Регион

Уведомления отключены

17 октября 2016, 04:00

Пентагон создаёт систему мониторинга соцсетей на примере протестов в России

Фото: © Getty Images/Chip Somodevilla

Фото: © Getty Images/Chip Somodevilla

Американские военные теоретики, а также специалисты в сфере массовых коммуникаций обратили внимание на возможности массовой мобилизации граждански активных слоёв населения ещё на заре распространения и роста популярности социальных сетей. Первый "звоночек" прозвучал ещё в 2009 году, когда во время президентских выборов в Иране оппозиция действующему президенту Ахмадинежаду активно пользовалась "Твиттером" и "Фейсбуком" для сбора сторонников и организации массовых акций протеста. С тех пор фактор анализа процессов социальной мобилизации, происходящей посредством соцсетей, становится ключевым фактором совокупного понимания динамического состояния, в котором находится общество. А поскольку соцсети — это продукт, порождённый развитием информационных технологий и оперирующий (и накапливающий) гигантские объёмы данных, то и анализировать, а значит, и использовать в своих целях, их можно посредством соответствующих матмоделей.

И, судя по данным американской правительственной системы госзакупок, проблемой такого рода анализа — причём на материале российских протестов 2011—2012 годов — озаботилось Министерство обороны Соединённых Штатов, которое выделило существенную сумму на подобного рода исследования одной из ведущих в отрасли консалтинговых фирм. Однако обо всём по порядку.

Как следует из данных правительственного портала раскрытия информации о государственных закупках, Министерство обороны США 11 октября выдало компании GRAPHIKA Inc. 484 тысячи долларов на вопросы исследования "социального заражения посредством социальных сетей". Как следует из информации о госконтракте, данный проект реализуется совместными усилиями лаборатории социальной динамики Корнелльского университета, лаборатории прикладной физики Университета Джона Хопкинса и компании Morningside Analytics.

В рамках исследования, заказанного и оплаченного Пентагоном, планируется разработать и построить математическую модель распространения "месседжей" в социальных сетях, исследовать объём данных, отдаваемых соцсетями вовне, чтобы понять, как по ним можно определить механизмы "социального заражения", выявлять признаки людей, которые способны стать источниками распространения информации в соцсетях, а также понять, при каких условиях процесс распространения информации в соцсетях приведёт к образованию критической массы недовольных, которые потом могут переместиться в офлайн.

По итогам исследования планируется создать некий постоянно действующий "социальный монитор", который в режиме реального времени будет анализировать потоковые данные из основных соцсетей и выдавать предупреждения, когда уровень социальной активности приблизится к критической массе. В качестве объектов исследования, заказанного Минобороны США, фигурируют Турция и Россия, приводится в пример ситуация вокруг думских выборов 2011 года и последовавших затем протестов некоторой части недовольных их исходом граждан.

Задача определения наиболее удачного времени для активизации протестных настроений, которые при любом политическом режиме в любых социально-экономических условиях существуют в обществе, — задача нетривиальная и до поры решавшаяся скорее качественными, нежели количественными методами. Теперь же, видимо, американские военные аналитики решили получить в свои руки количественный, а значит, более объективный инструмент измерения социальной активности в соцсетях, тем более что по мере роста трафика и проникновения в жизнь пользователей сервисов геолокации стало возможным отслеживать предпочтения массовой аудитории, её перемещения в реальном времени на массиве анализа так называемых "больших данных".

И работа эта в Соединённых Штатах, если судить по данным о выигравшей конкурс компании, поставлена более чем серьёзно. Итак, давайте разбираться по порядку.

Упоминавшаяся выше компания Morningside Analytics формально не является получателем подряда от Министерства обороны США — в контракте (точнее, субгранте) указана компания GRAPHIKA INC, что, впрочем, не должно вводить в заблуждение, так как это одна и та же фирма, просто сменившая название. Довольно интересно при этом взглянуть на руководство компании GRAPHIKA, INC.

Возглавляет её Джон Келли, выпускник Колумбийского университета и собственно основатель "Графики" — по крайней мере, если верить бизнес-профайлу компании на сайте агентства Bloomberg. Интересно другое: старшим инженером по анализу данных там является некто Владимир Бараш, а лицом, ответственным за визуализацию этих данных, — Тамара Тершаковец. Если посмотреть, кто такой Владимир Бараш, то становится понятным, что именно на его разработках базируется предсказательная модель, на которую опирается софт "Графики". Господин Бараш вообще является довольно примечательной личностью.

Получив докторскую степень по информационным технологиям в Корнелльском университете, Бараш работал в качестве исследователя, специализирующегося на социальных медиа и механизмах распространения информации в соцсетях, в ряде организаций и университетов, причём в зону его интересов неизменно попадала Россия. Так, к примеру, в 2012 году он в соавторстве опубликовал статью на тему динамики политических хештегов в российском сегменте "Твиттера", в том же году была опубликована и его работа под названием "Исследуя российское киберпространство: управляемые в цифровом формате коллективные действия и общественная сфера, вынесенная в сетевое пространство". Кстати, в 2016 году он подготовил аналогичную работу по анализу политических хештегов в "Твиттере" уже на примере протестов в Нигерии, в которой привёл матаппарат и объяснил исследовательскую парадигму. Желающие могут ознакомиться с этой статьёй вот тут.

Довольно примечательно, что соавтором в ряде статей Бараша выступала Карина Алексанян, которая также отметилась на ниве изучения политических аспектов социальных сетей. Выпускница Питцеровского колледжа и Университета Нью-Йорка, она сначала специализировалась на лингвистике, а затем перешла в сферу массовых коммуникаций, получив в Колумбийском университете докторскую степень именно по анализу соцсетей. Список её публикаций довольно показателен: "Социальное взаимодействие в Рунете", "Публичный дискурс в российской блогосфере", упоминавшаяся выше статья "Исследуя российское киберпространство: управляемые в цифровом формате коллективные действия и общественная сфера, вынесенная в сетевое пространство". Ну и диссертацию в Колумбийском университете Алексанян защищала также по довольно специфической теме: "Карта и территория: российские социальные медиа и общество".

Таким образом, вырисовывается следующая картина: Министерство обороны США выделяет довольно существенные суммы на исследование того, как ведёт себя аудитория социальных сетей, причём средства выделяются на проект, изначально заточенный под Россию и компании, где есть довольно серьёзная команда выходцев из нашей страны, которые к тому же долгие годы на высоком научном уровне занимаются исследованиями российской блогосферы, российского сегмента "Твиттера", разрабатывают соответствующие модели и статистические модели. О назначении такого рода инструментария можно только догадываться, но вот что можно сказать с точностью: американские военные стратеги, судя по всему, всерьёз взялись за аудиторию Рунета, стараясь на раннем этапе выявить и использовать в своих целях мало-мальски возникающее политическое недовольство в этой среде.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров