Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
5 сентября 2016, 03:30

Избирательная кампания под ключ

Лайф совместно с политтехнологами выяснил, какие ресурсы необходимо затратить для того, чтобы получить мандат депутата Государственной думы следующего созыва, баллотируясь в одномандатном округе.

Фото: © L!FE © РИА Новости/Максим Блинов © РИА Новости/Евгений Епанчинцев

Фото: © L!FE © РИА Новости/Максим Блинов © РИА Новости/Евгений Епанчинцев

Выборы этого года будут не похожими на предыдущие. Пять лет назад институт одномандатников отсутствовал и проникновение Интернета было меньше, напоминает руководитель "Политической экспертной группы" Константин Калачёв, в прошлом создатель Партии любителей пива. По его оценке, институциональные риски выборов никуда не делись, зато весь процесс существенно подешевел.

— Кризис и падение рубля сыграли свою роль. Даже гонорары политтехнологам стали несколько разумнее, чем в прежние годы, — говорит Калачёв.

При этом Интернет на данный момент используется в основном для разрушения репутации конкурентов. Задачу создать позитивный образ в Сети политологи пока считают слишком сложной.

Избирательная кампания самовыдвиженца состоит из двух этапов: сбора подписей и агитации. Сначала необходимо собрать подписи не менее 3% избирателей в округе, чтобы стать кандидатом в депутаты. В среднем российском округе примерно 498 тысяч избирателей, то есть зарегистрированным кандидатам пришлось собрать порядка 15 тысяч подписей.

"В двух местах, где галочка"

Сбор подписей для кандидата "с нуля" недёшев: сначала нанимают сборщиков, производят инструктаж, затем нужны юристы, чтобы следить за правильностью оформления подписей перед подачей в территориальный избирком.

По словам политконсультанта и профессора Высшей школы экономики Олега Матвейчева, можно обойтись и без юриста.

— Нотариально заверенные подписи исключают возможность брака. Нотариус удостоверяет личность каждого, кто подписывается за кандидата. Минус один — это значительно удорожает процесс: средняя нотариально заверенная подпись стоит от 500 до 1000 рублей.

Итого, 500 рублей х 15 000 подписей = 7,5 миллиона — вот сумма, гарантированно делающая вас кандидатом по одномандатному округу. Это, так сказать, программа-максимум, но подписи можно через нотариуса и не проводить.

— В Брянской области, например, незаверенная подпись обойдётся от 100 до 500 рублей, — объясняет Матвейчев. — Однако стоит также учесть и повторный сбор непригодных подписей, работу юристов и прочие траты. Они поднимают среднюю цену такой подписи до трёхсот.

Таким образом, 300 рублей х 15 000 подписей = 4,5 миллиона — вот минимум, который, однако, не гарантирует, что часть росчерков не будет забракована избиркомом. Поэтому руководитель Фонда изучения электоральных процессов и электоральной политики Андрей Миронов рекомендует подписей в принципе не собирать.

— Проще договориться с одной из 14 партий, которые имеют право выдвигать кандидатов без подписей, и идти на выборы при её поддержке, но не будучи её членом.

Тысяча за голос

При подготовке самого агитационного процесса советы Миронова просты: поскорее определиться с количеством процессов, которые будут задействованы в кампании, заранее составить финансовый план и по возможности придерживаться его.

— Есть универсальная формула для подсчёта средств, необходимых для победы на выборах в округе, — говорит Миронов. — При условной явке в 50% — это количество необходимых для победы голосов умножить на 1000 рублей. 

По словам Миронова, в среднем округе (около 500 тысяч голосующих) с жёсткой конкуренцией четырёх парламентских партий для победы кандидата необходимо 80—85 тысяч голосов. Таким образом, необходимый финансовый ресурс составит столько же миллионов рублей.

— В отсутствие админресурса набор голосов осуществляется за счёт привлечения дополнительного электорального поля. Для кандидата от такой партии это может стоить до 120 миллионов, — считает он.

Миронов подчёркивает, что в лучшем случае половина из названных сумм пойдёт из избирательного фонда. Ведь по закону он не может составлять больше 40 миллионов рублей. Они идут на изготовление наглядной агитации, а вторая часть, "серая", как правило, идёт наличными на руки агитаторам и т.п.

Главное в избирательной кампании — организация. Здесь без опытных политтехнологов никуда. Профессор Высшей школы экономики Олег Матвейчев полагает, что в зависимости от округа на агитацию тратится от 30 до 100 млн рублей. Из них до 10% идёт на оплату консультантов-пиарщиков, политтехнологов, занимающихся стратегией кампании. Остальное — на стандартные агитприёмы. Здесь цены варьируются в зависимости от специфики кандидатов.

Есть ли у вас план?

Так, качественный технолог на три месяца избирательной кампании обойдётся не меньше 1,2 миллиона рублей, а их нужно минимум шесть. Итого: 7,2 миллиона. Не менее важно найти хороших руководителей кампании. Обычно такие люди получают примерно 2,1—4,5 миллиона рублей за кампанию.

Креативная группа, которая создаёт имидж кандидата, также очень дорого оплачивается. Работа её руководителя обойдётся в 1,5 млн рублей. Это в первую очередь журналисты, каждый из которых обойдётся в 300 тысяч руб. Журналист "нападения", который атакует конкурентов кандидата, стоит в полтора раза дороже.

Успешная избирательная кампания немыслима без хорошей пресс-службы. Её работа за три месяца избирательной кампании обойдётся в 225—450 тысяч рублей.

— Есть приём по созданию кандидатов-спойлеров от третьей партии, — говорит Андрей Миронов. — В результате ваши конкуренты нападают на спойлера, а вы проходите белым и пушистым. Такой проект стоит порядка 10 миллионов рублей. "Лепестковая нарезка" одномандатных округов вынуждает кандидатов работать не с одним, а сразу как минимум с шестью избирательными штабами. Всё это — деньги: зарплаты технологам, полевикам, орговикам и остальным. В среднем округе 400 избирательных участков, пять тысяч — зарплата наблюдателя. На участке их нужно как минимум двое. Итого: четыре миллиона рублей только наблюдателям.

Если же заниматься приводом избирателя (это легально), то за каждый голос придётся выложить по 500 рублей. Есть несколько схем этой технологии: одна организована по принципу построения маркетинговой сети, другая осуществляется за счёт прямого привода избирателя на участок путём увеличения сети агитаторов, бригадиров, которые поделены на десятки. Каждый бригадир отслеживает свою десятку.

Работа агитатора за три месяца составляет около 30 тысяч рублей. В городе нужен один агитатор на тысячу человек. То есть в среднем округе нам нужно 500 агитаторов, или 15 миллионов рублей. Работа одного бригадира — около 90 тысяч рублей за всё время. Для проведения грамотной кампании необходимы ещё как минимум два юриста. Им надо работать не весь период, а лишь около двух месяцев, но общая зарплата на этот период колеблется от 1,6 до 3,2 миллиона рублей.

— Желательно иметь также одного юриста "нападения", который создаёт конкуренту ловушки, стимулируя его выход из предвыборной гонки, — говорит Миронов. — Такой юрист будет претендовать на 1,6—2 миллиона рублей. Но в итоге он, возможно, поможет кандидату сэкономить, избавив от одного из конкурентов.

По подсчётам Миронова, газеты и наружная реклама обходятся в целых 15 миллионов рублей. Но деваться некуда: для успешной избирательной кампании кандидату необходимо совершить не менее семи "касаний" до электората через прессу, баннеры, листовки и т.д. Тогда у избирателя появится желание проголосовать за кандидата.

Расходы на расклейку наружной рекламы, создание газет и баннеров индивидуальны. Они зависят от желания и возможностей кандидата.

— Чтобы кидать газету в каждый почтовый ящик округа, нужно примерно 150 тысяч экземпляров, — считает Олег Матвейчев. — Печать стандартной восьмиполосной газеты формата А3 обойдётся в среднем в два рубля. Доставка увеличивает сумму в два раза.

Иными словами, один номер газеты с доставкой — примерно 600 тысяч рублей. Но если округ конкурентный, то снабжать электорат газетами необходимо минимум раз в месяц, а то и раз в неделю.

Маленькие электоральные хитрости

Говорить о так называемых чёрных технологиях достаточно сложно. Они запрещены законом и нигде не фиксируются. Однако это не значит, что кандидаты к ним не прибегают.

Например, нанимается группа пишущих людей, никак не связанных с кандидатом. От третьего лица на конкурента кандидата выливается вся грязь, которая только может быть. Следует понимать, что персонал, который этим занимается, серьёзно рискует, поэтому пример такого чёрного пиара обойдётся кандидату в пределах от 1,5 до 2 млн рублей.

— Лично я никогда не пользовался такими методами, — спешит откреститься президент Фонда изучения электоральных процессов Миронов. — Однако они дают до полутора процента негатива на конкурента, что делает использование таких методов привлекательным.

По оценкам политтехнологов, самая скромная избирательная кампания со сбором подписей обойдётся в 30 миллионов рублей. Однако надо понимать, что рассчитывать на победу с таким бюджетом могут только кандидаты с высокой узнаваемостью.

— Я не верю, что можно победить с бюджетом даже в 50 миллионов, — говорит Андрей Миронов. — Например, полный пакет затрат на политтехнологическую группу (а там, на секундочку, 17 специалистов: юристы, технологи, дизайнеры, журналисты) в одном из избирательных округов Волгограда (не Москвы) выходит больше ста миллионов рублей.

Программа-максимум обойдётся в 100—150 миллионов рублей. А если нужно ещё и собирать за себя подписи, то к этой сумме следует прибавить ещё 7,5 миллиона. Всё это без учёта чёрных технологий.

По мнению опытного политконсультанта Константина Калачёва, залог успешной предвыборной кампании — это характеристики кандидата, а не его избирательный фонд.

— Кандидату желательно быть потенциальным победителем уже в начале кампании. Если он узнаваем, то можно сэкономить на большой медийной кампании. А человеку с нулевой узнаваемостью нужно задействовать все каналы коммуникации, что значительно повышает траты.

Руководитель Центра политических технологий профессор Ростислав Туровский отмечает, что сигналы, посылаемые федеральным центром региональным политическим элитам, возымели своё позитивное действие и в рамках нынешнего избирательного цикла фиксируется рекордно низкое количество нарушений:

— Власти учли уроки избирательной кампании 2011 года, после которой, как известно, последовали протесты, связанные с определёнными нарушениями, которые допускались во время предыдущей кампании, поэтому в нынешнем цикле была поставлена серьёзная задача — не создавать повода для новых протестов в отношении результатов выборов — то есть сделать их действительно легитимными и, соответственно, организовать избирательную кампанию таким образом, чтобы уровень легитимности этих выборов действительно вырос. В общем и целом это сделать удалось, при этом значительно усилилась политическая роль Центризбиркома, который старается следить за тем, что происходит в регионах, оперативно реагировать на нарушения, и в том числе ставит вопрос о работе региональных избирательных комиссий.

Политологи отмечают, что центр дал чёткий сигнал регионам, что не допустит использования административного ресурса на местах. И результат не заставил себя ждать — практически не слышно о давлении на кандидатов со стороны региональных властей или лоббировании ими определённых кандидатов. Особенно щепетильны в этом отношении Москва и Подмосковье. Здесь для завоевания электоральной поддержки все кандидаты, в том числе и от "Единой России", пошли в массовые поездки по избирателям. 

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин отмечает, что нынешняя избирательная кампания проходит в обстановке большей открытости и конкурентности, причём основная борьба переместилась с федерального уровня в одномандатные округа:

— Судя даже по участию в выборах несистемной оппозиции и отсутствию с её стороны громких заявлений, нынешняя избирательная кампания гораздо честнее, чище и даже конкурентнее, чем предыдущая. Это же касается и Москвы и Подмосковья, где властям удалось найти необходимый политический баланс и дать возможность всем общественно-политическим силам, которые имеют хоть какой-то электоральный потенциал, зарегистрироваться и вести свою кампанию, свидетельством чему является практически беспроблемная регистрация многих представителей несистемной оппозиции и в одномандатных округах в частности, — указывает эксперт.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров