Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
29 ноября 2016, 04:00

Комитет по антироссийским делам: Конгресс готовит Трампу неприятный сюрприз

Фото: © Flickr/Eric B. Walker © AFP/EAST NEWS

Фото: © Flickr/Eric B. Walker © AFP/EAST NEWS

Несмотря на снизившийся в зарубежной прессе накал критики в адрес России, а также появившиеся предположения относительно нормализации отношений между следующей администрацией Белого дома и Кремлём, избрание прагматика Трампа само по себе неспособно в одночасье изменить весь заточенный под конфронтацию внешнеполитический курс вашингтонского истеблишмента.

Последние переговоры переходной администрации Дональда Трампа с потенциальными членами кабинета, и, в частности, анонсированное назначение на пост Госсекретаря такого одиозно антироссийского политика как Митт Ромни, демонстрирует намерение сохранить внутрипартийный баланс и получить базу поддержки республиканского большинства в конгрессе. "Ястребы-неоконы", задающие тон в Республиканской партии, никуда не делись и, как следует из законодательных инициатив контролируемого республиканцами профильного комитета по разведке Палаты представителей, готовят целый пакет антироссийских мер, обёрнутых в положения законопроекта о выделении средств на ведение разведывательной деятельности в 2017 году.

Лайф разбирался с тем, зачем высокопоставленные представители американского истеблишмента предлагают создать новый координационный орган по противодействию влиянию России и насколько эффективна будет эта инициатива.

В законопроекте, внесённом председателем комитета по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США республиканцем Девином Нуньесом (соавтором законопроекта выступает демократ Адам Шиф) и предназначенном для определения параметров финансирования американского разведывательного сообщества на будущий финансовый год, механизмам противодействия росту влияния и "активным мероприятиям" российского правительства отведена целая глава, в которой подробно расписано, какие меры американское правительство должно предпринять для противодействия российской угрозе.

Во-первых, в самом начале главы, посвящённой сдерживанию России, даются определения враждебной деятельности Москвы, а также видов скрытого влияния, которым Россия, по мнению конгрессменов, угрожает безопасности Соединённых Штатов. "Активные мероприятия России по привнесению скрытого влияния — это такие виды активности, которые осуществляются по указанию или в координации с российским политическим руководством соответствующими секретными службами, при этом роль России скрыта или публично отрицается", — говорится в документе.

В законопроекте Нуньеса имеется и список такого рода — "тайной деятельности" России. Туда входят: создание и финансирование политических "групп прикрытия", тайное теле- и радиовещание, манипуляция СМИ, дезинформация и подтасовка фактов, финансирование агентов влияния, провокации и агрессивная контрразведывательная деятельность, и даже заказные убийства и теракты. Всем этим шпионским инструментарием (включая даже пресловутых "агентов влияния" — как тут не вспомнить риторику о "пятой колонне") Россия, если верить председателю комитета по разведке Палаты представителей, будет подрывать внутреннюю безопасность не только США, но и их союзников по всему миру.

Далее, собственно, Нуньес и Шиф указывают главный рычаг для противодействия столь хитрой и изворотливой России — они предлагают конгрессу создать в рамках исполнительной власти межведомственный комитет по "противодействию и вскрытию тайных активных мероприятий России по скрытому политическому влиянию". Особо отмечается, что бороться с "русской угрозой" будут уполномоченные представители от следующих ведомств американского правительства: директора национальной разведки, госсекретаря, главы Пентагона, министра финансов, генпрокурора, министра энергетики и директора ФБР.

Основной задачей этого комитета станет "вскрытие тайных операций правительства России российскими политическими элитами или их марионетками, связанных с финансированием агентуры влияния, актами дезинформации, нарушений прав человека, заказных убийств”.

При этом в вопросе финансирования деятельности этого комитета оставляется довольно широкая вилка возможносте. Так, в частности, отмечается, что аппарат комитета будет сформирован исходя из того числа госслужащих, которое руководство ведомств, делегировавших своих представителей, посчитает нужным. Комитет будет подотчётным только конгрессу и обязан предоставлять отчёт о своей деятельности не позднее 180 дней с момента старта своей работы.

Видимо, в рамках предотвращения этого пресловутого "тайного российского влияния", в законопроекте предлагается введение довольно-таки жёстких ограничительных мер в отношении российских дипломатических работников в США. 

Так, им будет запрещено выезжать дальше 25 миль от точки своего аккредитованного дипломатического представительства чаще раза в квартал. Причём директор ФБР может отменить этот запрет своим указанием в целях "обеспечения национальной безопасности и интересов США". Учитывая сказанное в отношении российского правительства выше, такого рода положения закона наводят на мысль о законодательном закреплении возможностей по агентурной и вербовочной работе среди российских дипломатов. 

Дальше — больше — высокопоставленные конгрессмены фактически призывают пересмотреть принципы функционирования так называемого Соглашения об открытом небе, которое подразумевает, в целях повышения доверия между странами, проведение наблюдательных полётов над территориями стран — участников договора. В законопроекте предлагается усиленный обмен разведывательной информацией между странами, подписавшими соглашение, за исключением России и Белоруссии.

Нуньес и Шиф предлагают с одной стороны оценить технические возможности спутниковой и геопространственной разведки, аэрофотосъемки и прочих методов сбора информации, а с другой — оценить имеющиеся законодательные ограничения на передачу и обработку такой информации, которые имеются как в США, так и в третьих странах. При этом особо подчёркивается, что в координации с другими странами необходимо дать ответ на вопрос относительно наличия визуальных разведданных и снимков Москвы, Чечни, государственной границы между Россией и Грузией, Калининграда, а также Республики Беларусь. 

По итогам анализа работы Соглашения об открытом небе, директор национальной разведки США должен регулярно отчитываться конгрессу: дать всестороннюю оценку военно-воздушной доктрины России с точки зрения разведки и то, насколько полёты российских самолётов в рамках соглашения помогают развивать эту доктрину. А также конгрессмены хотят знать контрразведывательные оценки полётов российских самолётов и то, может ли наша страна выйти за пределы установленных ограничений и собирать разведданные. 

Фактически, если проанализировать предлагаемые конгрессу меры, речь идёт о создании специального координационного правительственного органа, который будет заниматься исключительно проведением антироссийских разведывательных мероприятий, а также формировать образ нашей страны в контексте заскорузлых штампов времён холодной войны.

С учётом того, что такой орган будет отчитываться перед конгрессом — налицо попытка перехватить у Трампа внешнеполитическую инициативу и поставить президента США после инаугурации перед фактом наличия консолидированного антироссийского большинства внутри его собственной партии.

Директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта Юрий Рогулёв отмечает политическую обусловленность появления "Закона Нуньеса—Шифа":

— То, что этот законопроект появился сейчас, в значительной степени связано с последними событиями, горячими новостями, поскольку Хилари Клинтон утверждала, что Россия пытается вмешаться в избирательный процесс, что имели место хакерские атаки и так далее. Вот на волне этой всей шумихи, думаю, что кто-то из законодателей решил проявить инициативу и внести такой законопроект. Неоднократно появлялись свидетельства того, что специалистов, которые бы занимались Россией в США, осталось очень мало. После 90-х годов, после распада Советского Союза были пересмотрены многие программы, в том числе подготовки специалистов в университетах, центрах политологии. Россию со счетов списали, не рассматривали как серьёзную страну, которая представляет проблему для Соединённых Штатов. Теперь пожинают плоды, результаты этих действий, — говорит эксперт.

Главный научный сотрудник Института США и Канады Владимир Васильев указывает на проблематику оппозиции в среде республиканцев в отношении самого Трампа и необходимость лавирования среди разных групп как внутри республиканской, так и демократической партии: 

— Здесь у них есть такая тенденция, вопрос авторства. Тут нужно смотреть на то, кто внёс законопроект. Один вопрос, если бы это были демократы, так как контролируют обе палаты республиканцы, они могли затормаживать проекты конкурентов. Другое дело, когда законопроект их собственный. Но Трампу не нужны всякие законопроекты, которые могли бы осложнить ему жизнь. Он может быть не против этого законопроекта, но у него будет проблема — как эти законопроекты встроить в собственную линию.

Политолог-международник Сергей Филатов также делает акцент на том, что антироссийская линия может быть навязана Трампу истеблишментом собственной партии и вынуждено принята в качестве одной из основ внутриэлитного консенсуса:

— Законопроект — не закон без подписи президента. И если Обама сделает такой "подарок" Трампу, то его обязательно примут. Ещё момент — конгресс сейчас республиканский. И вот то, что такой проект внёс республиканец, говорит о том, что в партии не всё гладко, потому что этот проект будет работать под Трампа. Трамп не контролируется истеблишментом республиканской партии. Он на собственные деньги провёл избирательную кампанию. А избирательную кампанию Обамы проплатили, и он, естественно, слушал тех людей, которые ему дали деньги. Трамп в этом плане независим. Очень печально, что мы сейчас в отношениях с Соединёнными Штатами возвращаемся на десятки лет назад. Тогда и создавали при конгрессе антисоветские комиссии, вот сейчас с их стороны получается, что эти времена возвращаются. Конечно, это будет сложность и для Трампа, если Обама подпишет это дело, тогда Трамп получает независимый инструмент внешней политики — общество спецслужб, которое будет подчиняться конгрессу, а не ему. Теперь всё зависит от Обамы — подпишет он или нет. В 2014 году Обама говорил, что российская экономика разорвана в клочья, Россия — региональная сверхдержава и много других унизительных слов, а сейчас они собирают целую комиссии. Это говорит о том, что в Штатах рассматривают нас как глобального соперника.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров