Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
5 октября 2016, 05:00

Призвание приходит с годами. Почему учитель забывает, что он "мессия"

Чем моложе учитель, тем равнодушнее он относится к своей работе. Среди педагогов до 30 встречаются даже те, кто считают работу в школе тяжёлой ношей.

Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости/Валерий Мельников

Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости/Валерий Мельников

Когда-то профессия учителя была одной из самых значимых в обществе. Ведь педагог, подобно терпеливому скульптору, годами "лепит" маленькие судьбы: дети когда-то должны отправиться в свободный полёт. И от учителя зависело, каким он будет. И это не высокопарные слова, а данность, о которой социум всё чаще забывает. Профессия "наставника" становится такой же повседневной, как труд телефонного оператора или менеджера по продажам. Из школы уходят... А как часто случалось такое в СССР? Могли ли представить выпускники Московского педагогического государственного университета 60-х годов, что пройдёт несколько лет их работы и они выбросят указку, потому что "надоело"?

Как показывает современная практика, учительство по призванию, так же как и брак по любви, — исчезающая категория.

Чем моложе учитель, тем равнодушнее он оказывается к своей работе: 34% педагогов до 30 лет утверждают, что работа с учащимися — не призвание, а "просто трудовая деятельность". При этом специалисты старшего возраста чаще говорят обратное. Об этом свидетельствуют данные исследования учёных из Российской академии наук и Центра социологических исследований Минобрнауки РФ (документ есть в распоряжении Лайфа). Самые мудрые педагоги (старше 60 лет) в 88% случаев заявляют, что в преподавании — жизнь. Эксперты в свою очередь говорят, что "не в молодости" проблема: современные школьники ударяют по учительской самооценке.

В исследовании социологов участвовало 1417 педагогов-предметников, работающих по специальности не менее двух лет и не имеющих дополнительной работы. 

Учителям разных возрастов предстояло ответить на вопрос: "Чем для вас является ваша работа?", и у респондентов было несколько вариантов ответа. Научная работа показала, что чаще всего не чувствуют себя "мессией" молодые специалисты до 30 лет и педагоги, работающие в посёлках городского типа.

При этом стоит отметить, что 4% "новоявленных" учителей говорили, что их профессиональный выбор является "ошибкой", а ещё 1,5% назвали труд в школе, колледже или университете "тяжёлой ношей". 

 

Учитель истории в гимназии № 1534 Алексей Кузнецов рассказал, что основная причина "потери вдохновения" у молодых — изменение отношения всего мирового сообщества к учительству. Педагог больше не единственный источник знаний.

— А 50 лет назад это было так. Теперь Интернет. Работа учителя десакрализируется: он уже не выполняет почётной миссии. Об этом говорят мне и мои английские, американские коллеги, — говорит Кузнецов. — А слова о "призвании", которые говорят учителя старшего поколения, также понятны: они помнят ту атмосферу, которая была раньше в школах, университетах. Молодые же специалисты реагируют на то, что происходит сейчас. 

Также Кузнецов объяснил, почему преподаватели в посёлках чаще других недовольны своим выбором работы или не видят в работе с детьми призвания.

— У людей мало выбора. Чем меньше городок, тем у человека и возможностей профессиональных меньше. Люди идут в учительство, например, потому что ничего другого не остаётся, и воспринимают свой труд потому как "судьбу", связанную с тем, что "так сложились обстоятельства".

При этом педагог отметил, что всегда были преподаватели, которые жаловались на свою жизнь.

— И 5, и 10, и 15 лет назад были те, кто называли учительство тяжёлой ношей и говорили об этом откровенно. Просто в советское время в этом не принято было признаваться.  

Учительница русского языка 63-летняя Елена Дмитриева, которая проработала в школе почти 40 лет (она попросила не раскрывать своего настоящего имени), с сожалением рассказала, что в современной России действительно у учителя есть множество причин опустить руки.

— Мы преподавали, когда дети нас слышали. Мы не можем по-другому — и я из тех, кто мечтал в свои 18 дать сотням детей залог хорошей жизни, — но сегодня я думаю, что пора из школы уходить. Нет, это не из-за возраста. Я устала, и больше всего от того, как к моему уроку относятся. Я никто, теперь родители диктуют, что и как должно быть в школе, как преподавать... Дети могут пожаловаться родителям, что учитель ругался, а потом взрослые сразу идут к директору. Но ведь мы должны делать замечания — как тогда воспитывать? — говорит Дмитриева. 

Молодые специалисты, по словам учительницы, сейчас часто уходят из преподавания, не проработав по профессии и года.

— Например, в прошлом году к нам пришла педагог по русскому языку — девочке 24 года было — так она через полгода уже сказала, что "сил у неё нет", "труд неблагодарный", и ушла. Говорят, что сейчас работает оператором где-то. И получает эти же 45 тыс. рублей, — отметила Дмитриева. 

"Учитель года — 2004" Андрей Лукутин в свою очередь заявил (согласившись с результатами исследования), что только с годами учитель осознаёт, что его работа не просто труд.

— Первые 10 лет своей работы я не называл себя специалистом, умеющим работать с детьми. Я учился вместе со школьниками и делал множество ошибок, и тогда, конечно, я не мог говорить о каком-то призвании. Только лет через 12—15 я стал понимать, что я человек, который что-то умеет в своей профессии, и уже мог сказать: учительство — это моё, — сказал Лукутин. — На самом деле это касается не только преподавателей. В любой профессии только с годами начинаешь осознавать себя нужным.

Люди, которые большое количество времени проработали в школе, редко скажут, что дело, которому они посвятили всю жизнь, не их призвание (хотя и таких людей я знаю). И, возможно, кто-то занимается самообманом, — добавил Лукутин.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров