Регион

Уведомления отключены

23 сентября 2016, 10:45

Деньги как стеклянный дилдо

Журналист Игорь Мальцев — о том, почему патерналистская Норвегия не раздаёт своим гражданам их же миллионы.

Коллаж © L!FE Фото: © flickr.com/tripu © flickr.com/Christina Xu

Коллаж © L!FE Фото: © flickr.com/tripu © flickr.com/Christina Xu

Я обожаю читать истории из жизни выигравших миллионы в таких газетах, как Daily Mirror или The Sun. Вот простой английский парень выигрывает в лото джекпот в пять миллионов. Вот семейная пара выигрывает восемь.

А дальше все истории до зубовного скрипа одинаковые: парень за год тратит всё выигранное на наркоту, проституток, дурацкий "феррари", который он и водить-то не может, потому что всё время пьяный и обдолбанный. Дальше он проводит время в рехабе и лечит печень минералочкой, хотя лечиться ему уже не на что. Пара начинает собачиться и, в конце концов, разводится. Муж находит молодую тёлку, с которой пропивает последние деньги.

Писатель Елена Котова утверждает, что всё зло от незаработанных денег.

А что такое тогда деньги норвежского государства?

Лет двадцать назад норвежцы стали собирать сверхдоходы от продажи нефти в резервный фонд, который к сентябрю этого года достиг 882 миллиарда долларов. На минуточку это в два раза больше их собственного ВВП.

Картина такая: в северной стране живёт пять миллионов человек. Всё, что там есть, стоит на 55 процентов дороже, чем в Германии, — жильё, еда. А пиво стоит 9 евро, то есть в три раза дороже, а кило мяса — в два с половиной. Месячный проездной 82 евро.

На страну обрушилась неслыханная удача в виде нефти, и о том, что раньше это была бедная страна, быстро забыли. Ну а что? Вторая по доходу на душу населения страна в Европе (после Люксембурга — а где это, и страна ли это?) и шестая в мире.

Миллиардеров тут всего шесть, и ни один из них не заработал денег на нефти: 198-й в мире, Олаф Тон, спекулировал недвижимостью, 329-й, Штейн Эрик Хаген, — на ретейле, остальные вообще по мелочёвке. Самая молодая миллиардерша в мире 19-летняя Александра Андерсен тоже норвежка, и она унаследовала своё состояние от торговцев табаком.

А миллионеров… Ну, в общем, ещё в январе 2014 года каждый гражданин Норвегии теоретически стал миллионером. Если бы государству пришла идея раздать резервный фонд народу. Но так как ему даже в голову не приходит финский вариант (с 2017 каждому финну по 800 евро в месяц просто так), то теперь Норвегия сидит на своих 882 миллиардах и не слишком понимает, что дальше делать.

Дело в том, что деньги оно инвестирует в акции, бумаги и растущие экономики по всему миру. Когда-то в этом списке были даже Казахстан и Россия. Теперь всякий Apple и Google. При этом, чтобы чуть-чуть распечатать фонд, нужно было пережить падение цен на нефть недавно — пришлось вынуть целых 5,5 миллиарда долларов. И опять закрыть кубышку. Потому что тратить на собственное население никто не собирается по моральным причинам.

Считается, что эти деньги могут развратить граждан (из 5 миллионов жителей почти миллион, кстати, приезжих). Эта строгость понятна. Норвегия — страна победившего лютеранства, и по конституции даже монарх должен быть только протестантом-лютеранином. 76 процентов граждан — прихожане Норвежской баптистской церкви. А у "отца нашего", Мартина Лютера, с деньгами не забалуешь. Строгость, скромность, никакой роскоши, молитва, уединение, размышления о вечном.

И от язычников — фанатическое преклонение перед природой. Поэтому норвежское государство гордо утверждает, что оно никогда не будет вкладывать народные деньги во всякие развратные мероприятия типа табачной промышленности или оружейных заводов. Или в то, что разрушает природу. Что почему-то не мешает вкладывать деньги в Royal Dutch Shell — нефтяного гиганта, который уж совершенно точно природе не на пользу. И это только крупнейший пакет "нефтяных" инвестиций. Там ещё есть несколько компаний.

Критики норвежского фонда — обычно это люди со стороны — утверждают, что неправильно сидеть на миллиардах, что надо вкладываться в развивающиеся рынки. Имеется в виду, наверное, Африка. На что начальники фонда парируют, что в развивающихся рынках есть одна проблема: они весьма неприятны для инвестиций и непредсказуемы.

Удивительно то, что понятия морали вдруг вышли на инвестиционный рынок. А мораль в данном случае — производное от религии.

Но удивительно ещё и то, что государство выступает с патерналистских позиций. Считая, что если гражданам дать "стеклянный член", то это до первого угла — обязательно разобьют.

Не знаю, не знаю.

Пока все эксперименты с раздачей людям денег в рамках "безусловного базового дохода" (Аляска, Финляндия, Канада и, как ни странно, Намибия) привели к обратному результату. Граждане оживились, и у них появились новые возможности для развития. И "стекло" осталось целым.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров