За партой круто! Победитель "Учителя года — 2016" — о кейсовых практиках в школе
Фото: © РИА Новости/Владимир Песня
Победитель конкурса "Учитель года — 2016" учитель биологии Максим Рыжов рассказал в прямом эфире Лайфа, как он помогает ученикам самостоятельно находить ответы на вопросы любой сложности.
Полную версию беседы Лайфа с Максимом Рыжовым слушайте в аудиозаписи.
М. БАЧЕНИНА: Сегодня День учителя! Есть официальная дата, а есть традиционная.
И. ПАНОВ: Традиционный праздник отмечаем в первое воскресенье октября, друзья. В этом году День учителя школьный, когда мы понесём свои гвоздики. Понесёшь ли ты свою гвоздику в школу?
М. Б.: Я свой цветок нежно несу по жизни.
И. П.: Сегодня традиционный День учителя, ты правильно сказала.
М. Б.: Все знают, в пятницу все отмечают, все подарки несут в школу, собираются учителя, поздравляют друг друга. Я хочу сказать. Уважаемые учителя! Это громкие и пафосные слова, но другими они никогда не станут, и это здорово. У вас действительно один из самых благородных трудов, которые есть на Земле, и один из самых трудных.
И. П.: Ты согласна с министром образования Ольгой Васильевой, которая сказала, что ни в коем случае применительно к школе мы не можем употреблять слово "услуги"?
М. Б.: Мне повезло в жизни, потому что мне повезло встретить нескольких учителей, которые соответствовали слову "учитель". Я счастлива, что они мне повстречались. На меня это произвело впечатление.
И. П.: Они повстречались тебе в школе или после?
М. Б.: Одна была классной руководительницей в старших классах, а второй был репетитор, к которому я ходила на частные занятия. Это человек, который, не напрягая, не прессуя, научил меня любить математику, которую я не понимала, придя к нему! Я два плюс два сложить не могла! Шучу, конечно.
И. П.: Как мотивировать учеников любить свой предмет, мы спросим у одного из победителей конкурса "Учитель года — 2016", учителя биологии школы № 619 города Санкт-Петербурга Максима Рыжова. Максим Петрович, доброе утро!
М. РЫЖОВ: Доброе утро!
М. Б.: С праздником вас, Максим Петрович!
М. Р.: Спасибо большое!
М. Б.: Максим Петрович, вам виднее. Для того чтобы победить в конкурсе "Учитель года" — это открытый урок или разработка новой методики? Расскажите, что нужно было сделать?
М. Р.: Во-первых, провести открытый урок. Учитель — это работа с детьми. Второе — нужно было разработать мастер-класс, показать методики, которые я применяю на уроках.
М. Б.: Почему открытые великолепные уроки, благодаря которым получают такие звания…
И. П.: Открытый урок — это тот, на который могут прийти любые люди?
М. Б.: Не любые люди, а комиссия. Так вот. Почему открытые уроки не внедряют в учебный процесс на постоянной основе, чтобы все уроки были такими классными и интересными и народ на них валом валил?
М. Р.: Есть два понятия. Есть понятие "урок" и "открытый урок". Каждый день давать открытые уроки невозможно.
И. П.: Поясните, что такое открытый урок.
М. Р.: Это выдержка из всех технологий, они собраны именно в открытом уроке.
Здесь некое отличие урока и открытого урока.
И. П.: Я присоединяюсь к поздравлениям, мне, как жителю Петербурга, гордо и торжественно, что именно петербуржец — один из победителей конкурса. Расскажите про методики, которые вы использовали на открытом уроке.
М. Р.: Основная методика, которую я применяю на открытом уроке, называется кейс-технология или кейс-практика.
И. П.: То есть, вы даёте задание и его…
М. Р.: В начале урока даётся проблемный вопрос или я показываю детям проблемное видео, в котором скрыт этот самый проблемный вопрос. Дети в течение урока пытаются найти на него ответ.
И. П.: Пока они ищут ответ, они многое узнают, так получается?
М. Р.: Да, самое важное — им в этом процессе не мешать.
М. Б.: Брейнсторм, он везде применяется.
И. П.: Максим Петрович, Маша сказала, что её не заставлял учиться её прекрасный учитель математики, но он привил ей любовь к математике. Нужно ли заставлять детей или как прививать любовь к собственному предмету?
М. Р.: Есть такое понятие, как внутренняя мотивация ребёнка. Это значит, что ребёнок что-то делает, потому что ему это нравится. А есть внешняя мотивация, когда ребёнок что-то делает, потому что ему так сказали родители или учитель. Кейсом-технологией я добиваюсь, чтобы у ребёнка была внутренняя мотивация.
М. Б.: Максим Петрович, мы тут с Ильёй любим биологию, может быть, вы нас проверите. Вопрос задайте по биологии, например, за 7—8 класс?
И. П.: Я митохондрии на тебя натравлю!
М. Р.: Давайте самый популярный вопрос: какой процесс идёт в хлоропластах?
И. П.: Фотосинтез, наверное.
М. Р.: Пятёрка!
М. Б.: Теперь мне, только проще, ботанику не хочу, давайте зоологию!
М. Р.: Из зоологии… Назовите мне самый простейший организм, который состоит из одной клетки?
М. Б.: Одноклеточные?..
И. П.: Амёба…
М. Б.: Это моя минута славы! Инфузория-туфелька…
М. Р.: Инфузория, правильно.
М. Б.: Гидра?
М. Р.: Гидра уже многоклеточное.
М. Б.: А кто же был третьим? Амёба, инфузория и ещё кто-то…
И. П.: И их дружок!
М. Б.: На какую букву начинается третий?
М. Р.: Третий был одноклеточный с шикарным названием хламидомонада.
М. Б.: Конечно, как мы могли забыть!