Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
17 марта 2016, 15:16

Мощи из Уппсальского собора подтвердили легенды о короле-святом

Народные предания оказались довольно точным источником в описании жизни и смерти средневекового короля, не упоминаемого в летописях.

Шведские учёные из Уппсальского университета провели детальное исследование костей легендарного шведского короля Эрика Святого. При этом они пришли к выводу, что по крайней мере часть преданий о его правлении соответствует действительности. Новые данные чрезвычайно важны, так как никаких письменных источников о правлении короля-святого не сохранилось и ранее даже само его существование ставилось под сомнение. О полученных результатах сообщается в пресс-релизе Уппсальского университета.

Фото: Wikipedia/David Castor

Исследования проводились с апреля 2014 года, когда кости короля, хранящиеся в Уппсальском кафедральном соборе с 1273 года, были переданы группе учёных, работающих в различных областях — от судебной медицины до генетики и радиологии. Первые изучили повреждения на скелете, на основе которых составили картину полученных Эриком при жизни ранений. Другие исследователи проанализировали изотопы, присутствующие в костях, что позволило сделать существенные выводы об образе жизни короля. Всего костей, принадлежавших Эрику, в усыпальнице было 23, хотя одна большеберцовая кость оказалась чужой и явно попала туда по ошибке.

Как выяснилось, скелет, считающийся останками Эрика Святого, принадлежал мужчине, который вёл очень активный образ жизни. Его кости на 25 процентов плотнее костей современного физически развитого мужчины. Обычно такой рост плотности наблюдается при правильном питании и регулярных интенсивных нагрузках на мускулатуру. Сегодня подобное сочетание свойственно в основном профессиональным спортсменам. Согласно легендам, король был сильным и храбрым воином, обычно сражавшимся в первых рядах армии. Радиоуглеродный анализ останков показал, что они датируются примерно 1160 годом, когда, по легенде, и был убит Эрик Святой.Гробница Эрика Святого (фото: Wikipedia/Mark A. Wilson)

Радиологическое исследование костей показало присутствие специфических изотопов фосфора и других элементов, указывающих на большую долю пресноводной рыбы в рационе. Это достаточно нетипично для мужских останков того времени. В ту эпоху в Швеции популярнее было мясо скота, а речную и озёрную рыбу в значительных количествах ели в основном те, кто соблюдал посты и так называемые рыбные дни. На практике таких людей было мало, поскольку христианизация в Швеции была весьма поздней (XI век), и на бытовом уровне поведение населения ещё долго оставалось в основном языческим.

Обследование судмедэкспертами выявило, что король имел как зажившие раны в районе черепа (предание приписывает ему такие ранения во время Крестового похода в Финляндию), так и множественные раны, полученные непосредственно перед смертью. Семь из них приходятся на ноги, в то время как повреждений грудной клетки нет. По всей видимости, король в последнем бою был одет в кольчугу, как и указывает легенда. Умертвившее его ранение оставило свой след на шейных позвонках: Эрик был убит отсечением головы уже после того, как, израненный, был взят в плен.

В силу систематических убийств высокопоставленных персон и общей неустойчивости ранней шведской государственности, местные короли до XII века часто не оставляли никаких следов в письменных источниках. Летописи велись нерегулярно, к тому же новые короли часто были убийцами старых, из-за чего уничтожали все связанные с ними записи.

В связи с этим информация об Эрике Святом известна лишь по поздним легендам о нём. Они утверждают, что он правил в 1156–1160 годах, после гибели предшествующего короля. За своё короткое правление Эрик многое сделал для христианизации Швеции и предпринял Первый шведский крестовый поход в Финляндию. Также он привёз туда финляндского церковного деятеля Генриха Уппсальского, почти сразу же убитого финнами.

По народным преданиям, король первым в истории Швеции выпустил Кодекс письменных законов (Закон Эрика) и провёл ряд других мероприятий по укреплению местной государственности. Среди прочего он был и первым королём, придерживавшимся установлений христианской церкви в повседневной жизни. До него короли часто были многожёнцами или иным образом игнорировали морально-этические нормы, прививавшиеся в то время церковью.

По вопросу о смерти короля существуют две версии преданий. Согласно первой, весной 1160 года он был убит группой Эмунда Ульфбанэ (Emund Ulvbane), известного наёмного убийцы, нанятого родственниками предыдущего короля из династии Сверкеров. По второй, убили его люди Магнуса Хенрикссона, ставшего следующим королём Швеции.

До сих пор вопрос о достоверности этих событий являлся остро дискуссионным. В истории Швеции и Финляндии Эрик Святой играет большую роль, однако отсутствие письменных источников о его правлении (или хотя бы существовании) ранее заставляло многих историков подвергать сомнению деяния, приписываемые ему народными легендами.

Останки, хранящиеся в Уппсальском соборе, считаются принадлежащими королю Эрику на основании устных преданий, записанных не позднее XIV века, а также письменных источников (записи об Уппсальском соборе XIII века). После появления радиоуглеродной датировки костей 1160 годом (годом смерти Эрика) у этой версии появились дополнительные подтверждения.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров