Техника "помидорки", или Как выучить иностранный язык бесплатно
Самоорганизация — дар, который имеют не все. С его помощью можно выучить язык или постигнуть иные области знаний без репетиторов, главное, смотри сериалы на иностранном, читай учебники. Как это сделать — разбирался Лайф.
Фото: © EAST NEWS
— Я тогда была студенткой Петербургского университета культуры и искусств. Так как время позволяло, почти каждый вечер я смотрела одну-две серии какого-то иностранного сериала (с субтитрами, конечно) — и так на протяжении нескольких месяцев. Потом я стала замечать, что я понимаю речь героев сериала, не читая перевода. Тогда я подумала, а почему бы не выучить испанский "по-настоящему"? И я начала разбирать грамматику и читать на языке.
Следующим этапом изучения был поиск собеседника. Я понимала, что нужен кто-то, с кем можно освоить устную речь. На форумах я познакомилась с испанцами и болтала с ними по скайпу (бесплатно!). Сейчас, я могу свободно разговаривать. Но я не владею какими-то профессиональными терминами, у меня и не было такой задачи. В итоге на изучение языка у меня ушло не больше семи-восьми месяцев. А через пару лет мне пришлось переехать в Израиль, там уже я начала учить иврит (шла по тому же пути). Но учить язык, находясь в стране, намного легче, поэтому мне хватило полугода, — рассказала свою историю успеха Лайфу 27-летняя Лилия Просмушкина.
Однако, как отмечает сама девушка, у неё изначально к языкам есть предрасположенность — память хорошая.
А 26-летний Илгар Лунин освоил самостоятельно отнюдь не языки — он, сидя дома, сделал из себя программиста, специалиста по 3D-графике.
— Мне с детства было интересно, как работают видеоигры, и мне всегда хотелось заниматься наукоёмкой работой. Но мой путь был не без проблем, — начал свой рассказ Илгар. — Сначала я закончил колледж — на компьютерного техника: передо мной стоял выбор — идти дальше на программиста или поехать учиться в США по обмену (через своего дядю, который был проректором в университете. — Прим. Лайфа). Я принял решение поехать к дяде, но перед этим решил закрыть все висящие проблемы и сперва сходить в армию. Когда я вернулся со службы, декан в университете умер и программу в США закрыли. В результате я оказался не на своём месте (в инженерном вузе) и нужно было что-то делать.
По словам Илгара, в один момент, уже учась в университете, он понял, что если он ничего не предпримет в своём образовании, то будет разочарован в своей жизни.
— Тогда я решил, что должен самостоятельно освоить программирование и 3D-графику. За всё это время я ни одного рубля не потратил на своё обучение, — говорит он.
По словам Илгара, в обучении он не использовал вообще никакой бумажной литературы.
— Это прошлый век. Из аппаратуры у меня был лишь недорогой ноутбук. Есть несколько ресурсов с полноценными обзорами отдельных задач по программированию — ими я и пользовался. Также я использовал "Рутрекер" — там всё можно найти. Я уверен в том, что ни одна школа не научит тебя тому, чему научишь себя сам. Через год я устроился в одну компанию, уже как специалист-программист. Сейчас я всё ещё в этой сфере.
Лайф решил разобраться, как можно качественно подойти к изучению разных специальностей самостоятельно (на что опираться), где найти на это время и как себя "усадить", если трудолюбие — это не про вас.
Языки. Книгой сыт не будешь — человеку нужен человек
1. Без собеседника из вас иностранца не получится — найдите "половинку"
По мнению преподавателя английского Юлии Савушкиной, изучать иностранный язык без учителя (рассчитывая на хороший уровень знаний) возможно, только если ученик найдёт собеседника.
— Язык состоит из четырёх навыков — умение писать, читать, понимать на слух и говорить. То, что можно сделать дома самому, — это, как правило, пассивное изучение: чтение и восприятие речи на слух (фильмы, музыка, чтение каких-то сайтов). Но, чтобы языком владеть в полной мере, вы должны уметь говорить и строить предложения письменно. Здесь как раз и возникает проблема в самостоятельном изучении языка. Обязательно нужен если не преподаватель, то какой-нибудь собеседник — тогда будет языковой обмен. В этом случае результат будет достигнут.
2. Выбросьте самоучители-"скорострелы" — это всё чепуха
— Обычно в учебной программе заложено не менее 72 академических часов (45 минут в часе. — Прим. Лайфа) для перехода из одного языкового уровня в другой. В это время входит работа над всеми четырьмя навыками: над чтением, письмом, говорением и пониманием на слух. Все эти объявления: "Английский за 24 часа, за 40 минут" — не работают, не стоит тратить денег, — говорит Савушкина. — Любой иностранный язык — это тяжкий труд. Не позанимался месяц: считай, вообще ничем не занимался. Язык деградирует очень легко. Люди в университете учат язык пять лет, и нельзя сказать, что они овладевают языком на должном уровне.
3. Поверьте в себя — у вас есть способности
Как считает эксперт, все те, кто утверждает, что у них нет способностей к изучению иностранного языка, — просто недостаточно мотивированны.
— Нет способностей к языку только у тех людей, которые страдают резкой формой патологического заболевания. У них с мозгом проблемы. Их мозг не расположен к тому, чтобы воспринимать или воспроизводить речь. Афазией называется. А всё остальное — это недостаточная мотивация, — говорит преподаватель английского.
4. Невидимый собеседник: читайте на иностранном вслух
А 28-летний Михаил, который учит самостоятельно уже второй язык (всего у него три иностранных — английский, турецкий и персидский), утверждает, что самый лучший способ заучивать слова и "слышать" ошибки — читать всегда, если есть возможность, на иностранном вслух.
— Ещё до того, как решился на изучение восточных языков, я слышал об этом способе. Сначала было смешно, но если сидишь дома, конечно, то почему нет. Я читал на турецком ежедневно, хотя бы по 10 минут утром и столько же времени вечером и вдруг начал замечать, что лучше запоминаю слова (включается слуховая память), а во-вторых — я начал воспринимать турецкий на слух. Такой вот эффект собеседника, — сказал мужчина. — Вспомните себя в детстве: почему по слогам учили читать вслух? Лучше запоминается язык, слова, произношение, заучиваются фразы, да и к тому же идёт на слух усвоение материала.
Тайм-менеджмент. Методика "помидора"
1. Никаких кофейных чашек, сигарет и телефонов
Специалист по тайм-менеджменту Евгений Лавров говорит, что кроме банальных "прослушиваний" самоучителей на аудиозаписях и чтении в дороге на работу нужно вспомнить советы мамы: "надо создавать обстановку, располагающую к занятиям".
— Самый большой минус при изучении чего-либо не в офисе, вузе или школе — это огромное количество разных отвлечений. Для того чтобы исключить сторонние раздражители, нужно выделить для себя рабочую зону, которая будет ограничена от всех домашних дел, предметов, связанных с неучебными вопросами, — говорит Лавров. — Вообще, когда учитесь, не общайтесь ни с кем, даже с детьми. Полная изоляция должна быть.
2. Утро вечера мудренее. Творчеством занимайтесь в особое время
— Так как наибольшая продуктивность у человека в утренние часы, то освоением творческих профессий лучше всего заняться в это время. Если мы говорим об изучении чего-либо, связанного с документами (книгами и т.д.), то для этого лучше подойдёт вечер. Потому что основная активность уже спала и нужно разгрузить голову: литература на вечер, — сказал специалист.
3. Используйте метод "помидорки": 4 подхода по 25
— Есть очень простая, но продуктивная техника "помидора". Вам нужно взять кухонный будильник и завести его на 25 минут. В течение этого времени нельзя отвлекаться на посторонние вещи, стоит заниматься только поставленной задачей. После пятиминутный перерыв: нужно отвлечься и походить, — говорит коуч. — Чтобы достигнуть результата в учении, таких "помидоров" следует сделать от четырёх до пяти. Главное — хорошо себя после проделанной работы наградить, —добавил коуч Лавров.
Тем не менее и на такие свершения может себя мотивировать не каждый. По словам психолога Юлии Зотовой, всем надо искать цель, то есть самостоятельное изучение профессии должно быть по своему желанию.
— Это, как правило, свойственно людям зрелым, способным выдавать инициативу для самого себя изнутри, а не получать её откуда-то. Это вопрос того, что вы хотите получить, благодаря самостоятельной работе, — говорит Зотова. — Если человек находится в детской позиции, он зависит от внешней оценки его действий, того, что говорят другие, то ему необходим в любом возрасте преподаватель. Это единственный способ развития для него.