Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
30 ноября 2016, 08:00

Гай Кавасаки: Не просите совета у Ким Кардашьян

Легендарный экс-евангелист Apple, гуру стартап-философии о том, каких советчиков нужно избегать в бизнесе и в жизни.

Фото: © Flickr/JD Lasica

Фото: © Flickr/JD Lasica

Гай Кавасаки — знаменитость Кремниевой долины, автор нескольких бизнес-бестселлеров, бывший главный евангелист Apple. Он сотрудничал со многими успешными проектами, основал венчурную компанию Garage Technology Ventures, занимался бизнес-консультированием. В Москву Кавасаки прибыл для участия в Synergy Global Forum 2016, чтобы поделиться с российскими топ-менеджерами своим американским опытом.

Прививка от глупцов

Не позволяйте разным глупцам сбивать вас с толку. Они любят повторять: "У тебя это не получится", "Не нужно этого делать".

Есть два типа глупцов. Первый тип — это неудачник, который ездит на старенькой машине, и весь его внешний вид говорит о том, что он абсолютный лузер. Но такой тип не опасен, ведь кто будет просить совета у неудачника? Такой же неудачник.

А вот тот, кто выглядит как победитель — одевается в чёрные дорогие костюмы, у него много разных дорогих "игрушек", Bentley, Lamborghini, Maserati и так далее, — вот такой тип опасен. Многие из нас считают, что, если человек богатый и известный, значит, он автоматически умный. То есть получается, что нам как бы нужно начать слушать Ким Кардашьян, которая расскажет нам, как построить счастливую семейную жизнь. На всякий случай: не нужно этого делать, не просите совета у Ким Кардашьян. 

Я должен сделать вам прививку от богатых глупцов. Как мы боремся с гриппом? Делаем вакцинацию, которая состоит из лекарственного средства и частично из самого вируса, чтобы, когда наш организм столкнулся с инфекцией, у него уже была выработана резистентность. Так же нужно действовать с интеллектуальными болванами, у которых много денег.

Передел сфер влияния

Прошу вас переосмыслить понятие влиятельного человека. Раньше, до появления социальных сетей, мир представлял собой пирамиду, у вершины которой, по крайней мере, в США, были издания The New York Times и The Wall Street Journal. Эти издания писали, как нужно строить бизнес, — и вы читали, потому что они эксперты. Они диктовали бизнесу, что нужно делать. Но так было раньше. Теперь пирамида перевернулась — теперь эти СМИ только сообщают о том, что является успехом, вместо того чтобы диктовать, как достичь его. Сейчас нельзя точно сказать, кто является агентом влияния.

Мёртвым компаниям незнакомо чувство стыда

Я вспоминаю о первой модели Macintosh и морщусь от омерзения. Первый Macintosh имел 126 килобит активной памяти (на момент его создания нам казалось, что это просто океан памяти), монохромный экран в 9 дюймов, никакого обеспечения внутри, очень маленький дисковод и так далее. Мне стыдно, что первая модель была такой. И всё-таки: если вы можете оглянуться назад и реально оценить ваши продукты, значит, вы ещё живы — мёртвые компании не в состоянии этого сделать.

Как собирать команду

Компании необходимо собрать дополняющих друг друга единомышленников. Знаю точно, сильной компании не нужны люди с одинаковыми способностями — нужно отличаться и тем самым дополнять друг друга. С фундаментальной точки зрения в стартапе есть только 2 функции: кому-то необходимо что-то произвести, а кому-то необходимо что-то продать. Стив Возняк мог произвести, Стив Джобс мог продать. Не нужно, чтобы все были инженерами и разработчиками, но и не нужно, чтобы все были продавцами, потому что если все будут продавцами, то кто будет производить? И наоборот. На работу всегда нужно брать людей лучше, чем вы сами. Если вы инженер, к примеру, необходимо брать на работу людей, которые лучше вас разбираются в финансах, в маркетинге, в продажах. Если вы игрок класса А, то вы должны нанять к себе человека класса А+. 

И, конечно, нужно, чтобы все в команде относились одинаково к общему делу — чтобы не было разного видения: один хочет создать бизнес и выгодно продать его, другой видит в нём цель всей своей жизни, кто-то хочет заниматься бизнесом в своё свободное время, а кто-то постоянно. Одинаковые бизнес-цели, вот что я имею в виду под дополнением друг друга.

Я вам настоятельно рекомендую нанимать в компанию людей, которые заражены вашей идеей — которые любят то, что вы делаете. Большинство рекомендаций по найму персонала говорят о том, что нужно обращать внимание на 2 момента — опыт соискателя и его образование. Я же добавлю к этому ещё и любовь к тому, что вы делаете. Если нет первых двух составляющих идеального соискателя, но есть страстное желание работать в вашей компании, такого человека нужно брать в команду. Когда я начал работать в Apple, у меня был диплом психолога — я получил степень бакалавра в Стэнфорде (я выбрал эту специальность, потому что на неё было проще поступить), MBA в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, а опыт работы на тот момент у меня был только в ювелирном бизнесе. К миру высоких технологий я никакого отношения не имел, и если заглянуть в моё резюме тех лет, то, наверно, можно утверждать, что я был самым худшим кандидатом для Apple. Но я просто обожал Macintosh, и когда узнал, какими возможностями обладает компьютер Apple, то небеса разверзлись, казалось, ангелы начали петь у меня над головой.

Алло, мам, я успешный предприниматель

Мне нравится играть в хоккей, наверно, многим из вас этот вид спорта тоже по душе. Это потрясающее ощущение, когда ты первым ступаешь на гладкий лёд... Похожие ощущения люди испытывают в момент создания новой компании. Опасно поддаться этому чувству — можно увлечься второстепенными вопросами. На первых этапах создания компании всё доставляет удовольствие: работа над логотипом, создание интернет-сайта, покупка мебели в новый офис... Кто-то вообще озадачивается поиском повара, который бы вкусно готовил, а сотрудники благодаря хорошему питанию становились бы продуктивнее. 

Послушайте, это так увлекательно, но настолько поверхностно! Тратить свою энергию нужно на более важные вещи. Чтобы, преодолевая какой-то важный этап в развитии вашей компании, вы могли позвонить своим близким и рассказать им о своём успехе. Успех — это не разработать логотип, а отгрузить и продать первую партию своего продукта.

Увлекательная чепуха eBay

Вы должны рассказать людям историю создания своего бизнеса. В Кремниевой долине (я не знаю, как в России) все повторяют одно и тоже: "У нас изменение парадигмы, у нас революционные инновации", — используют непонятный и скучный для аудитории бизнес-язык. И каждый такой выступающий верит в то, что он произнёс нечто, чего аудитория никогда раньше не слышала.

Лучше дайти людям какую-то личную историю — объясните, почему вы решили создать именно этот бизнес. Я приведу такой пример: Пьер Омидьяр, основатель компании eBay, рассказывает о том, что он создал компанию для своей девушки. Она коллекционировала игрушки и хотела продать свои коллекции онлайн, но у неё ничего не получалось — он решил помочь ей и создал eBay. Дело в том, что это чепуха, но звучит приятно, и, кстати, если бы он говорил людям "у нас изменение парадигмы" и так далее, eBay никогда бы не добился успеха, потому что людям нужна история.

3 вопроса, которые должен задать себе каждый предприниматель

Люди часто думают, что основатели мировых брендов ставят перед собой весьма сложные вопросы, от которых нужно отталкиваться в ведении бизнеса. Но, исходя из своего опыта, могу точно сказать — это не так, великие компании начинают с простого. И есть три простых вопроса, которые должен задать себе каждый предприниматель, чтобы его компания достигла успеха.

1) Что будет дальше? Если вы бизнесмен, вы должны прогнозировать, как будет развиваться мир. Подумайте о том, что будет через 10 лет и как в новых условиях будет развиваться ваша компания. К примеру, 10 лет назад предприниматели могли сказать: "Мы видим будущее, где у всех будут смартфоны с камерами. Они будут способны быстро подключаться к Интернету и передавать качественное видео и фото". Ну, допустим, будет так. И что дальше? "Появятся сервисы по обмену фотоснимками". ПоявилисьYouTube, Snapchat, Instagram и другие. Те компании, которые были основаны 10 лет назад и до сих пор остаются ведущими на рынке, смогли спрогнозировать это будущее и обернуть эти новшества в свою пользу.

2) Чем интересен ваш продукт? Тестируйте свой продукт, проводите эксперименты над ним — так вы можете открыть новые функции вашего изобретения, возможно, те, к которым вы не стремились, но которые будут полезны потребителю. Это может быть совершенно неожиданно, но весьма полезно. Именно так появились стикеры. В Америке существует компания 3М. В начале 70-х она решила улучшить клей, который производила — он должен был моментально склеивать и обеспечивать большую прочность. Сотрудники начали проводить эксперименты. В итоге их продукт получился совершенно не таким, как нужно — он склеивал слабо. Если надо было приклеить бумагу к бумаге — клей работал, но листы можно было легко отделить друг от друга, при этом не оставалось никаких следов. Этот эксперимент навёл их на мысль о создании нового продукта — стикеров для заметок.

3) А есть ли другой способ сделать то, что кто-то уже делает? Чтобы воспользоваться компьютером в 70-е годы, прежде нужно было получить высшее образование, а потом устроиться на работу — дома компьютерами не пользовались. Стив Джобс задал себе вопросы: "А есть ли другой способ пользоваться компьютером?", "Почему компьютер не может быть доступнее?". Эти вопросы сподвигли его создать революционный продукт.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров