Регион

Уведомления отключены

31 марта 2017, 07:30

Без дна. Ситуация с ракетами "Протон" оказалась гораздо плачевнее

Все двигатели второй и третьей ступеней "Протона" оказались бракованными и требуют переборки.

Фото: © РИА Новости/Сергей Сергеев

Фото: © РИА Новости/Сергей Сергеев

Говорят, если старательно делать вид, что чего-то не существует, оно пропадёт. Мне кажется, именно такую позицию взяли все ответственные за российский космос чиновники. От них не отстаёт и пресса, старательно обходя вниманием вскрывающиеся подробности.

Генеральный директор НПО "Энергомаш" Игорь Арбузов дал интервью МИА "Россия сегодня", в котором рассказал о ситуации с ракетоносителями "Протон" и "Союз". Когда он описал масштаб катастрофы — волосы начали шевелиться на голове. Перепроверить придётся ВСЕ двигатели, и только по "Протонам" — это 71 штука. Учитывая запускаемые объёмы — это все произведённые двигатели с 2015 года.

В настоящее время подписан график проведения работ, значительная их часть будет проведена в 2017 году, но мы понимаем, что какая-то часть неминуемо перейдёт на 2018 год

Игорь Арбузов

Понятно, что сейчас будут изо всех сил проверять и стараться подготовить хотя бы "Союзы". В этом году ожидается ещё восемь стартов. Пока же только два двигателя были перебраны. Теперь впереди испытания, приёмка, и лишь тогда ракету можно готовить к старту. То есть теперь весь оставшийся год вся российская космонавтика будет стараться бежать изо всех сил, чтобы хотя бы успевать стартовать в озвученные даты.

Ситуация с "Протонами" гораздо хуже. Именно эта тяжёлая ракета-носитель отвечает за коммерческий сектор "Роскосмоса". Уже сто раз говорилось, что выступать с тяжёлыми ракетами на мировом рынке запусков — это как продавать в театральном буфете шампанское бутылками бальтазар, по двенадцать литров каждая. Нужно не только собрать толпу народа, чьих денег хватит, чтобы купить такое чудо, так ещё и сделать это в кратчайшие сроки, иначе публика, спешащая ко второму отделению, быстро ухватит фужер на розлив у европейской Ariane.

И только теперь становится понятно, почему так долго не могут запустить в космос несчастный EchoStar 21. Это геостационарный спутник связи, изготовленный компанией SSL и предназначенный для оказания услуг связи на территории Европы. Его российская космонавтика маринует уже больше года. Первый старт был запланирован на начало 2016-го, но затем его отложили. Раз, другой, третий. Словно вошли во вкус. Возможно, уже тогда стало понятно, что с "Протонами" серьёзная проблема, и старт передвигали, надеясь, что истинная причина не всплывёт.

Фото: © Пресс-служба Роскосмоса/РИА Новости

Фото: © Пресс-служба Роскосмоса/РИА Новости

Первая задача, стоящая перед новым руководителем, — восстановить утраченную культуру производства, обеспечить выполнение требований нормативно-технической документации, которые по тем или иным причинам действуют не в полной мере, а где-то о них и вообще забыли, хотя мы и понимаем, что некоторая часть этой документации была написана в буквальном смысле кровью

Игорь Арбузов

Утаить шило не вышло, и теперь все делают вид, что так и было задумано с самого начала. По телевизору бодро говорят о том, что на самом деле использовали более дорогой припой, от широты души взяв его вместо необходимого. Никто не кричал "караул" и не рвал на себе волосы. Никто даже не обмолвился об этом небольшом происшествии.

А ведь проблема не просто системная, она существует несколько лет. Как минимум два года двигатели собирали как попало, и никого это не интересовало. "Протоны" имеют различную конфигурацию. Так, количество двигателей в третьей ступени может варьироваться в зависимости от выводимой нагрузки. Во второй ступени ракеты используется четыре жидкостных ракетных двигателя, в третьей ступени их может быть два или три. Представляете, на сколько ракет было наделано бракованных двигателей? Это больше чем десять носителей, готовых упасть в любую секунду после старта.

За весь прошлый год Россия совершила три коммерческих запуска "Протона". То есть у нас брака на несколько лет вперёд понаделано. Это же прекрасно. Вопрос только в том, кто его теперь купит. Западные предприниматели умеют читать прессу и в курсе происходящей ситуации. И что предполагается делать в этом случае?

Поразительно, что всё это было ясно ещё в 2015 году. Уже тогда можно было не допустить появления проблемы на двигателях, изготовленных позже этого срока. Однако халатное отношение к своему делу на заводе позволило проблеме зайти очень далеко, и дефектные двигатели продолжали массово выпускать в 2015-м и 2016-м. А закончилась эта история только в январе 2017 года. Поэтому полагаю, что все двигатели, выпущенные для "Протонов" с начала 2015 года, могут иметь значительные проблемы и должны быть перебраны

Игорь Арбузов

Иными словами, о ситуации было известно два года и никто ничего не сделал? Кто ответственный за происходящее? Думаю, сейчас найдут несчастного слесаря или контролёршу ОТК с зарплатой в 20 000 рублей и показательно посадят на несколько лет. Но соль не в этом. Если о ситуации было известно, то вся цепочка вплоть до самого главного чиновника виновата, а все делают вид, что ничего не происходит. Ну, подумаешь, два года знали, что брак гонится, моё дело маленькое, я получаю зарплату, езжу на конференции и веду весёлый "твиттер", где рассказываю о том, как Россия становится великой космической державой.

Фото: © РИА Новости/Олег Урусов

Фото: © РИА Новости/Олег Урусов

Я когда представляю это, мне хочется плакать и кричать. Два года люди спокойно спят, едят и ходят на работу, зная, что вскоре ракеты начнут падать или их просто нельзя будет запустить. И никто за это не будет отвечать? Здорово живём. А как это ещё можно назвать, если не вредительством?

Хуже другое: судя по всему, из этой ситуации не извлекли никакого урока. Впрочем, пока ещё можно держать хвост пистолетом и делать вид, что всё в порядке. Сейчас только весна, а цыплят начнём считать по осени. На этот год у России и так в планах едва ли не самое маленькое за всю историю количество запусков. Всего десять. И, судя по отсутствию в планах, обещанный российский многоцелевой лабораторный модуль "Наука", скорее всего, не будет отправлен к МКС в конце 2017 года, как это планировалось ранее. Более того, в нём опять обнаружены проблемы с силовой установкой, что может привести к дополнительной длительной отсрочке запуска.

А вот чего действительно не стоит делать для сохранения душевного здоровья, так это смотреть на количество уже совершённых за 2017 год запусков во всём мире. Ещё первый квартал не закончился, а в космос отправились уже 17 ракет, лишь одна из которых неудачно. И на этом празднике жизни России принадлежит только один запуск. Я знаю, в российской традиции максимум пусков переносить под конец года, однако в этом году такое не сработает: просто не успеют перебрать двигатели.

Сейчас стоит искренне радоваться хотя бы тому, что специалисты АО КБХА и ФГУП ВМЗ совместно с институтом имени М.В. Келдыша разработали специальную методику неразрушающего контроля, благодаря которому можно определить наличие или отсутствие во внутренних полостях посторонних частиц, не разбирая двигатель. Таким образом, двигатели для "Союзов" проходят не переборку, а перепроверку, что значительно сокращает сроки проведения полного объёма работ. С "Протонами" такой номер не пройдёт, их придётся разобрать и собрать заново, провести огневые тесты и лишь потом везти к месту старта.

Официальные лица продолжают уверять нас, что с российским космосом полный порядок. Очень хочется спросить, а что, по-вашему, "непорядок". В 1988 году, одном из самых удачных в истории космонавтики, СССР совершила 94 запуска за год, спустя всего тридцать лет нам придётся радоваться, если мы сможем запустить хотя бы девять. В десять раз меньше. Да, у нас есть Федеральная космическая программа и концепция "утилитарного космоса", только зачем всё это, если два года одно из предприятий выпускает бракованные двигатели, спуская псу под хвост работу десятков тысяч людей?

А может, ну его, этот космос? Бюджет сэкономим, меньше нервничать будем, оставим пару военных запусков в год, и порядок. В балете-то у нас по-прежнему всё замечательно — им и будем гордиться.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров