Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
21 ноября 2017, 12:30

Самолёт для "невидимок". Зачем российской армии "радар с крыльями"?

Фото © РИА Новости/Сергей Гунеев

Фото © РИА Новости/Сергей Гунеев

Что такое АВАКС?

Каждый раз, когда речь заходит о противостоянии новейших истребителей, их возможностях обнаружить и поразить друг друга, среди спорящих обязательно найдётся кто-нибудь с убойным и разрушающим весь спор аргументом "а если рядом будет АВАКС, ситуация изменится кардинально". Что же это за техника, способная пошатнуть чашу весов в споре самых совершенных реактивных самолётов?

Если упростить, то радары истребителя можно сравнить с фонариком. Чтобы обнаружить самолёт противника, антенная решётка радара генерирует излучение, а затем отслеживает отразившиеся от цели волны. Так же и с фонариком: чтобы увидеть в темноте неприятеля нужно посветить на него, а глаз уловит фотоны света, отразившиеся от того, что ещё мгновение назад было не заметить. Проблема тут одна — как только вы включаете свой фонарик, вы тут же становитесь заметными для всех сидящих в кустах. Ещё не факт, что вы увидите их, но в том, что они увидят вас, сомнений нет.

Проблему решить можно, если за вас будет светить кто-нибудь другой, издалека, оставаясь в безопасности и используя более мощный фонарь, фактически огромный прожектор. Тогда вы будете знать о присутствии посторонних, а они о вас нет — вы же не включали свой фонарь. Примерно так и работает АВАКС (а если правильно, то система дальнего радиолокационного обнаружения и управления — ДРЛОиУ). Это самолёт оснащённый электронной системой разведки и управления, — грубо говоря, мощный и дальнобойный летающий радар. АВАКС (Airborne Warning and Control System) — термин, ставший синонимом для названия всех таких самолётов, но первоначально обозначавший конкретную систему для Boeing E-3 Sentry.

Boeing E-3 Sentry. Фото © РИА Новости/Алексей Витвицкий

Boeing E-3 Sentry. Фото © РИА Новости/Алексей Витвицкий

Летающие радары

Всё дело в том, что боевые действия зачастую ведутся вне зоны действия союзных радиолокационных станций, а обнаруживать противника и наводить на него средства поражения очень надо. В таком случае в действие вступает летающая радиолокационная станция. Узнать её можно по огромной антенне радара, расположенной в верхней части самолёта. Внутри же сидит персонал, обеспечивающий контроль и управление вооружёнными силами, используя данные, получаемые с радаров.

Бывают и упрощённые системы ДРЛО — они просто обнаруживают цели на расстоянии, не обеспечивая управления. Как правило, это небольшие самолёты, оснащённые радарами и просто передающие получаемую информацию в пункт управления или на корабль. В настоящее время такие системы активно используются в США — Grumman E-2 Hawkeye, и в России есть вертолёт радиолокационного обзора Ка-31. Во время работы у него из нижней части фюзеляжа выдвигается и раскладывается радар.

Изначально системы дальнего радиолокационного обнаружения и управления создавались для морской авиации. Это логично: если для ведения боевых действий на суше радар можно привезти и собрать на месте, то на море такой фокус уже не пройдёт. В настоящее время страны всего мира держат на вооружении около ста таких самолётов. Создание комплекса радиолокационного обнаружения и управления очень дорого обходится и требует серьёзных работ как по созданию радарного комплекса, так и по созданию экономичной системы, способной работать в воздухе в течение максимально долгого времени. Поэтому российские военные используют А-50, созданный ещё в 1978 году. В настоящее время на вооружении стоит 19 таких самолётов. Из них — всего четыре более новых А-50У, а оставшиеся А-50 не модернизированы.

Кабина самолёта дальнего радиолокационного обнаружения и управления ДРЛОиУ А-50У "Владимир Иванов". Фото © РИА Новости/Виталий Белоусов

Кабина самолёта дальнего радиолокационного обнаружения и управления ДРЛОиУ А-50У "Владимир Иванов". Фото © РИА Новости/Виталий Белоусов

Хождение по мукам

Новый самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления военные просили уже давно. Увы, но системы управления и разведки устаревают гораздо быстрее, чем другие самолёты. Поэтому создание отечественного АВАКСа нового поколения началось ещё в 2000 году на базе военно-транспортного самолёта Ил-76. Конкурс на его создание, предполагавший постройку сложного многопозиционного комплекса разведки, предупреждения и оповещения, выиграл концерн ПВО "Алмаз — Антей". Изначально даже предлагалось использовать в качестве носителя самолёт Ан-124 "Руслан" — самый большой серийный самолёт в мире. Впрочем, впоследствии решили обойтись Ил-76.

В 2002 году с концерном "Алмаз — Антей" договор был разорван из-за слишком медленной скорости работ. Всю техническую документацию передали концерну "Вега", что скорости не прибавило. К 2009 году Министерство обороны выделило под это дело один Ил-76, а к 2011-му объявило: "Рыцари, новый план". В качестве носителя было предложено использовать Ил-76МД-90. Работы по созданию самого радара это не ускорило — наоборот, замедлило, так как потребовалось заново пересчитать всё связанное с аэродинамикой. Всё это требует переработки системы, новой продувки модели летающего радара в аэродинамических трубах, изменения состава бортового оборудования. По сути, комплекс опять начали создавать с нуля.

В 2013 году проходила информация, что радар всё ещё очень далёк от начала эксплуатации. При этом основной проблемой называлась именно работа самого радиолокационного комплекса. Говорилось, что радар по-прежнему работает в одном диапазоне, а не в двух, как было заявлено в техническом задании. Тогда же стало известно о перенесении сроков с 2015 на 2017 год. В ноябре 2017 года А-100 всё-таки полетел.

Фото © РИА Новости/Алексей Куденко

Фото © РИА Новости/Алексей Куденко

Теперь осталось дождаться приёма этого летающего радара на вооружение. Естественно, все технические данные о его работе строго засекречены, пока можно лишь полюбоваться этими странными и грациозными машинами, летающими с огромными блинами радаров на спине. После того как самолёт продемонстрировал штатное поведение на всех режимах, можно начинать работу над полноценными лётными испытаниями.

Специалистам придётся изучить, как бортовые системы самолёта влияют на работу радиолокационной станции, и подготовить её к работе и серийному выпуску. Лишь после этого можно будет говорить о создании серийных комплексов дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100. А они очень нужны российским военным.

А-100 — не просто прожектор, подсвечивающий врага и позволяющий своим истребителям не "светить фонариком", но ещё и важнейшее средство, позволяющее узнать воздушную обстановку "на большом масштабе" наземным командирам ВВС. Без такого инструмента, с одними маломощными радарами истребителей, им очень трудно планировать воздушный бой. Если над нашей территорией они могут узнать воздушную обстановку за счёт наземных радаров тех же С-400, то в гористой местности в другой стране, где во всех нужных точках не расставлены мощные наземные радары, самолёты типа А-100 — единственные приличные "глаза" командиров ВВС. А это значит, что для конфликтов типа сирийского они почти незаменимы.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров