Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
22 сентября 2016, 06:00

Не будите во мне зверя! Как не избить ученика

В Екатеринбурге педагог подрался с учеником. Подросток не хотел отдавать дневник, из-за чего учитель разозлился и силой пытался его отнять. После инцидента молодой специалист уволился. Однако не всегда ответственность за агрессию лежит только на взрослом: как не раз говорили педагоги, современные дети наглее прежних — они могут нахамить и спровоцировать ответную реакцию. Практикующие учителя о том, как развивать в себе терпение и не дать "ответки".

Фото: © Flickr/Billy Wilson

Сначала думайте о ребёнке

"Учитель года — 2004", преподаватель истории Андрей Лукутин утверждает, что у каждого учителя, особенно в начале карьеры, бывают случаи, когда не так просто сдерживаться на уроке и нужно сделать над собой усилие, чтобы не накричать на ребёнка. 

— Дети действительно могут вести себя не так, как подобает ученикам. Основные причины того, что учителю сложно держать себя в руках, — отсутствие опыта и зацикленность на негативе, который могут в той или иной степени посылать школьники.

Лукутин дал молодым педагогам шесть советов, как научиться быть терпеливым и никогда не отвечать детям грубо.

1. Прежде чем отвечать ребёнку, ругать ученика, вспомните, что вы — воспитатель, а перед вами человек, который злится, агрессирует не потому, что он плохой или вас не любит, а потому что у него — проблемы. Отношение к учителю формируется не только тем, как вы себя поставите, но и той средой, в какой пребывает ваш подопечный. Если ученик грубит, это значит, что в семье у него проблемы или, например, в личной жизни.

2. Спросите ученика после уроков, наедине, что такое произошло, что он злится или настроение плохое. Докапываться не надо, но спросить необходимо. 

3. Не забывайте: дело не только в том, что есть Конституция, Уголовный кодекс — на вас смотрят другие дети. Как они будут к вам относиться, если вы спускаетесь на "уровень" обидчика? Вы всегда должны быть авторитетом.

4. Когда дети очевидно плохо себя ведут, грубят, ни в коем случае не кричите. Чем тише учитель говорит, тем лучше его слушают. Тихий голос показывает, что процесс урока реально нарушен, учителя задели. Чем громче вы ругаетесь, тем меньше вашего авторитета. 

5. Если ваши действия не имеют никакой силы и неприятные инциденты повторяются, то обратитесь к родителям ребёнка — пусть поговорят. 

6. Если даже родители не справляются, то, предупредив семью ученика, обратитесь к школьному психологу. Пусть он поговорит и выяснит, в чём причина агрессивного поведения. 

По словам Лукутина, учителя, отвечающие на агрессию, таким образом пытаются самоутвердиться. 

— Педагоги переходят на сленг детей (чего делать категорически нельзя) на виду у класса, что приводит к потере дистанции между ребятами и учителем, а значит, последний потеряет авторитет. У педагога должно быть в 4 тысячи раз больше терпения, чем даже у врача, давшего клятву Гиппократа, чем у родителей, и даже — сварщика, работающего с железом.

Краткий курс управления гневом

Лукутин утверждает, что терпение воспитывается временем и работой над собой. Нужно разгружаться психологически. По мнению педагога, быть счастливым и спокойным учителем можно, если следовать трём вещам:

1. Не впускайте негатив! Отвлекайтесь от работы. Не сидите в школе c 9 утра и до 8 вечера: это приводит к тому, что все ваши мысли заняты только учебными вопросами. Это не норма. Делаете свою работу — и домой. Иначе вам грозит выгорание на работе.

 2. Если вы чувствуете вспышки гнева, то (сразу это не проявляется) поговорите со старшими коллегами, которые уже прошли через такие неприятные вещи. Это подбадривает. Не замыкайтесь в себе — это путь в никуда. 

3. Найдите хобби и занимайтесь любимыми делами в свободное время. Смотрите кино, ходите в театр, например. Мне помогала классическая литература — перечитывал "Женитьбу Фигаро" много раз. Успокаивает. 

Лукутин добавил: "Как бы ни было сложно, никогда не приходил домой с ненавистью к работе, я никогда не могу представить, что покину школу".

В свою очередь "учитель года — 2005", преподаватель физики Иван Иогалевич уверен, что, если в классе есть конфликт, эффективнее всего самому учителю подумать не о том, что с ребёнком что-то не так, а о своих проблемах.

— Спросите себя: "Что я делаю не так?" На мой взгляд, вопросы нужно задавать самому себе. Не просто так ученики ведут себя плохо. У меня на практике не было "наглых" школьников, злых. Дети — прекрасные существа, они не умеют врать. 

Заслуженный учитель России, преподаватель физкультуры Дмитрий Бесполов подчеркнул, что учитель, который не сомневается в своём призвании, не может иметь нерешаемых проблем с детьми. Педагог дал свои рекомендации. 

1. У вас, в отличие от детей, есть за спиной высшее педагогическое образование, вас учили — психологии, физиологии, философии, педагогике. Поговорите с ребёнком, который недоволен, спросите (спокойно): "В ком проблема? Во мне или в тебе?" и послушайте, что он ответит. 

2. Затем скажите, что вы поможете как бы то ни было. Если даже в учителе проблема, скажите ребёнку, что "вы сделаете урок интересным, но нужна подсказка". 

3. Отвечайте всегда спокойно. Чаще всего — проблема в педагоге. Решайте её — не нравится, значит, это не ваша профессия. Я вижу кайф в том, чтобы искать подход к ребёнку. Это моя работа, и меня этому учили. Надо не гнать, а менять.

Бесполов напомнил о разнице между ребёнком и педагогом: "Ученик просто приходит к вам в гости, а вы получаете деньги за то, что вы принимаете".

— Ребёнок не должен под вас плясать. Тебя, педагога, учили, у тебя есть зарплата. Есть проблемы? Советуйся со старшими, с родителями детей, психологами. Не хотите — меняйте профессию. У меня у входа в спортивный зал висит табличка: "Спасибо, что ты пришёл! Мы так долго тебя ждали".

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров