Актёр, который во всех фильмах ковыряет в носу
Ли Кин-Янь снялся больше чем в 70 фильмах, и при этом почти все его роли — это секундные появления в женском платье и макияже, а также с мизинцем в ноздре.
Фото: © hkcinema.ru
Мир китайского и гонконгского кино остаётся закрыт для российского зрителя. Все знают Джеки Чана, многие смотрели фильмы про кунг-фу, в том числе "Крадущегося тигра, затаившегося дракона", некоторые синефилы любят Вонга Кар-Вая и других режиссёров с собственным стилем. Но при этом обычный, общепотребительский китайский кинематограф за редчайшим исключением остаётся за пределами фокуса внимания.
Скажем, в прошлом году на российские экраны вышел фильм "Охота на монстра" режиссёра Рамана Хуэя. В Китае он собрал под $400 миллионов, стал глобальным хитом. При этом у нас в стране его посмотрело всего лишь 15 тысяч зрителей на 400 экранах. И если углубиться в тему, то несложно догадаться, почему у отечественного зрителя не получается проникнуться китайским кино.
Другой пример — наверное, самый народный китайский режиссёр Стивен Чоу. Его "Русалка" 2016 года собрала полмиллиарда долларов и при этом почти не показывалась за пределами Китая. Сейчас Чоу — самый кассовый постановщик. Но начинал Стивен с кино весьма специфического, а именно с китайской комедии.
Главный редактор HKCinema (портал о кино Китая и Гонконга. — Прим. ред.), эксперт по китайскому кино Борис Хохлов рассказывает, что Чоу стал "китайским Адамом Сэндлером":
— Стивен Чоу стал официально снимать фильмы со своим участием как режиссёр с середины 90-х. Но неофициальным серым кардиналом он был ещё с 1991 года. У него был пул своих режиссёров, которые ему во всём потакали, примерно как у Адама Сэндлера.
Поэтому Чоу приглашал тех актёров, которых хотел. Так в его фильмах появился Ли Кин-Янь. Актёр начал сниматься в 1992 году, то есть на четвёртом десятке. Сейчас мужчине 55 лет. Роли у него были очень небольшие, фактически камео, то есть мелкие эпизоды, да и персонажи его были почти одинаковые.
Почти всегда Кин-Янь появлялся переодетый: девчачья школьная форма или просто платье в пол. На его лицо был нанесён густой макияж, но при этом актёр был небрит. "Фишкой" Кин-Яня стало, пардон, ковыряние в носу: с лучезарной улыбкой и мизинцем в ноздре бородатый мужик в женской одежде появлялся в фильмах Чоу не один и не два раза.
Вот, например, его классическое появление в комедийном боевике "Полицейские из запретного города" 1996 года, где Ли Кин-Янь сыграл... любовницу императора.
Иногда он всё же отступает от "классического образа" и не ковыряет в носу. Новаторскую игру Кин-Яня можно наблюдать в "Мастере уловок" 1999 года.
Но чаще всего его камео неизменно. Чуть больше его роль была в "Боге кулинарии" (1996). Стивен Чоу, который играет повара по имени Стивен Чоу, ждёт встречи со своей фанаткой, но вместо симпатичной и молодой девушки приходит Ли Кин-Янь. Тогда Чоу бьёт его ногой, и персонаж улетает.
Однако в последнее время Чоу стал одним из самых важных и значительных режиссёров Китая. За последние 10 лет он мог позволить себе снять всего три фильма, и в них Кин-Янь не участвовал. В любой другой стране карьера актёра, который играл одни и те же абсурдные роли на десять секунд, закончилась бы навсегда.
Но Ли Кин-Янь переехал из Гонконга в материковый Китай, то есть в КНР. И там он уже без помощи Чоу продолжает сниматься в кино и часто — именно с пальцем в носу. Судя по всему, участие Кин-Яня может продать фильм: ковыряющийся актёр попадает на постеры. Вот плакаты кинокартин "Безумный повар" и "Деловая женщина желает познакомиться":
Борис Хохлов говорит, что удивляться тут особо нечему:
— У Чоу в принципе всё как у всех. У нас же тоже были короли эпизода, которые в принципе одно и то же играли, только, конечно, не настолько узко. Тин Кай-Ман очень во многих его фильмах снялся в камео, Стивен Фанг, Юнг Лунь.
С другой стороны, именно Ли Кин-Янь оказался актёром, который смог построить на этом карьеру:
— Пожалуй, с Кин-Янем случай всё-таки уникальный. Особенно тот факт, что он так долго держится на плаву. Понятно, что он давно уже играет не только "ковыряние в носу", но все ждут от него именно этого.
На примере Кин-Яня легко понять, что китайскому кинематографу ещё долго не стать доминирующим в мире. Уж очень сложно понять иноземцу, почему этот артист оказался таким популярным. Даже на примере коротких отрывков можно удостовериться, что китайское кино сложно смотреть даже тем, кто постоянно смотрит российское. Пресловутая разница в менталитете играет свою роль и в мировом прокате: фильмы из КНР не становятся хитами за пределами страны.
С другой стороны, если провести аналогию между кинопрокатом и рестораном, то китайцы в этой ситуации выступают как богатые посетители, а не официанты. Китайский прокат приносит очень много денег. Сейчас голливудские боссы стараются адаптироваться под КНР и снимать китайских актрис: Ли Бинбин участвовала в фильме "Трансформеры. Эпоха истребления", а Янь Линь — в продолжении "Дня независимости".
Так что, возможно, недалёк тот день, когда вы увидите в новой американской комедии какого-нибудь Николаса Кейджа накрашенным, в юбке, с бородой и пальцем в носу.