Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
22 марта 2016, 15:43

ИГИЛ «на дне» Брюсселя

Парижские события не стали уроком для европейских спецслужб.

Двухмиллионный красавец Брюссель в шоке: с улиц исчезли пешеходы, общественный транспорт остановился. Тишину прорезают лишь сирены многочисленных карет скорой помощи и полицейских машин, которые носятся по центральной части города. Жители Брюсселя напуганы полной неизвестностью — никто точно не знает, сколько было взрывов и где именно, сколько человек погибло, как их собирается защищать полиция, что стало с террористами. Немногочисленные посетители баров и ресторанов не отрываются от телевизоров. От властей города толку мало — чиновники несут никому не нужные банальности: советуют быть осторожными, не покидать своих квартир и избегать людных мест.

Лишь после обеда власти бельгийской столицы решились озвучить страшные цифры: при взрывах в аэропорту и в метро 34 человек погибли и 140 пострадали. Никто уже не сомневается в том, что ближе к ночи это число возрастёт.

Сейчас картина произошедшего постепенно становится ясной. Было две серии взрывов: одна — в аэропорту у стоек регистрации американской авиакомпании American Airlines в восемь утра по местному времени (около 10 часов по московскому), где, судя по всему, подорвался террорист-смертник.

Ещё через час два взрыва с небольшими интервалами прогремели в брюссельском метро на станциях Maalbeek и Schuman. Сначала ещё говорили о взрывах на станции Arts-loi, но информация не подтвердилась. Полиция говорит, что в аэропорту нашли ещё несколько готовых к взрывам поясов-шахидов, но о самих террористах или их пособниках нет никакой информации.

Российские эксперты по безопасности говорят, что эти теракты были вполне ожидаемыми, тем более в столице Бельгии. 17 марта в печально известном районе Maalbeеk местные спецслужбы брали с боями террористов, которые имели отношение к ноябрьским взрывам в Париже. Полицейским удалось схватить главного подозреваемого — 26-летнего гражданина Франции Салаха Абдеслама.

В перестрелке погиб ещё один предполагаемый террорист — Мохаммед Белькаид. Первая попытка арестовать Абдеслама провалилась — 15 марта полиция ворвалась в квартиру, где жили террористы, но они ответили шквальным огнём. Во время ожесточённой перестрелки был убит один боевик и ранены четверо полицейских. Ещё двоим террористам удалось сбежать по крышам соседних домов.

— Арест Салаха мог стать лишь катализатором, но сам почерк говорит о том, что теракты готовились давно и преследовали другую цель: серия взрывов в аэропорту произошла около стойки с пассажирами американской авиакомпании, а в метро — на станциях около зданий Еврокомиссии и Совета Евросоюза, — говорит глава Центра анализа террористических угроз Рамиль Латыпов. — Всё было сделано для того, чтобы вызвать широкий общественный резонанс, посеять страх и панику. Если ставить вопрос о том, достигли ли террористы результатов, то можно ответить — да. Теперь вся Европа уже находится в страхе и панике.

Бывший командир спецгруппы антитеррора ФСБ Сергей Гончаров также склоняется к такому варианту.

— Исламские террористы специально выбрали самые чувствительные места, где много людей, где легко затеряться человеку с бомбой, — считает эксперт. — Бандиты ударили в самое сердце Европы, взорвав бомбы в метро, аэропорту, убив и ранив десятки людей, посеяв панику и страх среди тысяч европейцев.

Эксперты уверены в том, что европейские спецслужбы сами допустили трагедию.

— После терактов в Париже было известно, что ряд интересных персонажей переместился в Бельгию. Тогда же полиция разных стран вроде бы проводила совместные операции против террористов. В последнее время мероприятия проходили и в Брюсселе, а это говорит, что местные спецслужбы допускали мысль о терактах или уже обладали какой-то информацией, — говорит Латыпов. — Операции шли, но толку, как видим, не было.

Уже известно, что тот же Салах Абдеслам работал в брюссельском метро и спецслужбы на это никак не отреагировали.

— Мне кажется, что в принципе европейские спецслужбы слишком избалованы и до сих пор не воспринимают террористические реалии. Они больше боятся террористов, чем ищут пути для противодействия им, — считает Латыпов.

Главный аналитик Национального антикриминального и антитеррористического фонда Олег Нечипоренко напоминает, что Абдеслам говорил о существовании в Европе целой сети террористических ячеек, но спецслужбы не сделали для себя никаких выводов.

— Если только после двух акций в Брюсселе была парализована не только жизнь города, но и частично взаимодействие между европейскими странами, то что же тогда говорить о возможных последствиях, если будут задействованы все террористические ячейки, которые имеются у ИГИЛ, которая взяла на себя ответственность за теракт в Брюсселе, — задаётся вопросом Олег Нечипоренко.

Президент Международной контртеррористической тренинговой ассоциации Иосиф Линдер также говорит, что за сегодняшними терактами могли стоять пресловутые спящие ячейки.

— Это террористические структуры, хорошо законспирированные, которые до поры до времени находятся в законсервированном виде внутри страны, — рассказал Линдер. — Такая ячейка может состоять из кого угодно — добропорядочных местных граждан, легальных мигрантов, жителей других стран. В час Х или по сигналу со стороны ячейка переходит к активным действиям и проводит свои акции согласно ранее разработанному плану.

Сложность борьбы со спящими ячейками связана с тем, что её участники никак себя не выдают.

— Единственный метод для спецслужб — налаживать глубокое агентурное проникновение. Такие мероприятия иногда занимают десятки лет. Да и в этом случае есть сложности — если ячейка состоит из представителей одной этнической группы, то трудно найти агентов, которые смогут в неё внедриться, — пояснил Линдер.

Экс-депутат Госдумы, полковник ФСБ в отставке Геннадий Гудков также говорит о провале системы европейской антитеррористической безопасности, но призывает винить не только силовиков.

— За последние годы, произошла исламизация Европы. Вместе с беженцами в страны ЕС потянулись и радикальные исламисты, которые укрепили своё подполье. Отсутствие границ между государствами в Европе позволяет террористам свободно передвигаться по этому региону, что, конечно, создаёт проблемы для контроля, — пояснил Геннадий Гудков.

Он считает, что пока границы европейских государств прозрачны и террористы могут хранить оружие и взрывчатку в разных городах и странах ЕС, но по первому зову съехаться в точку Х и собрать там готовые бомбы, система антитеррористической безопасности ЕС будет уязвима.

— Европейским лидерам нужно искать союзников в борьбе с экстремистами среди руководителей исламских государств, — считает Гудков. – Никто из лидеров исламских государств не осудил теракты в Брюсселе, а значит, с их тихого согласия, экстремисты и взрывают Европу.

Бой полиции с террористами в районе Маэльбек вывели на новый уровень давнюю полемику бельгийских властей об уровне террористической угрозы в своей стране и в своей столице.

В Бельгии мусульманское сообщество очень раздроблено — это признают местные власти и об этом пишут бельгийские СМИ — в частности, журнал Politico. Исламская диаспора в королевстве состоит из множества групп, между которыми зачастую нет согласия по самым важным вопросам. Это, признаёт глава полиции Бельгии Ян Ямбон, затрудняет коммуникацию властей с мусульманским сообществом. О том, какие основные противоречия тревожат мусульман Бельгии и других стран, рассказал доктор исторических наук, исламовед Дмитрий Микульский.

— Главное противоречие — как относиться к окружающему миру, мириться с ним или не мириться. Наиболее экстремистские, радикальные общины, которые поддерживают ИГИЛ, считают, что с окружающим миром нужно находиться в состоянии войны, причём и самих мусульман, которые с ними не согласны, они считают своими врагами и считают, что их нужно уничтожать, — рассказал Микульский. — Это справедливо не только для Бельгии, но и для других стран, в том числе ближневосточных.

Противопоставить этой проблеме можно что-то, только поддерживая умеренных мусульман и карая экстремистов, уверен исламовед.

— Функция государства — карать всяких преступников, под какими бы флагами они не выступали, — резюмировал Микульский.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров