Регион

Уведомления отключены

28 ноября 2016, 08:30

Провал Года российского кино: обещания Минкульта и результаты

Год кино подходит к концу, а обещания поднять российское кино на новый уровень остались невыполненными. Лайф подводит предварительные итоги главной акции Министерства культуры.

Фото: © L!FE

Фото: © L!FE

До конца 2016 года остался только декабрь. В нём не предвидится крупномасштабных релизов кроме "Викинга" с Данилой Козловским. Правда, выходит он 29 декабря, то есть в зачёт этого года пойдут только три предпраздничных дня проката. Значит, ситуация уже вряд ли улучшится, если среди оставшихся жанровых фильмов нет никакого "спящего хита", то есть неожиданного лидера проката, которых в России не случалось давно.

При этом Министерство культуры решило, что 2016 год — тематический. За это время российское кино должно было получить рекордное финансирование, и всего за один год хотелось качественно увеличить нашу долю от сборов с билетов в кино. Что же получилось сделать за 11 месяцев из того, что обещалось?

"Блокбастеры" и их количество

В феврале Антон Малышев, исполнительный директор Фонда кино, который выдаёт деньги на российские фильмы, заявил, что в российский прокат выйдет не менее 50 полнометражек, которые можно было бы назвать "потенциальными блокбастерами".

Сложно понять, что конкретно функционер Фонда кино подразумевал под блокбастерами. Видимо, имелись в виду просто фильмы, получившие огромный, большой или, в условиях РФ, хотя бы просто какой-то коммерческий успех в прокате. Однако, что бы ни подразумевалось под блокбастерами, подтвердить эту информацию невозможно.

В тройку самых больших релизов года вошли "Экипаж", "Дуэлянт" и "Ледокол". Формально окупился только первый, заработавший 1,5 млрд рублей при указанном бюджете в 650 млн. У исторической драмы о смертельных поединках убыток можно примерно оценить в 500 млн рублей, а картина о судне, застрявшем во льдах, забрала с собой на дно $7,5 млн.

Остальные российские лидеры по результатам уик-эндов — мультфильм "Иван Царевич и Серый волк 3" и комедия "Жених" — собрали всё же значительно меньше, чем "Экипаж", то есть 750 млн и 480 млн соответственно. Хочется надеяться, что они оба окупились.

Вообще же точно оценить количество прибыльных фильмов в этом году сложно. Однако можно гарантировать, что максимум 10 крупнобюджетных (больше 100 млн) российских фильмов отбились в прокате. В любом случае несбыточное обещание пятидесяти отечественных "блокбастеров" так и осталось несбывшимся.

Провал дорогостоящих фильмов

Несомненным успехом первой половины года российского кино стал "Экипаж". После грандиозной рекламной кампании небывалых, кажется, размеров он заработал целых 1,5 млрд рублей. Екатерина Мцитуридзе, глава Роскино, тогда заявила, что этот фильм действительно окупился.

С другой стороны, остальные дорогостоящие релизы пали жертвой собственных кассовых ожиданий и амбиций. Скажем, "Ледокол" при бюджете в $10 млн, по самым примитивным подсчётам, должен был собрать никак не меньше $20 млн. "Дуэлянт" также целился минимум в 1,5 млрд рублей. Получается, что сразу три картины должны были попасть в число рекордсменов проката, заработавших больше миллиарда. И это с учётом голливудских релизов, которые однозначно должны были оттянуть на себя зрителей.

Так и случилось. В число одиннадцати фильмов, собравших хотя бы миллиард, попал ровно один наш, и это "Экипаж". Конечно, во все три "блокбастера" были вложены государственные деньги.

Кинотеатры в малых городах

Одной из главных инициатив Года кино стала идея открывать в малых городах, где живёт до 100 тысяч человек, кинотеатры. Таким образом увеличивалось количество экранов, а кино, по идее, должно было бы заинтересоваться всё население страны, а не только городов-миллионников. Нужно учитывать, что такие кинозалы должны существовать при господдержке, так как не будут и не должны отбивать затраты на его эксплуатацию.

В самом начале Года российского кино на его сайте рассказывалось, что будут открыты сразу 450 залов, что довольно много. Скажем, если оценивать количество экранов по самому большому релизу в РФ, а это были "Звёздные войны: Пробуждение силы", то у нас в стране есть где-то 3000 залов, готовых к показу.

Однако уже в сентябре Минкульт, докладывая об успехах, рассказал, что они открыли 60 залов, а всего их планировалось открыть 143. Нетрудно посчитать, что будет открыто втрое меньше объявленного Мединским плана на совещании с премьер-министром Медведевым.

Темпы роста

Кроме того, на другом совещании Мединский лично пообещал президенту Владимиру Путину рекордные темпы роста интереса к отечественному кино в прокате к 2018 году. Обещается, что всего через два года российские фильмы будут забирать четверть всех денег от кинотеатров.

Хотя уже в 2016 году можно заметить, что к лучшему ситуация вряд ли поменяется. Так, доля российского кино в прокате составляла 16% в 2012 году, а к 2015 поднялась на два процента.Теперь министр культуры собирается поднять её за 2 года до четверти всего российского рынка, что не представляется возможным, если посмотреть на текущие, даже оптимистичные, темпы роста. Вот в 2015 году стало известно, что доля российского кино уменьшилась с 17,1 до 16,8%. 

Однако теперь с сайта ЕАИС (Единая федеральная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах) убрали возможность проверить, как изменилась часть отечественных кинематографистов от общего пирога. Тем не менее можно предположить, что обещание Мединского не будет исполнено к 2018 году. 

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров