Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
14 февраля 2018, 05:30

Дело в трубке. За неделю до крушения Ан-148 была серия похожих отказов приборов

Росавиация только после катастрофы разослала авиакомпаниям предупреждение о возможном замерзании ключевых датчиков скорости. Это одна из возможных причин крушения Ан-148.

Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости/Виталий Аньков/Илья Питалев

Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости/Виталий Аньков/Илья Питалев

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал предварительную версию крушения Ан-148 в Раменском районе Подмосковья. Он мог упасть из-за обледенения маленького датчика — трубки Пито. С её помощью самолёт "чует" собственную скорость. Росавиация экстренно подняла данные по этим датчикам на других самолётах и пришла к обескураживающим выводам. Только за февраль аналогичные катастрофы могли произойти семь раз. К счастью, экипажи вовремя замечали расхождение показаний приборов и возвращались в аэропорт.

Маленькая трубка, большие последствия

Из носа каждого самолёта торчит маленькая конусообразная трубка. Называется она приёмник воздушного давления (ПВД), или трубка Пито. Это один из важнейших узлов, нужный для работы автопилота. Трубок несколько: если одна выйдет из строя, остальные подстрахуют. Они торчат в положении "дыркой вперёд" и анализируют набегающий поток воздуха. Передают данные на бортовой компьютер, а тот уже преобразует их в приборную скорость полёта, которую видят лётчики. Причём видят на нескольких дисплеях. В нормальном состоянии показания всех экранов совпадают, а если разнятся — это повод для беспокойства.

Приёмник воздушного давления самолёта. Фото: © wikipedia.org

Приёмник воздушного давления самолёта. Фото: © wikipedia.org

Перед взлётом, особенно в мороз и снегопад, пилоты обязательно включают обогрев Пито. Потому что, если не включить, на отверстии намёрзнет лёд, через него не пробьётся воздух и компьютеру неоткуда будет получать информацию. А значит, лайнер "ослепнет". Если замёрзнут все три трубки, автоматика может вовсе перестать понимать, летит самолёт или стоит на полосе. Спасти положение можно, только если погода хорошая и пилоты видят землю. В день крушения погода в Подмосковье была в этом смысле плохой, с низкой облачностью.

К сегодняшнему дню МАК расшифровал записи параметрического самописца. Как следует из предварительного отчёта, на разбившемся Ане в течение полёта не работал обогрев ни одной из трёх трубок. При том что на всех предыдущих рейсах пилоты, как и полагалось, включали обогрев. Вот и получилось, что датчики замёрзли и стали передавать на дисплеи скорость ниже, чем она была на самом деле.

В какой-то момент одна трубка давала показания, что самолёт летит со скоростью 540 км/ч, а вторая в ту же секунду "утверждала", что скорость нулевая. Пилоты, кстати, почему-то дважды проигнорировали звуковой сигнал о том, что показания приборов разнятся. Не исключено, что они сами направили нос самолёта к земле, чтобы увеличить скорость, которая им показалась низкой. Однако это ещё не подтверждено: у МАКа есть лишь информация, что самолёт действительно в какой-то момент пошёл в пикирование.

Фото: © РИА Новости/МЧС РФ

Фото: © РИА Новости/МЧС РФ

— Причиной крушения Ан-148 могли стать ошибочные данные о скорости из-за обледенения датчиков. Особая ситуация на борту Ан-148 возникла спустя 2,5 минуты после взлёта. Самолёт находился на высоте 1300 м, — сообщили специалисты.

Теперь комитету предстоит выяснить, почему именно обогрев не работал. Может, его по фатальной случайности забыли включить сами пилоты, а может, дело в технической неисправности этого узла. Тогда у следователей, которые расследуют уголовное дело по факту крушения, могут возникнуть серьёзные вопросы к инженерам воронежского завода ВАСО, откуда родом упавший Ан.

Пока, чтобы получить более точную картину, МАК собирается расшифровать данные речевого самописца. Однако здесь специалисты столкнулись с проблемой: голосовой чёрный ящик так сильно деформировался, что силами самого комитета его вряд ли получится восстановить. В нём даже не хватает деталей, которые необходимы для извлечения информации. Похоже, придётся везти ящик либо в Воронеж (на ВАСО), либо на Украину (завод "Антонов"), либо искать помощи у военного Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиатехники.

Росавиация "стелит соломку"

Фото: © РИА Новости/Илья Питалев

Фото: © РИА Новости/Илья Питалев

Росавиация лишь на следующий день после катастрофы разослала авиакомпаниям специальное предупреждение, посвящённое трубкам Пито. Оказывается, только за два дня, с 4 по 5 февраля, замёрзшие Пито вынудили вернуться в аэропорты семь лайнеров. Инциденты происходили сразу после взлёта.

— За указанный период в Шереметьево произошло семь инцидентов с самолётами типа RRJ-95B, связанных с расхождением показаний скорости у командира и у второго пилота, — сообщается в документе. — [Ситуации развились] при выполнении разбега и при наборе высоты. Во всех случаях экипажи решили прекратить взлёт или вернуться на аэродром вылета.

Интересно, что проблемы с трубками коснулись только лайнеров Sukhoi Superjet. Некоторые узлы на них ставит тот самый воронежский завод ВАСО, который выпустил на свет упавший Ан-148. В открытом доступе нет информации, ставят ли воронежские мастера трубки Пито и на Superjet.

Когда прервавшие полёт Superjet осмотрели, обнаружили намёрзший на ПВД лёд. По мысли чиновников Росавиации, отложения льда появились из-за сильнейших снегопадов, атаковавших столичный регион в начале февраля. С передней части фюзеляжа и обогреваемых стёкол кабины постоянно стекала вода, которая как раз скапливалась около трубок Пито.

Судя по формулировкам Росавиации, чиновники готовили этот отчёт в спешке. Иначе не допустили бы следующую помарку. В тексте говорится, что некоторые опасные ситуации развивались в том числе из-за того, что пилоты не включали обогрев трубок. Однако пилоты Superjet не могут не включить обогрев — на этой модели он всегда включён автоматически.

Фото: © РИА Новости

Фото: © РИА Новости

В том же документе авиационное ведомство сообщает, что с 2011 года зафиксировано 14 похожих инцидентов, не приведших к катастрофам. Лайф напоминает, что в 1986 году как раз из-за замерзания этого датчика чуть было не разбился Ту-154 близ столичного аэропорта Домодедово. Поскольку в то время практика налёта с этим оборудованием была невелика, пилоты сначала растерялись, не понимая, почему приборы показали уменьшение скорости. И направили нос вниз, чтобы эту скорость увеличить.

Свою ошибку они осознали, когда вынырнули из облаков и увидели, что на огромной скорости несутся к земле. Чудом им удалось вывести огромный Ту из пике. При этом перегрузки были настолько сильными, что фюзеляж деформировался. После успешной посадки самолёт пришлось списать на металлолом.

При крушении Ан-148 "Саратовских авиалиний" 11 февраля погиб 71 человек. Авиакатастрофа произошла в Раменском районе Подмосковья. Подробности читайте в расследовании Лайфа.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров