Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
21 марта 2016, 07:27

Курдский треугольник

Поэт и публицист Амирам Григоров — о феномене курдов и состоятельности их заявлений о некой автономии на севере Сирии.

Сирия никогда уже не будет прежней. Это неудивительно: и куда меньшие катаклизмы оставляют следы, что там говорить о масштабной гражданской войне с разрушением ключевых городов и гибелью огромной массы людей.

И, безусловно, серьёзно изменится жизнь национальных меньшинств Сирии.

По завершении гражданской войны, которая по определению победой радикалов закончиться не может, возрастёт роль христианской общины страны. Например, будет шире использоваться новоарамейский язык, распространённый у местных христиан. Они, во-первых, поддержали официальный Дамаск в его противостоянии с радикалами, причём, надо отметить, особого выбора у христиан не было, во-вторых, впервые за столетие взяли в руки оружие и стали защищать себя сами, и к прежнему согбенному состоянию их уже не вернуть, и, в-третьих, впервые за много лет на их положение стали обращать внимание на Западе (прежде ближневосточных христиан не замечали, может, только ливанских, и создавалось впечатление, что, кроме евреев и арабов-мусульман, в конфликтном регионе никто не живёт). Но особенно возрастёт роль курдской общины, точно так же, как это произошло в соседнем Ираке. О феномене курдов хочется сказать особо.

Вообще некоторые арабские страны, возникшие после распада Османской империи, так и не смогли преодолеть родовых болезней, и главная тут болезнь — религиозная раздробленность и племенная вражда. В Ираке во времена Хуссейна, который был, как известно, суннитом, придавливались шииты, составляющие там большинство, а курдов, которых там предостаточно, просто били безжалостно при любой попытке выделиться. В Сирии курды были просто меньшинством, обитающим на севере страны, и на них особого внимания не обращали, поскольку две борьбы — суннитов с алавитами за власть и арабов с евреями за Ближний Восток — отнимали все силы и ресурсы.

Курдский народ — очень крупная этническая группа, не имеющая государственности. Проживают курды в Турции, Иране, Ираке, Сирии, в странах Закавказья — ареал расселения основных масс курдов на карте выглядит как треугольник, наискось прочерченный через сложившиеся границы государств. Надо отметить, цементированной общности курды не представляют, а исторически разбиты на несколько близких по языку племён, плюс ко всему на последователей неблизких друг другу исламских движений: есть среди них шииты, есть сунниты, есть и алевиты, откуда происходит правящая сейчас в Сирии семья Асадов. Курды породили немало восточных владык, например, курдами по рождению были знаменитый Салахаддин, основатель державы Аюбидов, и родоначальник иранской династии Сефевидов Фируз-шах. Предполагается курдское происхождение Гейдара Алиева, основателя режима, управляющего современным Азербайджаном, ряда других деятелей, но при этом никакой собственной страны у курдов не получилось. В общем, они её не имели никогда.

Происхождение курдов покрыто тайной: по примеру окружающих народов, они обожают мистифицировать и удревнять свою историю, привязывать её к древним царствам, типа Мидии. Бесспорно лишь то, что курды — ираноязычный народ, родственный персам Ирана, таджикам и жителям Афганистана. К курдам примыкают некоторые этносы, перешедшие на курдские наречия, например: езиды, немусульманский народ неизвестного, возможно, кавказского или даже европейского происхождения, исповедующий странную веру, напоминающую средневековую ересь альбигойцев. Езиды, говорящие по-курдски, окружающими некурдскими народами, например, армянами, принимаются за курдов, но самими курдами-мусульманами, как правило, за своих не принимаются. Ещё одна этническая группа, заза, обитающая в Анатолии, исповедует исламское сектантство и использует близкое к курдским языкам наречие, выделяется особо, и представители заза с другими курдами себя традиционно не сближают.

Ныне турецкие курды ведут борьбу за региональную автономию, желая остаться тем не менее в составе страны, и на этом основании относительно консолидировавшись. Иракские курды, к слову, свою автономию уже получили.

Словом, так много надежд на независимость у них ещё не было никогда. Но найдётся ли для неё место в новой Сирии, свободной от терроризма, где последнее слово всегда будет оставаться за народом?

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров