Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
5 октября 2018, 07:00

А эксперты кто?

Учредитель и председатель коллегии адвокатов "Тамир" Оксана Михалкина предлагает навести порядок с экспертами, которые дают заключения по "экстремистским" статьям.

Фото © Shutterstock Inc

Фото © Shutterstock Inc

Мы с радостью узнали о том, что президент России внёс в Госдуму законопроект о декриминализации статьи 282-й Уголовного кодекса РФ. Как профессиональный защитник и адвокат, я неоднократно сталкивалась с тем, что людям предъявляются абсурдные обвинения по статье 282-й УК РФ, больше похожие на бред. Так, эксперты усмотрели экстремизм во фразе "красивые белые лица". Очень бы хотелось задать вопрос таким "специалистам", а почему белые лица обязательно должны быть некрасивыми? Но на судебное заседание ни один "специалист" не пришёл.

Надеюсь, что после принятия поправок в Уголовный кодекс, внесённых президентом, существенно повысится уровень профессионализма экспертов, которые проводят исследования текстов и усматривают признаки экстремизма там, где его нет и быть не может. Например, в стихах и иных литературных произведениях.

Основой обвинения по статье 282-й УК РФ и "царицей доказательств" является заключение лингвистической экспертизы. Сложилась порочная практика, когда при местной администрации создаётся так называемый экспертный центр, финансирование которого производится за счёт местного бюджета, то есть за деньги налогоплательщиков, за наши деньги. В Москве это ГБУ "Московский исследовательский центр" (ГБУ "МИЦ").

Эксперты, которые проводят лингвистические экспертизы в ГБУ "МИЦ", в большинстве случаев имеют малый стаж работы по экспертной специальности, часто вообще не предупреждаются об уголовной ответственности по статье 307-й УК РФ ("Заведомо ложное заключение эксперта").

При производстве экспертизы используют один или два источника специальной литературы, один из которых называется "Методика проведения судебной психолого-лингвистической экспертизы материалов по делам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму" 2014 года, авторы: Кукушкина О. В., Сафонова Ю. А., Секераж Т. Н. Второй литературный источник — это брошюра автора по фамилии Баранов, который является сотрудником ГБУ "МИЦ". Указанная методика не зарегистрирована в Минюсте России и, соответственно, не является нормативным правовым актом, имеющим юридическую силу, а есть просто мнение отдельно взятых граждан: Кукушкиной, Сафоновой и Секераж. Кроме того, очевидно, что, используя всего два литературных источника, невозможно провести объективный анализ текста на наличие признаков экстремизма и терроризма.

Эксперты, которые получают деньги из местного бюджета, готовы выполнить "социальный заказ" и всегда будут усматривать экстремизм в текстах, картинках, лайках и репостах, независимо от объективной реальности и наличия специального образования.

Выход из этой ситуации я вижу такой: необходимо отдать экспертизу авторитетным государственным учреждениям. Например, Российскому федеральному центру судебной экспертизы при Минюсте РФ, где имеются высококвалифицированные специалисты.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров