Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
15 сентября 2017, 06:00

Натуральный обман. Чиновники зачистят рынок органических продуктов от подделок

Минсельхоз доработал свой "органический" законопроект после многочисленных замечаний Администрации президента РФ.

Фото: © Shutterstock

Фото: © Shutterstock

На рынке органических продуктов (фрукты, овощи, хлеб, молочные продукты и т.д.) много обманщиков. Производители могут просто приклеить ярлык "органический продукт" на обычную картошку — и продавать её дороже (бывает, что в несколько раз). Это признают все, в том числе участники рынка.

— Некоторые производители сами даже не знают, что такое органический продукт. Они просто таким образом [наклеивая этикетку] повышают стоимость товара. Ведь сейчас это модное направление, — говорит фермер, продающий органику, Андрей Лысенков. — Таких недобросовестных производителей на рынке много, особенно в Московском регионе. 

Органическими могут называться продукты, которые были созданы без химических удобрений, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста (если речь идёт о мясе), технологий ГМО. 

Сами производители говорят более образно. Одна из фирм на своём сайте предлагает "молоко от счастливых коров". Эти коровы не стоят весь день в стойле — они "могут выйти на свежий воздух, принять солнечные ванны, поваляться в пыли, пообщаться со своими сородичами". Корма они едят тоже только натуральные и полезные. 

Минсельхоз против грустных коров

Минсельхоз с 2010 года разрабатывает законопроект, который должен защитить рынок органики от обманщиков. Как стало известно Лайфу, 31 августа министерство разослало в другие ведомства очередной (и, возможно, конечный) вариант.

Это было сделано после того, как законопроект раскритиковали в Государственно-правовом управлении президента и Исследовательском центре частного права имени С.С. Алексеева при президенте.

"В законопроекте отсутствуют... действенные механизмы", которые бы ограничили продажу псевдоорганики, решили в администрации. Как говорится в заключении центра им. Алексеева, суть законопроекта правильная, но формулировки составлены так запутанно, что он "не выдерживает критики". 

23 августа в Минсельхоз было отправлено поручение правительства — оперативно доработать законопроект. 

Как указано в законопроекте, производители смогут законно наклеить ярлык "Органическая продукция" только после того, как получат специальный сертификат. Но получение сертификата — право, а не обязанность.

Если же они нарушат это требование и наклеят ярлык просто потому, что им так захотелось, то будут "нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации", сказано в актуальной версии проекта. То есть Минсельхоз так и не придумал никакого нового наказания для обманщиков, а просто прописал, что будут применяться уже существующие законы. 

По словам юриста Романа Ардыкуца, подойдёт статья КоАП 14.43 о нарушении требований техрегламентов. Юридическим лицам грозит штраф до 300 тысяч рублей. 

При этом в законопроекте прописано, что клеить на продукты можно не всякую маркировку, а только ту, которую утвердит "федеральный орган исполнительной власти". 

Минсельхоз хочет сделать РФ лидером по органике

Как следует из законопроекта, чтобы проверить, правильную ли гречку вы выбираете в магазине, вы должны будете зайти на сайт Минсельхоза. Далее нужно открыть специальный "реестр производителей органической продукции". И сравнить информацию о гречке, которую вы держите в руках (производитель, сведения на ярлыке и т.д.) с тем, что указано в реестре (там будут указаны производители, виды их продукции, места производства и т.д.). 

У исследовательского центра частного права имени С.С. Алексеева нашлось множество замечаний к этой части проекта, но они так и не были приняты во внимание Минсельхозом. Замечания сводятся к тому, что "механизм доступа широкого круга лиц [к информации] не проработан". 

Дело в том, что в законопроекте есть такая оговорка: "информация о наличии или отсутствии сведений в реестре предоставляется заинтересованным лицам бесплатно в установленном порядке". 

"Кого именно законодатель подразумевает под выражением "заинтересованные лица" — этот и многие другие вопросы специалистов центра так и остались без ответа в новой версии. 

"В настоящее время органическое сельское хозяйство — мировой тренд, практикуемый в 172 странах мира", — говорится в пояснительной записке к законопроекту. Основные потребители — США, Германия, Великобритания, Франция. 

В России около 10 тысяч сельхозпроизводителей называют себя органическими. Перспективы, с точки зрения Минсельхоза, огромны. "Обладая уникальными природными ресурсами (20% запасов пресной воды, 9% пахотных земель планеты, 58% мировых запасов чернозёма) и развивая органическое сельское хозяйство, Россия может занять от 10% до 25% мирового рынка органической продукции", — сказано в пояснительной записке.  

Как выбрать органическую гречку? 

С помощью председателя правления органического земледелия Сергея Коршунова Лайф составил лайфхак, как правильно выбрать органические продукты. Не исключено, что Минсельхозу ещё не раз придётся переписывать этот законопроект, и реестр производителей появится не скоро.   

1. Обратите внимание на маркировку. Сейчас на рынке действуют только зарубежные маркировки. Любой продукт, который маркируется европейским зелёным листом, — сертифицирован. Под этим листом стоит кодовое обозначение. Это код сертифицирующего органа. Так можно узнать, где именно продукция и производитель проходили проверку. Например, код 140 присвоен немецкой сертифицирующей организации Ceres. Можете зайти на её сайт и проверить, есть ли там информация о продукте, который вы хотите купить. 

Есть постановление Европейской комиссии № 1235, там собраны все кодовые обозначения органам по классификации. 

Есть и российские маркировки — обычно это тоже листочек, растение, капля воды. Утверждены в Росстандарте, но встретить на рынке их можно довольно редко. Так что они известны только узкому кругу ценителей. 

2. Загляните на сайт производителя. Обычно владельцы ферм органической продукции подробно рассказывают о своём производстве. Группы в социальных сетях или сам сайт наполнены информацией и фотографиями об овощах, коровах, полях. 

3. У органических продуктов срок годности, как правило, небольшой. Но тут нужно понимать, какой именно продукт. Например, срок годности органического оливкового масла ничем не отличается от обычного оливкового.

4. Прочитайте состав — не должно быть улучшителей вкуса, стабилизаторов, консервантов, эмульгаторов.

5. Цена — тоже показатель. Органическая продукция стоит на порядок дороже обычной. 

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров