Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
29 сентября 2016, 10:00

Мишель "полупророк" Уэльбек

Журналист Игорь Мальцев — о жизни и творчестве скандального французского писателя, которого ненавидит Франция.

Фото: © REUTERS/Benoit Tessier

Фото: © REUTERS/Benoit Tessier

В минувший понедельник писателю Уэльбеку в Берлине вручили премию Франка Ширрмахера в 20 000 швейцарских франков. Снобы тут же пошутили, что наконец-то Мишель купит себе новую курточку, потому что на всех фотографиях она выглядит довольно замызганной.

Вообще-то Мишель Уэльбек на сегодня самый популярный французский писатель в мире, так что ему хватает даже на новые джинсы. А в его любимый свингер-клуб Сhez Manu Paris его и даром пустят, потому что он его увековечил в своих произведениях.

Почему ему дали именно премию Франка Ширрмахера?

Речь идёт о премии имени соиздателя газеты FAZ, журналисте и писателе, который умер два года назад, в 54. Ещё он был литературным критиком и на этом поприще не чурался даже самых противоречивых тем. Он считался одним из главных интеллектуалов страны, с именем которого связан уникальный случай в германском книгоиздании, когда его рецензия, выпущенная до выхода в печать, заставила издателей книги изменить текст. Именно он сделал интервью с нобелевским лауреатом Гюнтером Грассом, где тот признался, что в юности служил в СС.

В свою очередь, Мишель Уэльбек — тот писатель, который не просто не чурается стрёмных тем, а просто идёт на них, как бык на красную тряпку.

Считается, что его первый хит “Расширение пространства борьбы” (1994) о том, что современное общество в погоне за сексуальностью загоняет себя в тупик, но на самом деле он о том, как человек умирает без любви. И совершенно не важно, сколько там сцен групповухи, — весь роман только про любовь.

Уэльбек — невыносимый романтик, скрывающийся под маской циника. Тем, кто привык к языку Сети и убогой интернет-культурке, читать Мишеля тяжко. Но надо себя заставлять, ребята.

В 1998-м он выпустил "Элементарные частицы", где вновь исследует общество и сексуальность, снова объясняет, что без любви человечество обречено. Да ладно, мы и так знаем, что человечество обречено. Главное — не смотрите фильм по роману, это жуткое фуфло, хоть и засветившееся на Берлинском кинофестивале.

Отработав новую для своего времени тему отрицания сексуализации общества, Уэльбек принялся за новые, словно бы выискивая, кого бы ещё потроллить.

Для начала он впрягся против всяких фальшивых религий, расцветающих пышным цветом, когда людям не во что верить. Во всяком случае, это наиболее распространённая интерпретация его романа "Лансароте" (2000), с которым в России случилась очевидная глупость: в оригинале это скорее фотоальбом, где фото являются составной частью произведения искусства. В России же решили обойтись безо всяких там фоточек. И в результате из печати вышла тоненькая книжонка про то, как автор трахается с немецкими лесбиянками под шум пенной волны.

Как пишет один английский критик: "По ходу дела он умудряется оскорбить Люксембург, бельгийцев, английских туристов, активистов против курения, попов, мусульман и американский империализм". Ну, вообще-то, он именно этим и нравится читателю.

Когда нет аргументов спорить с Уэльбеком, его просто обзывают порнографом. Но и это мы тоже проходили. Дешёвый аргументик.

Важно, что он стал неполиткорректным, когда это было совсем не в моде. Свою неприязнь к исламу как идеологии Уэльбек отчётливо постулировал задолго до того, как в Париже стали расстреливать посетителей рок-клубов. На него подавали в суд, ему угрожали гости с Востока, он уехал из Парижа.

Тем не менее после выхода его последнего романа число угроз и оскорблений только возросло. Сам он назвал это "охотой на ведьм", которую инициировала газета Le Monde. "Вы даже не представляете, сколько французских журналистов радовалось бы моей смерти", — сказал писатель после вручения премии Ширрмахера.

Называется этот роман "Покорность". Его главная фишка — рассуждения о том, что будет, когда президентом Франции изберут мусульманина.

Конечно, пророчество ещё то, но Уэльбек гениально описывает не столько ужасы исламизации, сколько французскую элиту и интеллектуалов, которые готовы очень быстро принять "линию партии" и стать святее папы римского с ковриком для молитвы в сторону Мекки. И вот этого точного наблюдения французы писателю простить не смогут.

Уэльбека называют пророком за его фантасмагории, на что в одном из интервью он ответил: "Да нет, я скорей полупророк". Сейчас он озабочен полной потерей мужественности у европейцев, тем, что западное государство с самого рождения уничтожает в мальчике мужчину, пестуя инфантильность. Сюда его фраза: "Французы пытаются запретить проституцию. А без неё не будет института брака, так как проституция является корректирующим фактором для брачных отношений. Развалится семья — развалится и общество".

Уэльбек не предлагает долгих рассуждений на тему — они всегда остаются у него за кадром. Он предлагает уже готовые формулировки, которые обычно так бесят тех, кто сам не в состоянии ни думать, ни связать двух слов.

Важно прислушаться к формулировке комитета премии Франка Ширрмахера: "за аналитическую глубину и провокативную оригинальность, с которой автор описывает чувства нашей цивилизации в наше время".

Роман "Покорность" вышел в России в переводе Марии Зориной.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров