Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
19 марта 2016, 13:46

Эксперты провели параллели между катастрофами в Казани и Ростове

Между сегодняшними событиями и случаем в 2013 году много общего.

Появились новые подробности о возможных причинах падения Boeing-737 в Ростове-на-Дону. По словам источника из комиссии по расследованию одна из основных версий о причинах крушения — ошибка экипажа. Также он сообщил, что для установления обстоятельств трагедии приглашены эксперты из США, Франции и ОАЭ, которые прилетят в Ростов в ближайшее время. Кроме того, ряд экспертов считают, что между нынешней катастрофой и той, что произошла с Boeing в небе над Казанью в ноябре 2013-го, есть много схожих факторов.

фото: РИА Новости

Напомним, что нынешней ночью борт из Арабских Эмиратов, подлетев к Ростову, попытался сесть, однако из-за сильного ветра и плохой погоды пилот решил пойти на второй круг. Пилоты Boeing около двух часов кружили вблизи аэродрома, вырабатывая топливо. Российские диспетчеры предлагали им уйти и посадить самолёт в Краснодаре. Однако пилот отказался (по авиационным правилам, он сам имеет право решать, лететь ему на запасной аэродром или рискнуть сажать машину при плохой погоде), и примерно через два часа кружения предпринял вторую попытку сесть в ростовском аэропорту. Она оказалась роковой — неудачный заход на посадку, попытка набрать высоту и падение.

Казанский «близнец»

И в Казани, и в Ростове-на-Дону крушение потерпели самолёты Boeing 737-й серии. Казанский, правда, был «трёхсотым», а ростовский — «восьмисотым». Это разные по размерам и другим особенностям машины. Однако, как следует из оказавшихся в распоряжении LifeNews материалов МЧС, падали они примерно по одной и той же схеме: самолёты начали терять высоту при взлёте после неудачной попытки приземлиться.

Вице-президент Профсоюза лётного состава РФ Олег Приходько, который неоднократно садился и заходил на второй круг над ростовским аэропортом, в том числе и на Boeing 737–800, рассказал об особенностях этой машины и трудностях при посадке в Ростове.

— На видео падения Boeing 737–800 видно, что самолёт под углом около 40 градусов врезался в землю, — рассказал Приходько. — Это похоже на казанскую катастрофу, и, похоже, что пилот потерял высоту.

Приходько видит две основные причины, которые привели к потере высоты.

— Он мог коснуться хвостом полосы и повредить фюзеляж при втором заходе, — сообщил лётчик. — После этого он взмыл за счёт двигателей, а лететь не смог и упал. А мог потерять скорость из-за того, что на взлёте по нему ударило мощное струйное течение воздуха. Как раз в метеосводке в тот день сообщалось о струйном течении на высоте 600 метров. А 600 метров — это 2000 футов. Надо смотреть — если там было течение, то, действительно, попав в него, самолёт мог свалиться в момент ухода на второй круг.

Примерно на высоте 2000 футов, согласно данным сайта FlightRadar, самолёт и начал терять высоту.

Несмотря на похожее по геометрии падение, Приходько подчеркнул, что связывать эту катастрофу с казанской именно на основании типа воздушного судна неправильно.

— То что произошло в Казани, это была особенность 300-го «боинга», — считает Приходько. — У них очень мощные двигатели, и при уходе на второй круг нос задирает, и самолёт может «колокол» сделать. Там самолёт свечкой взлетал в небо, и не успевали его выровнять. А 800 себя немножко по-другому ведёт. Самолёт больше, тяжелее, он уходит на второй круг гораздо плавнее. На 800-м я никогда раньше о подобных проблемах не слышал. Поэтому у экипажа здесь гораздо больше резерва времени разобраться, понять обстановку, ситуацию.

Опасная полоса

Ещё один опасный фактор — строение взлётно-посадочной полосы ростовского аэродрома.

— Его сложность в том, что там «горбатая» полоса. Центр полосы находится значительно выше её торцов, — объяснил пилот. — Самолёты садятся не на ровную полосу. И либо ты садишься с перегрузками (на пригорок), либо садишься в самом начале полосы, что тоже небезопасно. Ещё многие стараются перелететь за этот пригорок, и приходится уже тормозить под горку, что тоже чревато. Поэтому в Ростове очень часто выкатываются за полосу. Власти собирались к 2018 году построить новый аэродром, более безопасный.

Опыт бывает разный

— Пока о причинах крушения говорить рано. Наши представители скоро направятся в Ростов-на-Дону для участия в совместном расследовании вместе с российскими властями. Но должен отметить, что лётная группа была очень опытная. У капитана воздушного судна Аристоса Сократуса был налёт в 5965 часов, — заявил сразу после трагедии генеральный директор FlyDubai Гайс Аль-Гайс.

Но эксперт по авиационным происшествиям Юрий Антипов уверен, что причиной крушения Boeing 737–800 стала грубейшая ошибка пилота.

— Видно, что он заходил в явно непосадочной конфигурации. Угол захода к земле был не менее 45 градусов. Это говорит о том, что погода здесь, скорее всего, ни при чём. Это либо грубейшая ошибка пилотирования, либо в последний момент из-за того, что были очень большие манипуляции самолётом во время выработки топлива, произошла какая-то техническая неисправность. Но угол в 45 градусов является фактически штопором для посадки самолёта, — отметил эксперт.

— Пилот в кабине находится не один, поэтому любой форс-мажор, связанный с техническим состоянием самолёта, тут же озвучивается в эфир, и тут же идёт запись на чёрные ящики — бортовые самописцы. Ничего от пилотов не последовало, следственно, самолёт, по первой версии, не имел технической неисправности перед самой посадкой. Поэтому на сегодня, я думаю, что максимально вероятна грубейшая ошибка пилотирования при заходе на посадку, — считает Юрий Антипов.

Вот, новый поворот

В то время как анализ экспертов построен на статистических и общедоступных данных, целостную картину события имеют лишь те, кто непосредственно работает на месте крушения.

Один из членов комиссии по расследованию крушения самолёта рассказал о содержании переговоров диспетчеров с экипажем.

— При первом изучении переговоров экипажа с диспетчерами и характерных особенностей места катастрофы можно предположить, что её причиной стал человеческий фактор, — сообщил источник издания в комиссии.

Эксперты, работающие на месте ЧП, предполагают, что пилот при заходе самолёта на второй круг и при попытке совершить посадку из-за плохой лётной подготовки потерял ориентацию, что привело к сваливанию самолёта в штопор и катастрофе, сообщил источник. Такой вывод специалисты делают, на основании изучения лётного опыта командира воздушного судна киприота Аристоса Сократоса.

Опыт опытом, но знание особенностей ростовского аэродрома у командира-киприота могло и не быть. Есть основание думать, что это был его первый рейс в Ростов-на-Дону — в сложных погодных условиях, это могло спровоцировать ошибку. Да, он имел довольно большой налёт — 5965 часов.

Однако есть основания предполагать, что Сократос впервые летел этим маршрутом и никогда ранее не видел ростовского аэропорта, а значит, не знал его особенностей.

По словам одного из специалистов Росавиации, пилоты, обучающиеся в авиаучилищах гражданской авиации РФ и на курсах переподготовки, отрабатывая на тренажерах заход на второй круг, разбиваются в 75% случаев. Это говорит о том, отметил эксперт, что совершить посадку с захода на второй круг могут только те, кто имеет достаточно большой налёт часов, хорошо владеет навыками пилотирования лайнера в разных погодных условиях и в разных экстренных ситуациях. По предварительным данным, говорит собеседник LifeNews, командир воздушного судна просто был не подготовлен к подобного рода ситуациям.

Ещё один важный вывод, к которому пришли специалисты комиссии — о времени и обстоятельствах взрыва. В первые часы после катастрофы из-за мощного взрыва, сопровождавшего падение, высказывалась версия о теракте — якобы самолёт взорвался за секунды до соприкосновения с поверхностью. На место даже специально выехали взрывотехники из ФСБ. Однако сейчас, по словам источника LifeNews, можно предположить, что «взрыв лайнера произошёл именно после его удара о землю, что скорей всего исключает версию теракта».

Что касается технического фактора, то Boeing с бортовым номером A6-FDN и серийным номером 40241 фактически только начинал жизнь в небе — ему было всего 5 лет. Возраст для машины детский. Свой первый полёт он совершил 21 декабря 2010 года. Самолёт был приобретён авиакомпанией FlyDubai у производителя, компании Boeing, 19 января 2011 года.

Однако об истинных причинах катастрофы можно будет судить только после всестороннего изучения обстоятельств, и, в первую очередь, данных бортовых самописцев. Оба чёрных ящика уже найдены, и сегодня специалисты примут решение, когда начинать их расшифровывать.

По факту авиакатастрофы в Ростове-на-Дону Следственный комитет России возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлёкшее по неосторожности смерть двух и более лиц». В авиакатастрофе погибли все находившиеся на борту люди: 55 пассажиров и 6 членов экипажа.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров