Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
1 декабря 2016, 17:03

И вашим и нашим. Закроет ли Киргизия российскую авиабазу?

Прозвучавшее сегодня с утра на пресс-конференции по поводу подведения итогов года заявление президента Киргизии всколыхнуло российскую прессу. Удастся ли России отстоять свою военную базу, разбирался журналист Лайфа Михаил Котов.

Фото: © РИА Новости/Михаил Воскресенский

Фото: © РИА Новости/Михаил Воскресенский

Восток — дело тонкое. Словно в подтверждение этих слов сегодня как гром среди ясного неба прозвучало заявление президента Киргизии о выводе российской военной базы с территории страны. Алмазбек Атамбаев сказал, что российской военной базе пришла пора "уйти" с территории Киргизии после истечения срока договора. Что это? Грозное предупреждение или попытка торга? А может, просто информация для "внутренних пользователей", то есть жителей Киргизии?

Считаю, что мы абсолютно правильно сделали по базе Ганси (изначально авиабаза США Манас называлась так. — Прим. ред.). Нравится это кому-то или нет. Пять лет прошло, и время показало, что это было правильное решение. Киргизстан в будущем должен опираться только на свои силы. Это касается и российской базы
Алмазбек Атамбаев, президент Киргизии

Авиабаза Кант

У России есть несколько точек размещения в Киргизии. Это испытательная военно-морская база в городе Каракол, узел связи в посёлке Чалдовар и автономный сейсмический пункт в городе Майлуу-Суу. Но когда говорят о военной базе, имеют в виду именно военный аэродром Кант, расположенный в Чуйской долине.

Его история начинается с Советского союза, с 1941 года, когда в Киргизию была эвакуирована Одесская военная авиационная школа пилотов, которую спустя шесть лет переименуют во Фрунзенское военное авиационное училище лётчиков ВВС СССР. Оно учило лётчиков из разных стран вплоть до 1992 года, когда после распада Советского союза было передислоцировано в Курган.

В Киргизии создали своё училище, но переместили его в Ош, а с 2003 года Россия заключила договор на 15 лет с Киргизией о размещении в Канте авиационного подразделения в рамках Коллективных сил быстрого развёртывания Организации Договора о коллективной безопасности. Договор был заключён на 15 лет, то есть до 2018 года, однако в 2009 году он был пролонгирован ещё на 49 лет. Согласно договору, плата с России не взималась, ну как же — одно вроде дело делаем.

Сейчас на базе находятся штурмовики Су-25 и вертолёты Ми-8. В разные годы, в зависимости от наполненности бюджета, у Минобороны возникали различные идеи: от возможности удлинить полосу и сделать Кант аэродромом подскока для стратегической авиации, Ту-95МС и Ту-160 авиабазы Энгельс, до идеи о реконструкции базы и пополнении модернизированными истребителями Су-27СМ, ударными самолётами Су-24 и Су-25, способными выполнять полёты круглосуточно и в любых погодных условиях. Однако пока до этого дело не дошло.

Американский вираж

В декабре 2001 года Киргизия предоставила аэропорт Манас, находящийся всего в пятидесяти километрах от Канта, американцам — для размещения сил антитеррористической коалиции. Фактически он стал американским транспортным хабом, который использовался для доставки грузов и пассажиров во время американской операции в Афганистане. 

А вот эта база была платной и приносила очень неплохие деньги вплоть до момента её закрытия в 2014 году и вывода оттуда всех американских войск. Причём фактически база была закрыта дважды: сначала в 2009 году, когда её перепрофилировали в Центр транзитных перевозок в международном аэропорту Манас, затем, уже окончательно, в 2014-м.

Всё это время американцы исправно платили за использование базы, причём цена постоянно росла. С восьми миллионов долларов в год вначале до 60 миллионов ежегодно ближе к её закрытию. И это не считая единовременных выплат, неплохо подогревавших бюджет Киргизии.

Повод проверить цену

Два медведя в одной берлоге не уживаются, даже если берлога размером с Киргизию. Россия много раз негативно отзывалась о наличии базы страны НАТО у себя под боком, и Киргизия услышала её. Однако деньги, которые Киргизия получала за Манас, — штука осязаемая и очень приятная. Поэтому когда Алмазбек Атамбаев говорит о том, что Киргизия может решать свои проблемы сама и что база по завершении договора должна уйти, вполне возможно, он просто говорит о желании поторговаться при продлении договора.

На это же указывает и путаница в цифрах аренды договора. Если учитывать переподписание в 2009 году, то у России ещё сорок с лишним лет. В своей речи Алмазбек Атанбаев говорит другие цифры: "В этом году истекает действующий срок соглашения, и оно автоматически должно было продлиться на 45 лет. Но мы оставили 15 лет вместо этого. Мы остаемся стратегическими партнёрами". Даже если так, то впереди ещё 15 лет, что тоже более чем достаточно.

Стоит заметить, что президент Киргизии не говорит о денонсации договора, как это было в случае с американской базой. Он по-восточному мягко намекает на известные только ему и президенту России соглашения: "Некоторым не нравилось, но я нашёл понимание у Владимира Путина".

Не нужно паники, база в Канте остаётся, президент Киргизии и сам понимает, насколько это сильный сдерживающий фактор в нынешнее время, когда международные террористы разве что не стоят у границ страны. А вот то, что получится оставить базу на нынешних условиях — далеко не факт. Восток — дело тонкое, и, когда вопрос касается денег, будьте уверены: там своего не упустят.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров