Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
21 сентября 2016, 07:30

Почему в России так популярны комедии про свадьбы?

"Горько!", "Свадьба по обмену", "Срочно выйду замуж", "Приказано женить" — на российские экраны за последнее время обрушился поток свадебных комедий. Неужели продюсеры нашли простой способ рекламировать свои фильмы? Или это связано с тем, что в России свадьбы давно занимают особое место в культуре?

Кадр фильма "Горько!". © kinopoisk.ru

Кадр фильма "Горько!". © kinopoisk.ru

В российский прокат 15 сентября вышел фильм "Жених". Романтическая комедия Александра Незлобина оказалась на первом месте российского проката, обойдя даже сходную по тематике "Бриджит Джонс 3". Фильм незатейливый, собран был как раз для того, чтобы его было максимально удобно рекламировать, а затем и прокатывать. Сергей Светлаков в главной роли, любовная тема и шутки про немцев.

За последнее десятилетие в России вышло множество фильмов на свадебную тематику. Их очень трудно отличить друг от друга, и при беглом взгляде на одни только названия они сливаются в укачивающую на первом же обороте свадебную карусель: "Срочно выйду замуж", "Любит — не любит", "Свадьба по обмену", "Пять невест", "Одноклассницы", "Приказано женить", "Новогодняя жена", ну и, разумеется, "Горько!".

"Жених" одним своим названием легко помещается в этот калачный ряд, но, к большому удивлению, на свадьбу там только прозрачно намекается. Ни тамады, ни фаты, ни колец в фильме нет, только нерешительный герой Сергея Светлакова, который неприкаянно ходит по деревушке и страдает от любви к бывшей жене.

Рекламная кампания фильма, напротив, обещает зрителю фильм про свадьбу. На постере лицо Светлакова, возможно, самого дорогого тамады России (1,6 миллиона рублей за вечер), приветливо улыбается под обручальным кольцом-нимбом. Слово "жених" на постере упоминается два раза: сначала, понятно, в названии фильма, затем в слогане — "У моей жены есть жених".

Закрадывается подозрение, что всё это такое очень примитивное подсознательное программирование: "приходи на наш фильм, мы покажем тебе свадьбу". Забавно. Но если на минуту предположить, что это правда и продюсеры действительно стремятся снять больше фильмов про свадьбы, а те, которые совсем не про них, обвесить свадебной символикой?

Но почему именно свадьбу в таком случае? Почему не день рождения, например? Даже новогодних фильмов со временем становится всё меньше. Вечные "Ёлки", которые можно было бы выпускать каждый декабрь, выходят уже через год и собирают всё меньше. Главными кинохитами новогоднего сезона на ближайшие пять лет придётся считать "Звёздные войны" с их стабильным графиком выхода новых частей в середине декабря.

Почему всё-таки именно свадьбы? Можно предположить: потому что можно пить и драться и на это вряд ли будут смотреть косо. Свадебное безумие уже давно закреплено в фольклоре: "Свадьба без драки, что баба без сраки". Не устроить на свадьбе скотобойню с пьяными родственниками, дракой и дебошем в провинции часто считается "погулять вхолостую". Родственники расстраиваются: собирали родню зря, перед соседями теперь стыдно.

Есть фильмы про свадьбы, которые проваливаются. А есть фильмы про свадьбы, которые собирают. Есть фильмы про космос, которые проваливаются, а есть, которые собирают. Зависит не от темы, а от самой истории
Жора Крыжовников, режиссёр "Горько!"

Но вряд ли поэтому. Бывают же и вполне скромные свадьбы, совсем не похожие на вооружённые беспорядки. Они обычно проходят за столами в напряжённой тишине, когда каждому из участников хочется, чтобы бракосочетание побыстрее закончилось.

Одна из первых заповедей сценарного мастерства заключается в том, что в персонажах, их действиях и диалогах должен быть конфликт. Если конфликта нет, действие быстро наскучивает и перестаёт отличаться от фильма про сохнущую десять часов краску на кирпичной стене. А в основе всех свадеб лежит конфликт двух семей. Откуда в русском фольклоре столько анекдотов про тёщу и шуток про свекровь? Кинематографистам трудно было бы найти лучшее сценарное топливо, нежели свадьба. Тут тебе и презрение, и ненависть, и зависть. Каждая свадьба получается столкновением "Монтекки и Капулетти", разве что дети в конце не травятся.

Свадьба — очень благодатная тема. Тут и мифология своя, особенно в наших свадьбах. Получается, есть на что опираться. Я не думаю, что это какая-то столбовая дорога. Свадьба — это некий собственный мир. Зрителю очень легко оказаться внутри этого мира, потому что базовые, основные вещи он не просто хорошо понимает, для него это реальность. Если грамотно с этим миром поработать, то можно рассчитывать на успех
Игорь Толстунов, продюсер фильмов "Метро" и "Все умрут, а я останусь"

Что бы ни двигало продюсерами, сценаристами и режиссёрами страны, это работает. Впечатляющие сборы текут в кошелёк фильма. "Жених 2", наверное, не за горами, а ещё дюжина низкобюджетных комедий про свадьбу снимается по всей России прямо сейчас. Отечественный кинопрокат готов проглотить всё что угодно, стоит на это надеть фату и кольцо. От этого как раз и горько.

Читайте также: Александр Незлобин: За "Жениха" мне не стыдно

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров