ОДКБ на распутье: стать как НАТО или остаться подобием СНГ
Журналист Айк Халатян — о том, что представляет из себя ОДКБ сегодня, и о том, чем может стать завтра.
Фото: © РИА Новости/Алексей Дружинин
Вопреки ожиданиям, на прошедшем сегодня в Ереване заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ так и не разрешился вопрос с кандидатурой нового генсека организации.
"Мы сняли с повестки вопрос нового генсека ОДКБ, и этот вопрос мы рассмотрим в конце года в Санкт-Петербурге", — сообщил по итогам заседания президент Армении Серж Саргсян.
Следует отметить, что данная должность по принципу ротации должна была отойти представителю Армении ещё в конце прошлого года. Однако, согласно публикациям в СМИ, на фоне обострения российско-турецких отношений "друзья Турции" в ОДКБ решили отложить этот шаг, чтобы его не расценили как "антитурецкий".
В любом случае можно ожидать, что в конце года организация всё же получит нового генсека, которому предстоит трудная задача.
С одной стороны, необходимо продолжить курс на развитие блока. За последние годы в ОДКБ уже созданы Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), Коллективные миротворческие силы, Коллективные силы быстрого развёртывания Центрально-Азиатского региона. Идёт процесс создания Коллективных авиационных сил.
С другой, ОДКБ пока так и не может похвастаться дисциплиной своих членов, их готовностью уважать и защищать не только свои интересы, но и интересы союзников. Фактически в ОДКБ сформировались три направления: западное (Россия и Беларусь), кавказское (Россия и Армения) и центральноазиатское (Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан). Единственной связывающей силой между этими тремя направлениями является Россия.
Однако события последнего года продемонстрировали, что даже ведущая страна союза, которая обеспечивает безопасность и "ядерный зонтик" для всех других стран ОДКБ, не может рассчитывать на поддержку своих "союзников". Даже в очень важных для себя вопросах.
Сперва лишь Армения и Белоруссия поддержали Россию в голосовании ООН по Крыму. А в ходе обострения российско-турецких отношений лишь Армения, у которой исторически сложные отношения с Турцией, высказала поддержку России.
Это резко контрастировало с реакцией стран НАТО, которые все поддержали Турцию. Даже находящаяся с ней в конфликте Греция, чей министр обороны сначала согласился с правом Турции сбивать самолёты, нарушающие границу страны, а затем в ходе своих зарубежных визитов обвинял Турцию в торговле нефтью с ИГ*.
Фактически в ОДКБ сформировались две группы. Россия и Армения наиболее заинтересованы в превращении ОДКБ в реальный военно-политический союз. И Киргизия с Таджикистаном, которые, ощущая угрозу со стороны Афганистана, также выступают за укрепление союза.
Есть и "фронда" в лице Белоруссии и Казахстана, которые, будучи членами военно-политического союза, или играют в нейтралитет (Минск), или ставят отношения с третьими странами выше своих обязательств перед союзниками (Астана).
Надо заметить, что передача поста генсека представителю Армении, чьи взгляды на развитие организации во многом созвучны российским, в интересах России. Хотя представитель Армении, естественно, будет больше внимания уделять Карабахскому конфликту (в рамках допустимого, чтобы не создавать серьёзных проблем внутри самой организации), чем представитель России.
В любом случае, ОДКБ стоит перед дилеммой. Или организация превратится в реальный военно-политический союз, более-менее схожий с НАТО, или превратится в структуру наподобие СНГ.
Ведь если единство членов ОДКБ ограничивается лишь борьбой с терроризмом и наркотрафиком, сотрудничеством правоохранительных органов, то подобными вопросами занимается и Содружество. Причём в СНГ входит большее количество постсоветских стран, чем в ОДКБ.
* Деятельность организации запрещена в России решением Верховного суда.