Регион

Уведомления отключены

26 октября 2015, 16:40

Кодекс комментатора

Николай Яременко, спортивный журналист, главный редактор «Радио Команда» — о том, где проходит грань между журналистом и болельщиком-отморозком.

Мой коллега Дмитрий Дерунец, единственный из, на мой взгляд, адекватных людей, работающих сегодня на некогда популярной радиостанции «Радио Спорт», оказался в последнее воскресенье октября в центре всеобщего внимания. На главном дерби страны (а я лично до сих пор считаю «Динамо» — «Спартак» именно таковым) он умудрился сцепиться с отмороженным болельщиком красно-белых, выбежавшим на поле, за что не просто получил по сусалам, но ещё и был сам выдворен под трибуны.

Я, конечно, написал с далёкой окраины континента слова поддержки Дмитрию Дерунцу. Уж слишком его, говорят, попрессовали спартаковские представители службы безопасности в подтрибунном помещении. А это мне всегда не нравится. Журналиста трогать нельзя. Он профессиональный посредник. Между нами, любителями футбола, и между самим футболом. Сколько бы вас журналисты ни раздражали, сколько ни бесил бы вас орущий Черданцев, язвительно ироничный Уткин, любящий всё украинское Андронов, вы всё равно включаете телевизор со звуком. Раздражаетесь — но слушаете. Или читаете, если это газета.

Мне всегда был симпатичен Дмитрий Дерунец. Не потому, что он болеет за ту же команду, что и я. За «Динамо» часто болеют отпетые мерзавцы, а за «Спартак» или «Зенит» весьма приятные мне люди. Как нет хороших и плохих наций, а есть яркие и есть позорящие их представители, так и нет команд со сплошными отморозками на секторах или же с болельщиками, получившими сплошь консерваторское образование. Митя мне нравится тем, что он никогда не халтурит, тем, что он любую игру, любое событие пропускает через себя. Он не халтурил, был искренен, в том числе в этом скандальном эпизоде. Но вот на этом слова поддержки, конечно же, и заканчиваются. Надеюсь, карьера на «Динамо-ТВ» у него от этого инцидента не закончится. Слишком уж «корпоративным» оказалось поведение журналиста, так что с динамовского канала вроде как гнать и не за что вовсе. А уж со «Спорт FM» точно не выгонят: перед сделкой по продаже станции любые средства по привлечению к ней внимания хороши. Там и не такие персонажи работают сегодня — и ничего.

Но карьера журналиста и его статус не одно и то же. В моих глазах Дмитрий с этого момента журналистом быть перестал. Он стал шоуменом, как мой товарищ Отар Кушанашвили. Помните, выбегал Отарик на поле в давнишнем португальском матче? Футбольным аналитиком его точно не считают, но человек весёлый, и уж точно с ним мало кому скучно.

Власть нельзя трогать руками. Нельзя угрожать полицейским, нельзя шантажировать суд, нельзя кидать камнями в депутатов или министров. Если вспомнить, что журналистика вроде как «четвёртая власть», то и её представителей трогать нельзя. По уму, наказывать надо было не его, а тех фанатов, что кидали в него с трибун зажигалки и прочую весьма опасную мелочь. Так называемому главе по безопасности РФПЛ Александру Мейтину, похожему лицом страшно на «бандита Гришу» — сомнительного персонажа из сериала «Бандитский Петербург», не Дмитрия обвинять в том, что он трибуны спровоцировал, а самому бы выловить идиотов на секторе, которые могут увечье нанести.

Но и власть тоже безосновательно никого трогать не должна: депутаты не метелят бабушек на автобусных остановках. Вот тут-то у меня найдутся к Дмитрию свои претензии, свои упрёки. Его поведение вызовет ведь теперь опосредованно очень неприятную реакцию. Нет, не вопли с трибун и зажигалкометание при первом его появлении в зоне, пригодной для обстрела, а всё большую ненависть к бело-голубому, а если шире — ко всему околомилицейскому сословию. Московскому «Динамо» и так не отмыться от того энкавэдэшного прошлого, с которым оно связано. В нашей стране, где огромное количество людей, где до сих пор сидят в генах память про чёрные воронки и страх перед любым погононосителем, в нашей стране любому представителю «Динамо» надо быть аккуратнее во сто крат. Куда аккуратнее, чем представителю любого другого клуба.

А Дмитрий Дерунец не просто болельщик, он именно представитель клуба, так как работает на клубном ТВ. И пусть это кого-то удивит, но в мире футбола (я говорю сейчас не о русском футболе, бессмысленном и беспощадном) работник клубного телевидения всегда подчёркнуто беспристрастен. Это у нас считается, что если ты, к примеру, на «Локо-ТВ» или на «ЦСКА-ТВ», то, кроме как «топить» за клуб, больше ничего не можешь. Но если взять для сравнения совсем иную максимальную точку отсчёта, если посмотрим на Англию, то там ситуация чуть ли не прямо противоположная: любой комментатор сочтёт за благо приглашение прокомментировать матч на «Челси-ТВ» или на любом другом клубном канале. Там клубное ТВ — это самый проверенный источник информации. Если наше «Динамо-ТВ» само, по слухам, собирает информацию о клубе из открытых интернет-источников, а не черпает оттуда, откуда должно было бы (потому что оно вроде как «при клубе», но не часть клуба), то в той же Англии зачастую инфа о трансферных новостях, травмах игроков и т.п. попадает сначала в местный эфир, а потом уже, со ссылкой на клубное ТВ, расходится по медиасфере.

Ну это так, к слову. В конце могу лишь напомнить, что скандал не всегда есть плохо, он зачастую движущая сила к решению тех или иных вопросов, к заострению внимания на какой-либо проблеме. Но только сомневаюсь, что сам Дима сегодня рад такому самопиару.

С одной стороны, любой фанат, выбегающий на поле, мешает проведению, как это пишут в официозно-казённых бумагах, спортивно-массового мероприятия. Но ведь не должен футболист ставить такому отморозку подножку, как это делали иные спартаковцы лет семь назад, за что справедливо получали не то «горчичник», не то красную карточку. Не могут представители «НТВ+» сетовать на Витька, громко и матерно поддерживающего от матча к матчу свою «Мордовию». Задача футболистов — играть, задача телевизионщиков — давать трансляцию. Лезет в кадр Витёк — ищите другое место для камер. Слышно Витька — уберите микрофоны от этой трибуны. Не нравится пьяный урод на поле — пусть бегут туда подопечные Мейтина, которые о своей работе, видимо, позабыли.

Но мы, журналисты, туда бежать не должны. Иначе это самосуд.

Думаю, Дмитрию сейчас несладко придётся. Покричат ему ещё с трибун, дома красавица-жена немного попилит, потом понемногу забудется. Одно радует: неравнодушен. Вася Уткин так быстро точно на поле не побежал бы. Ещё несколько человек истерично прокричали бы в камеру: «Ну, давайте мы… обращаюсь к операторам и режиссёрам!.. не будем этого показывать!» Нобель Арустамян, традиционно, оказался бы самым хитрым и придумал бы какой-нибудь совершенно иной ход. Ну а Дмитрий оказался искренним. Только ведь заблуждаться и делать неверные шаги тоже иногда искренне получается.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров