Регион

Уведомления отключены

24 ноября 2016, 06:00

"Мы её теряем". США боятся утраты контроля над Восточной Европой

Коллаж © L!FE. Фото: © Flickr/Sin.fronteras/Kevin Baird

Коллаж © L!FE. Фото: © Flickr/Sin.fronteras/Kevin Baird

Долгие годы в рамках взращивания антироссийских элит в центрально- и восточно-европейских странах культивировалась безальтернативность атлантической ориентации стран региона, в рамках которой единожды сделанный выбор в пользу Запада в процессе распада коалиции стран Варшавского блока так и останется неизменным. В период торжества глобального либерального проекта в 90-х годах любой, кто не вписывался в прозападный и проевропейский политический мейнстрим, моментально оказывался маргинализован и выброшен на обочину общественной жизни.

Однако по мере нарастания кризиса западной экономической и ценностной модели общества оказалось, что идейный и политический вакуум в странах Центральной и Восточной Европы стали стремительно заполнять националистически настроенные партии и движения, основным оружием против которых в настоящее время является их огульное обвинение в связях с Кремлём.

Вашингтонские аналитики из влиятельного "Атлантического совета" в своём последнем докладе о путях развития региона вынуждены признать: Соединённые Штаты и Запад в целом теряют свои позиции в Центральной и Восточной Европе на фоне роста могущества России, проводящей свою линию с помощью комплекса экономических, политических и культурных рычагов.

В преамбуле исследования аналитики "Атлантического совета" отмечают, что начавшийся с распадом Советского Союза победоносный марш западных евроатлантических структур в виде НАТО и Евросоюза был практически неостановим. Европейский союз в процессе расширений 1999 и 2004 годов поглотил практически все страны бывшей советской зоны влияния в Восточной Европе, а также страны Прибалтики. Высказывались идеи о том, что "обновлённая демократическая Россия" в какой-то обозримой исторической перспективе сможет и сама присоединиться с Североатлантическому альянсу.

Эксперты "Атлантического совета" указывают на то, что эрозия западного миропорядка, одну из промежуточных стадий которой мы в настоящее время наблюдаем, началась с кризиса, связанного с распадом бывшей Югославии и войнами — сначала в Боснии, завершившейся неоднозначными дейтонскими соглашениями, а затем и бомбардировками уже урезанной версии СФРЮ в рамках кампании НАТО по гуманитарной интервенции в Косове.

Последовавшие затем события 11 сентября 2001 года кардинально изменили приоритеты американской внешней политики, вынудив руководство США и их европейских союзников перенести фокус своего внимания на регион Ближнего Востока, оставив в некотором смысле страны Центральной и Восточной Европы наедине с самими собой и внутренними проблемами. Как подчёркивается в докладе, "американские элиты самонадеянно решили, что наступил конец истории и теперь подконтрольные им идеалы демократии и свободы будут процветать в этом глобализованном постиндустриальном мире".

В качестве наиболее ярких примеров правопопулистского поворота в восточноевропейской политике авторы доклада "Атлантического совета" называют приход к власти в Венгрии премьера Орбана, рост правоконсервативных партий в Польше, Болгарии и Румынии, а также крайне раздражающую Запад риторику президента Чехии Милоша Земана и особую позицию словацкого премьера Фицо. 

В качестве первой причины падения популярности и разочарования населения стран Центральной и Восточной Европы политикой Брюсселя и Вашингтона, по мнению авторов доклада, выступает неспособность побороть теневые коррупционные структуры, которые теперь во многом пронизывают эти общества. Повсеместное воровство при приватизации, падение жизненного уровня, остановка социальных лифтов, наложившиеся на отложенные последствия евроинтеграции в виде финансовой кабалы преимущественно германских и французских банков, в которую попали страны "новой демократии" — всё это способствовало росту скептицизма в отношении идей "единой Европы". Европа оказалась единой, но только многие страны оказались в ней на положении полуколоний, "висящих" на дотациях из Брюсселя и поставившие под контроль евробюрократии все аспекты местной экономики, правовой и регуляторной системы.

Второй по значимости причиной постепенного уменьшения вовлечённости и влияния Запада на восточноевропейские дела в широком контексте стала уверенность США в том, что центр мировой политики и экономики перемещается в Азию и на Ближний Восток.

Именно это "невнимание" называется аналитиками "Атлантического совета" в качестве основной причины успеха "хитрой и осторожной стратегии России", которая осуществляла своё воздействие с применением широкого инструментария экономических, политических и культурных рычагов. При этом вашингтонскими аналитиками признаётся тот факт, что это вовсе не "коварный" Путин подстроил все проблемы в политической и экономической жизни стран Центральной и Восточной Европы — они являются продуктом "местного розлива", и в основе их лежит некомпетентность элит, отсутствие солидарности на региональном уровне, демографические и миграционные проблемы. 

Третьим фактором роста нестабильности (в американском её понимании) в регионе стал общий кризис Европейского союза, причём громкий процесс Брексита стал лишь последствием, но не причиной такового. Тут стоит отметить, что западный проект, частным случаем которого является кросс-атлантическая интеграция, привлекал к себе определённым набором характеристик, следование которым означало прогресс и поступательное движение вперёд.

Это непрерывный экономический рост, и, соответственно, рост благосостояния жителей европейских стран. Это общие ценности прежде всего личной свободы, демократии, прав человека и прочий стандартный набор "либеральных" клише; сюда же относятся и идеи о том, что именно на путях встраивания в западную цивилизационную модель страны и общества будут двигаться к прогрессу, а идея прогресса и развития крепко вбита в европейскую культуру, являясь символом всего хорошего и позитивного.

В итоге по мере раскрытия "лучших" пыточных практик в тайных тюрьмах ЦРУ, по мере запуска всё новых и новых конфликтов на Ближнем Востоке все эти мантры про "права человека" остались лишь в головах совсем уж незамутнённых последователей "европейской мечты", что вынуждены признавать и аналитики "Атлантического совета", указывая на близорукую политику США, растерявшую своё моральное лидерство в многочисленных конфликтах и неспособную обеспечить экономический рост. Именно по причине экономики, а точнее откровенной жизни не по средствам, рост пессимизма жителей Центральной и Восточной Европы усилился ещё сильнее.

Авантюристическая стратегия "3-го энергопакета", а также стремление во что бы то ни стало сместить фокус развития энергетики в сторону "зелёных технологий" существенно подняли тарифы как для жителей стран региона, так и для местной промышленности, сделав её ещё более неконкурентоспособной по сравнению с германской или скандинавской индустрией, что в свою очередь привело к новому витку безработицы.

Естественно, что на этом фоне пошла вверх популярность евроскептиков, ориентированных даже не на пророссийские позиции в политическом спектре, а на элементарное рациональное сотрудничество, что в глазах брюссельской бюрократии уже выглядело как смертный грех.

В конечном итоге вашингтонские эксперты предлагают, во избежание окончательной "путинизации" восточноевропейской политики и триумфа популистов, усилить американское присутствие в регионе, а также хотя бы в какой-то мере разделить груз проблем этих стран, причём в качестве первого шага Соединённым Штатам предлагается размещать у себя большие партии беженцев с Ближнего Востока в рамках программы по завоеванию "умов и сердец" жителей Центральной и Восточной Европы. 

Эти и аналогичные рецепты, вроде "восстановления трансатлантической солидарности", демонстрируют, с одной стороны, возросшую озабоченность части американского истеблишмента процессами, идущими практически на их очередном геополитическом "заднем дворе". А с другой — являются наглядной картиной непонимания изменившихся политических условий даже не в обсуждаемом регионе Восточной Европы, а в самих США.

Предложение принимать больше беженцев идёт полностью вразрез с программой избранного президента США Трампа, который выступает как раз за категорический отказ принимать беженцев из ряда ближневосточных государств. Планы по углублению экономической интеграции, которая должна принести континенту процветание и открыть новые рынки, также под угрозой, так как администрация будущего 45-го президента США уже озвучила планы по отказу от Транстихоокеанского торгового партнёрства, и можно предполагать, что на очереди отказ от его Трансатлантического аналога. 

Замыкание ведущего государства западного мира "на себя" и рост протекционистских настроений даст шанс странам Центральной и Восточной Европы возможность вовсе не подпасть под "пяту Кремля", а трезво проанализировать свои истинные национальные интересы, отбросить контрпродуктивную русофобскую риторику и выстраивать свою внешнюю политику исходя из собственных интересов. США будут, пусть и не сразу, постепенно и с отговорками, уменьшать зону своего стратегического влияния в Центральной и Восточной Европе — этот объективный процесс теперь признают и в вашингтонских экспертно-аналитических кругах.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров