Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
22 ноября 2016, 05:45

Главное — вовремя изобразить оскорблённую невинность

Создатели браузера Opera заявили о том, что закрывают российский офис. Можно сказать, что Роскомнадзор помог норвежцам: теперь у них есть повод уйти с боем — в противном случае пришлось бы уходить с позором. Последние годы некогда один из самых популярных в России браузеров только терял пользователей. В этом году доля Opera на российском рынке упала уже ниже 4%.

Фото: © РИА Новости/Александр Кряжев  © Flickr/Edi Susanto

Фото: © РИА Новости/Александр Кряжев  © Flickr/Edi Susanto

Когда-то, на заре распространения Интернета, ещё даже не широкополосного, а того, через скрежет модема дозванивающегося до интернет-шлюза по телефонной сети, жили да были три браузера. Один был идиотом, и его звали Internet Explorer; другой был мудрым и спокойным, и он назывался Netscape Navigator; а третий был фурором, и он назывался Opera.

Детище норвежских программистов в разы опережало всё то, что было в тренде на тот момент. Этот браузер со свежим взглядом на HTML-страницы умел адаптировать их под разрешение экрана и размер монитора, позволял комфортно — подчёркиваю это — администрировать сохранённые страницы, бережно относился к драгоценному трафику и гениально оптимизировал его расход, позволяя экономично и эффективно загружать страницы разных сайтов даже на скоростях dial-up-модема.

Более того, создатели Opera были настолько прогрессивны, что смогли создать чуть ли не идеальный браузер для первых мобильных телефонов, которые только-только учились более-менее прилично выходить в Интернет. Нет, правда, даже мобильному Safari от Apple было далеко до Opera, собранному на языке Java и дающему возможность сёрфить по Сети с кнопочных телефонов, которым было ещё очень далеко до современных смартфонов.

И в России достоинства Opera ценили. Скажу больше: в начале — середине двухтысячных Opera был самым популярным браузером всей нашей страны и стран СНГ. В то время во всём мире уже набирали популярность различные браузеры Firefox и вариации на тему, а у нас люди искренне верили и уважали именно Opera. Серьёзно, я лично был таким адептом норвежского творения, что считал своим долгом установить этот браузер на каждый компьютер, который оказывался в поле моего зрения, и объяснить его преимущества перед всеми остальными браузерами.

Однако Opera, как и многие другие компании, погрязла в праздности и собственном величии. Версии программы обновлялись реже, чем у подрастающего Firefox и тем более Google Chrome. Все фишечки Opera также уже были скопированы конкурентами, а ничего нового своим пользователям Opera уже не предлагала. Наконец, в попытке не отстать от трендов создатели Opera приняли решение перейти на движок (WebKit) своих прямых конкурентов из Firefox, и после этого их падение стало уже практически вертикальным. Пока они имели дело со своим программным кодом, они, очевидно, понимали, что и зачем делают, а как только связались с чужим, сознание полностью их покинуло.

Пользователи браузеров вовсе не нуждались в Firefox или Chrome, перелицованных под Opera. Была утрачена и уже не вернулась какая-то особая изюминка Opera, а заодно у браузера появились типичные для WebKit проблемы, когда из-за какой-то вкладки браузера зависать могла вся система, что, разумеется, не могло вызывать восторгов.

В общем, Opera, когда-то плавно теряя аудиторию, начала терять её стремительно. Дополнительные примочки вроде Opera Turbo или как будто бы встроенного VPN-клиента (хотя на самом деле это просто каталог Proxy-серверов, через которые проводился трафик) уже не помогают. В этом году Opera в России пробила вниз 4% долю рынка: по состоянию на октябрь 2016 года браузером Opera пользовалось всего лишь 3,7% населения России.

И тут практически удача и фортуна! Наш неутомимый Роскомнадзор попросил представителей Opera ограничить возможности встроенного в браузер proxy-сервера таким образом, чтобы пользователи Opera не могли получить доступ к запрещённым в России сайтам.

Буквально на прошлой неделе оскорблённую невинность изображали представители социальной сети LinkedIn, рассылая полные горечи и обиды письма своим пользователям, мол, их зажимают и они больше не могут тут предоставлять свои сверхценные услуги (хотя Facebook, например, может, а ему уж точно побольше данных пришлось перенести на российские сервера). А на этой неделе в подобную же позу встали владельцы Opera. Мол, мы не пойдём на поводу у ваших чудовищных законов, поэтому закрываем российский офис и больше с вами дел не имеем. Дорогие клиенты, мы уходим, потому что Роскомнадзор плохой, а не потому что мы рынок, изначально сверхлояльный, мягко говоря, профукали. Зато можно свалить вину на регулятора, а не на свои кривые руки. Удобно.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров