Регион

Уведомления отключены

1 октября 2018, 11:37

Омоложение нации неизбежно

1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Журналист Андрей Бабицкий — о том, почему россияне помолодели. По крайней мере душой.

Фото: © РИА Новости/Александр Кряжев

Фото: © РИА Новости/Александр Кряжев

Убеждать скептически настроенную публику в том, что пенсионная реформа — это здорово, как это пытаются делать некоторые наши коллеги, пожалуй, всё-таки не стоит. Ничего хорошего в этой вынужденной мере нет. Мало того, что речь идёт о сокращении количества лет, которые человек мог, выйдя на пенсию, посвятить личной жизни, здоровью, путешествиям, всем видам активного отдыха, преобразования ещё и вынуждают людей решать проблему трудоустройства в возрасте, когда делать это становится весьма непросто по объективным причинам.

Однако, как ни странно, реформе предстоит стать источником и позитивных психологических изменений, которые могут существенно повлиять на формирование нового взгляда на возрастные параметры и резервы человеческого организма. Сегодня отмечается День пожилого человека. Положа руку на сердце, кто из преодолевших отметку в 50 — или даже 60 лет — добровольно согласится считать себя пожилым человеком? Мне почему-то кажется, что таких людей не очень много. Как утверждают психологи, даже в столь солидном возрасте большинство из нас не ощущают груза прожитых лет как фатальный опыт, заставляющий относиться к происходящему как-то по-особенному. Мировосприятие, психическая и ментальная мобильность меняются, но эти изменения незначительны, чтобы мы их переживали как ветшание нашей природы.

В большинстве случаев самовосприятие "притормаживает" где-то в районе 30 лет и остаётся таковым вплоть до момента, пока человек не достигает того возрастного барьера, за которым окружающий мир уже без малейших поблажек квалифицирует его как старика. Главным критерием вплывания в критическую зону, где люди раз и навсегда превращаются в пожилых, служит как раз предел работоспособности, определяемый планкой пенсионного возраста. Преодолев этот рубеж, гражданин или гражданка вовсе не обязательно оставляют работу, но психологически они могут расслабиться и не то чтобы махнуть на себя рукой, но окончательно смириться с тем, что они пополнили собой касту пенсионеров — тех людей, которые по причине необратимых возрастных изменений нуждаются в помощи государства.

Пенсионная реформа (опять-таки, мы не станем утверждать, что она прекрасна!) заставит всех нас поддерживать своё тело и разум в ликвидном для рынка рабочей силы состоянии ещё дополнительные пять лет. На эти же пять лет увеличен период условной молодости — до финальной стоянки, где граждане уже на автопилоте заруливают в ангар для хранения ветоши, мы будем теперь добираться существенно позже наших родителей.

Последствия окажутся комплексными и весьма заметными. Не так давно с очевидной гордостью российские медийные площадки транслировали новость о том, что в России очень существенно снизилось потребление алкоголя. На 40 процентов в сравнении с 2006 годом. Наверно, здесь сказался и результат государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года. Но, мне кажется, главный эффект дало кардинальное изменение социокультурной матрицы, в которой алкоголь и работа в целом находились между собой в дружественных отношениях. В СССР, где охрана труда была поставлена так, что человека фактически невозможно было уволить, пьянство на рабочем месте считалось не слишком значительной провинностью, пили фактически все — особенно представители рабочих профессий. Государство же, заботясь о полном искоренении безработицы, боролось с алкоголиками мерами общественного внушения. Понятно, что алкоголь крайне негативно влиял на качественные параметры производства. Но это считалось сопутствующими и вполне извинительными потерями.

В постсоветский период работодатель — в первую очередь в частном секторе, а потом и в госучреждениях — постепенно ужесточил отношение к любителям злоупотребить в рабочее время. Увольнение за пьянство сегодня — дело столь же простое, сколь и очевидно необходимое. Изменилось и отношение к алкоголю. Из забавы, которой каждый обязан был отдать должное — по молодости ли, ухарству, бесшабашности, — кутёж и загул были переведены в разряд необязательных и вредных обыкновений, являющихся серьёзным препятствием для обустройства нормальной жизни.

Кто в советские времена, кроме каких-то совсем дремучих околоспортивных элементов, заботился о поддержании здорового образа жизни? Сейчас тренажёрка входит в обязательный набор аксессуаров, необходимых для сохранения нормального внешнего вида, работоспособности и жизненной активности. При этом не государство заботится о том, как бы загнать граждан в спортивные залы, а сами граждане охотно и осознанно сделали спорт обязательным элементом своего быта.

Повышение пенсионного возраста усилит именно эти тенденции. Человек обязан будет оставаться молодым не формально, а содержательно. Необходимость держать на должном уровне все параметры внешней и внутренней стати изменит облик россиянина — мужчина в 65 лет, избегающий праздности, остающийся предприимчивым и напористым, уделяющий внимание собственной квалификации и состоянию здоровья, станет обычным явлением. Пример такого человека у нас перед глазами: выглядеть как глава российского государства можно, а теперь ещё и нужно.

Женщина в 55 лет, прилагающая усилия к тому, чтобы окружающие не считали её старой каргой, будет так же, как и раньше, заботиться о фигуре, цвете лица, здоровом сне и сохранении своей чудесной женской силы, посредством которой она способна гармонизировать окружающую действительность. А всё это вместе и для мужчин, и для женщин, — спорт, прогулки, выверенный отдых, широкий круг интересов, регулярные медицинские обследования и прочее. Ну, что мне рассказывать, вы и сами всё знаете.

Омоложение нации неизбежно. И ровно по пословице: "Не было счастья, да несчастье помогло".

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров