Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
30 ноября 2016, 12:21

Зима близко. Договорятся ли Россия и Белоруссия насчёт нефти?

Политолог Андрей Суздальцев — о причинах возникновения нефтегазового кризиса в отношении союзных государств и попытках его разрешения.

Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко

Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко

В середине октября было заявлено, что основные проблемы, связанные с газово-нефтяным кризисом в отношениях России и Белоруссии, урегулированы.

Но так ли это на самом деле?

Напомню, что в начале января 2016 года белорусская сторона в одностороннем порядке изменила цену поставляемого в Белоруссию российского природного газа приблизительно на 40%. При этом белорусская сторона исходила из того, что, мол, по-житейски России и так хватит — не бедные.

Принимая это решение, они основывались в первую очередь на том, что падают мировые цены на нефть и нефтепродукты, а значит должны упасть и цены на газ.

Российская сторона отнеслась к этому шагу крайне негативно, потому что, если проглотить такие односторонние изменения договорённостей, то значит, что любая страна-получатель российского газа будет менять цены, как захочет. Допустим, ставить цену с минусом, чтобы Россия ещё и доплачивала за поставки.

С Минском велись очень тяжёлые переговоры, в которых белорусская сторона стояла на своих позициях твёрдо, основываясь на геополитическом контексте: Россия до сих пор находится в тяжёлом противостоянии с Западом, ей нужны друзья, поэтому она не пойдёт на ущемления своего единственного, как считают в Минске, союзника. Так что можно ставить России ультиматум, и она пойдёт на всё.

Но неожиданно для белорусской стороны оказалось, что российская сторона к таким вещам относится весьма прагматично. И когда это понимание пришло, в конце мая на встрече в Минске Лукашенко обратился непосредственно к Путину. Владимир Владимирович очень жёстко, поскольку это даже не политический вопрос, а вопрос субъекта хозяйствования, сказал, что решать, кто, сколько и за что будет платить, будут заинтересованные стороны.

Лето ушло на бесполезные разговоры. С белорусской стороны их вёл первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко, человек абсолютно ориентированный на продавливание позиций республики, не готовый ни к каким компромиссам, который фактически пытался навязать России диктат.

В итоге, поняв, что диктатом ситуацию не решить, Министерство энергетики, которое в одной руке держит газ, во второй — нефть, а в третьей — электроэнергию, совершило следующий манёвр: на 40% была сокращена поставка в Белоруссию российской нефти.

Это очень серьёзный вопрос, поскольку Белоруссия — страна глубоко сырьевая, и продаёт на Запад она в основном нефтепродукты, вырабатываемые из российской нефти. Всё остальное: МАЗы, телевизоры, холодильники, молочные продукты — идёт в Россию, потому что никто это больше не покупает, а если и покупает, то в чисто символических объёмах.

Кстати, сейчас белорусы доминируют и на украинском рынке, то есть фактически получается, что нефть Белоруссия получает по внутрироссийским ценам, а учитывая то, что они не учувствуют в разработке нефтепромыслов, не строят в Заполярье дороги, не ставят вышки и не воюют с вечной мерзлотой, то, конечно, выходит, что эту нефть они получают максимально дёшево, даже дешевле, чем она обходится самим россиянам, а вместе с белорусами её получают и украинцы.

Вывозя из России нефть по внутрироссийским ценам, белорусы ещё и не платят никаких пошлин. Формально они направляются на финансирование внешнего долга страны. Получается, что Россия за счёт своего бюджета выплачивает внешний долг Белоруссии, который при этом продолжает расти.

Российская сторона, которая всё это прекрасно понимает, исходила из того, что проще эту часть нефти, которая по соглашению 2015 года предназначалась для Белоруссии, отправлять на мировой рынок по мировым ценам и получать очень хорошие деньги, которые смогли бы закрыть дыры в бюджете.

Началось страшное волнение в Минске. Там доказывали, что нефть не играет никакой роли и не имеет отношения к газу. Положение стало очень угрожающим, поскольку убытки от недопоставки нефти на белорусские НПЗ стали превышать все возможные выгоды от недоплаты за российский газ.

Семашко, ярый сторонник схем шантажа, неожиданно резко поднял тарифы на прокачку транзитной нефти через Белоруссию в октябре, что совпало с новыми переговорами по урегулированию вопроса, и объявил на этом фоне, что шантажу Россия всё-таки поддаётся.

Какие соглашения были оговорены в октябре?

Поскольку главной проблемой для белорусов стал уже даже не газ, а нефть, было решено, что белорусская сторона выплатит нам около 300 миллионов долларов, после чего поставки нефти в прежних объёмах, запланированных в 2015 году, возобновятся.

Кроме того, белорусская сторона даже начала рассказывать, что Россия пошла на снижение цен на газ, но этого Россия не подтвердила. Соглашение было сведено к тому, что Белоруссия выплачивает свои долги за газ, а Россия открывает поставки дешёвой нефти на белорусские НПЗ.

Но самое интересное, что это так и не было сделано. Господин Лукашенко отказался платить долг, что, я бы сказал, связано с некой психологической проблемой белорусской номенклатуры: они привыкли из России деньги получать, а не платить ей.

И дело подвисло.

Долг превысил отметку в 340 миллионов долларов, нефть из России поставляется в ограниченном объёме, а в самой республике уже возникли проблемы другого рода: оказалось, что осень нынче довольно холодная, а зима будет и того холоднее, и нужен мазут. Причём не только Белоруссии, но и Украине, который там от белорусов ждут.

Усугубление ситуации вынудило Лукашенко лично прилететь 22 октября в Москву. Состоялся разговор по поводу нефти, газ почти не обсуждали – долг продолжает висеть. В итоге вчера Дворкович объявил, что ситуация зашла слишком далеко и если до конца дня Минск не представит предложение, то Россия будет вынуждена принять меры. Всё это просто надоело.

И вот сейчас СМИ сообщают, что белорусы представили некое предложение для России, положения которого пока не раскрываются. И, очевидно, не будут раскрыты, пока вопрос не будет закрыт на официальном уровне, однако думаю, что белорусская сторона продолжает давить и требовать уступок: простить ей долг, снизить цены на газ и, наконец, вернуть поставки дешёвой российской нефти.

Интересный факт.

Чтобы как-то продавить позицию России, в октябре была сделана пробная поставка азербайджанской нефти в Белоруссию через Одессу. Нефти этой Мозырскому НПЗ хватило ровно на двое суток. Логистика дорогая, да и по цене это, конечно, не российская нефть. Однако эта тема в пропагандистских целях была широко растиражирована в белорусских СМИ как появление альтернативы российской нефти. Мол, республика выживет и без России.

Получилось ли надавить?

Нет.

Российские эксперты прекрасно знают, сколько стоит азербайджанская нефть, по какой цене она уходила в Минск и т.д. Но в Белоруссии почему-то считают, что это был хороший ход по шантажу России.

Но как мы понимаем по сегодняшней реакции главы Министерства энергетики Белоруссии Потупчика, по существу Дворковичу так ничего и не ответили. Белоруссия не сдаётся — продолжает требовать поблажки, зная, что Россия всегда идёт навстречу республике, которая за эти 22 года расслабилась и привыкла решать свои проблемы за счёт соседа.

Но, кажется, пришло время увидеть некую развязку в этой непростой ситуации, которая произойдёт уже в ближайшие сутки, если не часы.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров