Воин зоофилической красоты
Публицист Михаил Шахназаров – о том, как вокруг выставки Яна Фабра в Эрмитаже назревает крупный скандал.
Фото: © РИА Новости/Алексей Даничев
Пока народ требовал возмездия для хабаровских живодёрок, а по стране проезжал каток митингов, в Санкт-Петербурге обосновалась выставка, экспонаты которой могут вдохновить на подвиги не одну юную садистку или садиста.
Если быть более точным, то это экспозиция бельгийского художника Яна Фабра с пафосным названием "Ян Фабр: Рыцарь отчаяния — воин красоты". Трудно сказать, в чём именно отчаялся Фабр, организовавший два очень успешных бизнес-проекта, зато красоту, за которую он воюет, можно лицезреть в стенах Эрмитажа.
Вот, допустим, мёртвый ротвейлер в новогоднем колпаке из фольги, подвешенный за хребет на два крюка. А вот милый котёнок, прибитый к зелёному кресту. Эдакое анатомическое распятие. Есть ещё висящие всё на тех же крюках кошки, скрюченный заяц и другие экспонаты, способные вызвать у нормального человека только чувство отвращения.
Однако бельгиец считает иначе. По его словам, все животные не были усыплены, но стали жертвами высоких скоростей и невнимательных водителей. И в буквальном смысле, находясь в подвешенном на крюках состоянии, они проживают вторую жизнь.
Интересно, а сам мэтр некрозоофилической инсталляции согласился бы провести время после смерти в состоянии экспонатов своей выставки? Ну, повисеть на крюках с упавшей на плечо головой в велосипедном шлеме, допустим. Думаю, вряд ли. Это ведь против морали и закона.
Правда, и сам Фабр закон нарушает. Ведь кодекс Организации по защите животных гласит, что издевательство над мёртвыми братьями нашими меньшими — неприемлемо. Одно дело — работы таксидермистов, исполняемые ими по просьбам скорбящих любителей кошек и собак; совсем другое — откровенный эпатаж на выставке Фабра.
Естественно, народ в очередной раз возмутился. И у бельгийца тут же появился защитник в лице главы Эрмитажа Михаила Пиотровского. Народ начал штамповать хештеги #позорэрмитажу, а академик Пиотровский ответил хештегом #кошкизафабра. Неужто с душами невинно убиенных котофеев и барбосов общается?
Но каков накал страстей, а! Ведь это ещё не всё. Не осталась в стороне и организация "Офицеры России", взявшая на себя роль главного цензора страны. Её глава Антон Цветков предложил встретиться с устроителями выставки и руководством Эрмитажа, чтобы (внимание!) решить её судьбу.
У меня возникает вопрос: "Офицеры России" – это что, боевое крыло Министерства культуры, если они возомнили себя вершителями судеб? Вряд ли. Но как единица, занимающаяся пиаром сомнительных мероприятий, вполне себя зарекомендовала.
Удивительно, но выставка Фабра — тот самый трагикомичный случай, когда с горечью можно посмеяться над обоими сторонами конфликта. Только вот животных жалко. И головы, в которые удастся вдолбить, что Ян Фабр — это воин красоты.