Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
17 июня 2015, 07:08

Юбилей «Артека» в легендарном лагере встретили пионеры времён СССР

Несмотря на почтенный 90-летний возраст, детская здравница на берегу Чёрного моря переживает второе рождение — после воссоединения Крыма с Россией.

Прямо у подножия знаменитой горы Аю-Даг, или Медведь-горы, появился палаточный лагерь. Такого в «Артеке» не было со дня его основания — 16 июня 1925 года. Дело в том, что тогда «Артек» весь состоял из палаток. Их было четыре, и жили в них всего восемь человек — все сироты.

Лишь два года спустя палатки заменили фанерными домиками. Ну а до тех времён артековцы жили в спартанских условиях — ранний подъем, зарядка под баян, удобства на улице, ну и, конечно же, традиционный вечерний костёр.

— Огонь всегда был другом человека, он согревал. И, по моему мнению, огонь — это тихий уют! Вокруг костра люди раскрывают свою душу, поэтому, когда мы поём вокруг костра, мы выкладываемся на полную. Мы чуть ли не выворачиваем наизнанку всю свою душу, — признается Даниил Дорофеев, артековец со стажем.

Дети, которые отдыхают в легендарном лагере в эту юбилейную смену, не только живут в брезентовых палатках, но и чтут традиции, связанные с пионерским «огоньком». На один из таких вечеров к современным артековцам заглянули их предшественники, отдыхавшие здесь в 1968-м. Пионеры-пенсионеры, как они сами себя прозвали.

Владимир Горбунов в свои 20 был их вожатым. Сейчас пенсионеру из Кемерова уже 77 лет. В каком-то смысле это уникальный отряд, ведь спустя столько лет многие поддерживают отношения друг с другом и смогли почти в полном составе собраться и приехать на 90-летие «Артека». Вожатый заверяет, что до сих пор всех помнит в лицо. А когда-то он даже защитил докторскую по педагогике, где есть глава об «Артеке».

— Как будто мне стало 20 лет! Я снова вожатый! Мне так хотелось на костровой площади выскочить вместе с ними попрыгать, но, к сожалению, уже не те годы, — говорит мужчина.

После распада СССР легендарный лагерь стал подчиняться Киеву и медленно чахнуть, как нелюбимый приёмный ребенок. Что ни начальник, то новый удар. Так, Борис Гаврилов на посту директора в своё время изменил историческую эмблему лагеря, его преемница Елена Поддубная прославилась тем, что сдавала в аренду артековские автобусы и катера, чуть не отдала этаж корпуса «Кипарисовый» под супермаркет. Денег на ремонт у украинских властей традиционно не было. А в 2008-м Артек вообще мог стать банкротом. Тогда письма в его защиту и поддержку написали бывшие пионеры всех стран. А вожатые, которым не платили зарплату, чтобы хоть как-то обратить внимание на проблему, даже объявили голодовку.

— «Артек» — это дорогое удовольствие. Потому что содержание площади в 216 гектаров, более 500 построек на ней, огромное количество возможностей, 7,5-километровая береговая линия — это дорого стоит. И? Видимо, с этим хозяйством предыдущие власти просто не справлялись, — объясняет нынешний директор «Артека» Алексей Каспржак.

Основатель лагеря Зиновий Соловьев — председатель российского общества Красного Креста — отдал «Артеку» три последних года жизни. Его имя здесь священно, а вот памятник скоро разрушится, как и стоящий рядом корпус лагеря «Алмазный». Детей здесь не было уже 13 лет. Впрочем, износ большинства корпусов был настолько велик, что рабочим пришлось разбирать их буквально до самого каркаса, а потом заново отстраивать.

Однако свое 90-летие «Артек» справляет уже как новенький. После семи месяцев ремонта столицу советской пионерии не узнать. Шесть лагерей из десяти — в том числе «Лазурный», «Морской», «Озерный» и «Хрустальный» — вновь ждут детей. Остальные четыре откроются в следующем году.

Впрочем, удалось сохранить и исторический облик «Артека». Здесь в каждом корпусе есть своя изюминка, которую, скорее всего, вспомнят и оценят гости прошлых поколений.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров