Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
22 сентября 2017, 04:30

Европейские эксперты предложили рецепты "отрыва" Лукашенко от Москвы

Фото: © РИА Новости/Евгений Биятов

Фото: © РИА Новости/Евгений Биятов

Завершившиеся накануне крупномасштабные войсковые учения объединённой группировки вооружённых сил России и Белоруссии "Запад-2017" стали для многих западных средств массовой информации и близлежащих натовских государств поводом обвинить Москву не только в подготовке очередного "вторжения" в страны Прибалтики и отработки концепции "ограничения доступа", но и вновь подняли вопросы взаимоотношений Москвы и Минска, за которыми пристально следят Европейский союз и профильные структуры Североатлантического альянса.

В опубликованном накануне докладе близкого к властям ЕС Европейского совета по внешней политике, в котором анализируются возможные сценарии воздействия России на Белоруссию, в контексте прошедших учений "Запад-2017" отмечается, в частности, что, несмотря на все публикации о том, что Россия использует манёвры для дальнейшего военно-дипломатического закрепления в Белоруссии, эти предположения и оценки являются дутыми угрозами, а у Москвы на самом деле имеются другие рычаги воздействия на Минск, куда как более эффективные и действенные. В первую очередь речь идёт, конечно же, об экономических рычагах и тесных кооперационных связях, имеющихся между российскими и белорусскими предприятиями.

Фото: © РИА Новости/Евгений Биятов

Фото: © РИА Новости/Евгений Биятов

Однако европейские эксперты видят и попытки белорусского руководства избавиться от сильной экономической опеки и даже зависимости от Москвы — речь идёт о так называемой стратегии 30-30-30, в рамках которой 30% местной продукции будет поставляться в Россию (сейчас 39%, а также 55% всего импорта в республику, идущего из России), 30% в Евросоюз и остальная треть в другие страны мира. С другой стороны, европейские эксперты отмечают, что Лукашенко и созданная им социальная модель во многом убыточна и функционировала вплоть до 2010 года исключительно по инерции и благодаря российским явным и скрытым (вроде низких цен на энергоносители) субсидиям.

В докладе Совета отмечается, что Белоруссия недавно вела переговоры с МВФ о предоставлении крупного кредита, однако они так и не завершились успехом — что и неудивительно, так как Фонд был готов выделить 3,5 миллиарда долларов стране при условии соблюдения некоторых обязательств: повышение тарифов ЖКХ и общественного транспорта, сокращение финансирования госпрограмм, реформирование сектора госпредприятий, проведение гибкой курсовой политики, увеличение доли частного сектора, ликвидация перекрёстного субсидирования и т.д.

Европейским властям в связи с этим предлагается поддерживать политику большей самостоятельности Лукашенко, при этом быть реалистами и не ставить перед белорусскими властями задач или требований по немедленной "демократизации". Также предлагается начать разработку более конкретного соглашения между ЕС и Белоруссией взамен устаревшего Договора о дружбе и партнёрстве от 1995 года. И в-третьих, отмечается, что Евросоюзу необходимо поддерживать "проевропейски ориентированных представителей госаппарата" в различных министерствах, которых, по оценкам авторов доклада, много в белорусских органах власти, чтобы поддержать их стремление к нормализации отношений с ЕС путём предоставления доступа к европейским фондам и финансированию различных проектов. При этом в качестве знаков готовности идти на компромисс со стороны белорусских властей приводятся акции протеста местной оппозиции против совместных российско-белорусских учений, которые особо не разгонялись.

Фото: © РИА Новости/Евгений Биятов

Фото: © РИА Новости/Евгений Биятов

В последнее время Евросоюз довольно активно спонсировал различные инфраструктурные проекты в Белоруссии, особенно на местном уровне, создавая таким образом те самые возможности для обогащения "проевропейски настроенных" представителей государственного аппарата, о которых говорилось выше. Еврокомиссия, как следует из данных электронной системы тендеров, закупает оборудование для так называемых "ресурсных центров", причём, в отличие от тактики американских структур по международному развитию, занимающихся фактически накачкой финансами политических НКО, европейские гранты реально идут на лаборатории по созданию новых материалов, современные 3D-принтеры, оборудование для химлабораторий и т.д.

Следует отметить, что в настоящее время также реализуется ряд проектов в рамках старой западной концепции "публичной дипломатии", в рамках которой ведётся непосредственная работа с гражданским обществом и некоммерческим сектором. Это в первую очередь проект MOST, который предусматривает привлечение помощи ЕС в объёме 5 млн евро для "расширения межличностных контактов между Белоруссией и ЕС в сферах культуры, образования, молодёжи и научных исследований". Его реализация будет способствовать обмену опытом и знаниями между гражданами Белоруссии и ЕС. Программа для Белоруссии стартовала в 2015 году и продлится до конца 2017 года. За это время ЕС планирует обучить 1,7 тыс. белорусов.

Европейскими экспертами подчёркивается важность и проекта TAIEX, который поддерживает "соседей" ЕС в "приближении, внедрении и исполнении законодательства ЕС". Проект служит каналом поступления заявок на получение помощи и способствует передаче профессиональных знаний и опыта для решения проблем той или иной страны. Кроме того, чтобы подготовить почву для изменений в Белоруссии, европейские аналитики особенно рекомендуют поддерживать СМИ и НКО, разумеется, отстаивающие европейские ценности. В рамках этого подхода ЕС предлагается продолжать оказывать поддержку независимости Белоруссии. Речь идёт о поддержке СМИ и НПО для развития гражданского общества — очень важно, с точки зрения европейских аналитиков, запускать механизмы исторического, культурного и языкового сотрудничества с целью сохранения и развития белорусской идентичности, что поможет "фактически сохранить независимость Белоруссии".

Необходимо указать на то, что вся эта активность вовсе не является особым секретом для белорусского руководства, особенно с учётом имеющихся в его распоряжении силовых и правоохранительных ресурсов. Скорее наоборот — это осознанный выбор Лукашенко, который, судя по потоку сообщений из Минска, тем не менее уже приводит к существенному усилению националистического вектора во внутренней политике государства. Европейские эксперты верно указывают на то, что Россия не будет "оккупировать" страну, в сегодняшних реалиях это является чистой воды продуктом ведущейся антироссийской информационной войны. Однако смена вектора Европы на экономическое сотрудничество и разложение низового и среднего звена белорусского государственного аппарата как механизм окончательной "демократизации" Минска представляется всё более и более реалистичным с учётом той роли, что уготована восточному флангу ЕС и НАТО в целях "сдерживания" России.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров