынке. Как позже рассказывали знакомые с Сибгатуллиными, дело было не в прибыли, а скорее в желании поговорить со сверстницами.

Именитый пассажир

После авиакатастрофы ряд СМИ написал, что дополнительную психологическую нагрузку на экипаж мог оказать один высокопоставленный пассажир, о наличии которого на борту знал командир воздушного судна. Так это или нет, сейчас уже не выяснить, но в самолёте действительно находился сын главы республики Ирек Минниханов, который летел из командировки к беременной супруге.

Тремя месяцами ранее, 16 августа, в Казани широко гуляли свадьбу Ирека и его возлюбленной, француженки Антонии Гишар. Молодые люди познакомились в Швейцарии во время учёбы, встречались несколько лет, а после решили узаконить отношения. О подробностях личной жизни они распространяться не любили. Друзья пары вспоминали, что даже по делам они всегда старались ездить вместе.

Ирек Минниханов. Коллаж © L!FE Фото: © vk.com

Ирек Минниханов. Коллаж © L!FE Фото: © vk.com

Этот раз был едва ли не первым за все годы, когда Ирек отговорил Антонию лететь вместе с ним. Железным аргументом было то, что жена на восьмом месяце беременности, — ну какой перелёт? Да и поездка всего на несколько дней. Антония решила не спорить.

Через три месяца после авиакатастрофы глава Татарстана опубликовал в "Инстаграме" фото маленькой Адрианы, дочери старшего сына.

"Нормально всё. Летаем"

Командир корабля Рустем Салихов никогда не жаловался на проблемы с самолётом. "Нормально всё. Летаем", — отшучивался он от друзей, которые говорили о проблемах в авиакомпании. Про неполадки с воздушными судами перевозчика слухи ходили далеко за пределами аэропортов.

Командир корабля Рустем Салихов. Коллаж © L!FE Фото: © nekropole.info

Командир корабля Рустем Салихов. Коллаж © L!FE Фото: © nekropole.info

Он был женат около 20 лет, в семье осталось двое детей. В 2013 году старшей Камиле было 18 лет, а младшей Лиле — 10. С женой познакомились, когда он был ещё штурманом, а она — диспетчером аэропорта, объявляющим погоду. Впрочем, пилотом Рустем стал лишь в июне 2010 года, а командиром воздушного судна — в марте 2013-го. При этом он считался самым опытным пилотом в "Татарстане".

Вдова летчика, Ландыш, позже вспоминала, что за несколько дней до трагедии муж был особенно ласковым — старался проводить с семьёй все 100% времени. Накануне спали до полудня, что в этой семье дело нечастое. После этого Рустем оделся и уехал, сказав, что скоро вернётся.

О том, что с рейсом "какие-то неполадки", Ландыш узнала от знакомой. Однако она была не в курсе подробностей произошедшего. Женщина стала методично звонить начальству, коллегам — всем, кому знала. В какой-то момент коллеги подтвердили, что самолёт упал, но подробности неизвестны — "Москва информацию не даёт". Женщина стала собираться в аэропорт, когда знакомые позвонили и потребовали за руль не садиться — сами отвезут.

Даже когда Ландыш поговорила с руководством авиакомпании, была уверена — произошла ошибка, не было Рустема на борту, не вылетел, поменялся. Лишь увидев, кто был "в наряде", женщина стала осознавать страшную правду.

Причины

Представители Международного авиационного комитета в 2015 году озвучили официально причины крушения. Изначально следователи отрабатывали все версии — от технической неисправности до теракта. Как оказалось, самолёт с 50 людьми рухнул из-за "системных недостатков в работе экипажа, авиакомпании и авиационных властей всех уровней".

Генеральный директор авиакомпании "Татарстан" Аксан Гиниятуллин после катастрофы признавался, что в реальной жизни Салихов никогда не заходил на второй круг.

Бывший генеральный директор авиакомпании "Татарстан" Аксан Гиниятуллин. Фото: © РИА Новости / Максим Богодвид

Бывший генеральный директор авиакомпании "Татарстан" Аксан Гиниятуллин. Фото: © РИА Новости / Максим Богодвид

КВС имел более 2500 часов налёта на данном типе воздушного судна, из которых 1000 — ночные. Второй пилот Виктор Гуцул имел налёт 1900 часов на этом типе самолёта, более 900 — в ночь. Погодные условия не относились к категории сложных. Ну, были облака, да. Но видимость 5000 метров, сухая взлётно-посадочная полоса, которую ещё и отремонтировали к Универсиаде, — в общем, условия для посадки были близки к идеальным.

Что дальше

Сразу после крушения в авиакомпании начались проверки всех возможных уровней. Специалисты выявили у республиканского перевозчика такое количество нарушений, что оставался только один вопрос: как эта авиакомпания могла вообще существовать?

Уже 31 декабря 2013 года у "Татарстана" аннулировали сертификат эксплуатанта, то есть никакие рейсы авиакомпании больше не должны были выполняться.

Сотрудники МЧС и правоохранительных органов работают на месте крушения самолёта Boeing 737 авиакомпании "Татарстан", разбившегося при посадке в международном аэропорту "Казань". 18 ноября 2013 года. Фото: © РИА Новости / Владимир Астапкович

Сотрудники МЧС и правоохранительных органов работают на месте крушения самолёта Boeing 737 авиакомпании "Татарстан", разбившегося при посадке в международном аэропорту "Казань". 18 ноября 2013 года. Фото: © РИА Новости / Владимир Астапкович

Вскоре после началась процедура банкротства и распродажа флота. Последнюю "тушку" (Ту-154) представители перевозчика продали по цене дорогой иномарки — за 2,8 млн рублей. В придачу к воздушному судну шло четыре двигателя.

Справка

Попавший в авиакатастрофу Boeing 737 с бортовым номером VQ-BBN впервые поднялся в воздух 18 июня 1990 года. Компания "Татарстан" взяла самолёт в лизинг в декабре 2008 года у греческого подразделения Ansett Worldwide Aviation Services. Ранее его эксплуатировали компании из Франции, Уганды, Бразилии, Румынии и Болгарии. Воздушное судно имело налёт 51 547 ч. 25 мин., совершило 36 595 посадок с начала эксплуатации.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров