Регион

Уведомления отключены

5 июня 2018, 05:30

“Подпольные авиаторы”. Росавиация призывает бороться с нелегалами в небе

В летний сезон появляются нелегальные частные самолёты и вертолёты, которые скрывают от Росавиации свои лётные планы и представляют серьёзную угрозу для авиации и людей.

Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости/Владимир Астапкович/Роман Антонов

Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости/Владимир Астапкович/Роман Антонов

Недавнее крушение частного вертолёта Gazelle в Хабаровском крае, в котором погиб отставной генерал ФСБ, вызвало жёсткую реакцию Росавиации. Как выяснилось, полёт был нелегальным, потому что вертолёт даже не был зарегистрирован. По данным Росавиации, в 2018-м с незарегистрированными воздушными судами произошло почти втрое больше аварий, чем за тот же период 2017-го. А погибло вчетверо больше людей. Чтобы навести порядок в небе, глава Росавиации Александр Нерадько просит подключиться к ситуации МВД и ФСБ: они помогут искать собственников нелегальных аэродромов и не дадут подняться в воздух незарегистрированным самолётам и вертолётам.

По данным Лайфа, несколько дней назад глава Росавиации Александр Нерадько разослал в региональные подразделения предупреждение про нелегалов в небе.

— С наступлением весенне-летнего периода резко возрастает количество полётов воздушных судов авиации общего назначения (АОН) <..> в целях, не установленных воздушным законодательством Российской Федерации, — говорится в письме главы Росавиации. — Пропорционально растёт число авиационных происшествий, вызванных нарушением [законодательства о полётах].

По словам Нерадько, чаще всего лётные нормативы попирают пилоты-любители, управляющие частными самолётами и вертолётами, как правило, без документов. Это богатые люди, которые могут себе позволить отдать за авиатехнику несколько сотен тысяч долларов. Некоторые проходят обучение и получают удостоверения пилотов, другие пользуются наёмными лётчиками. В основном они поднимаются в воздух ради развлечения и экстрима. При этом их машины могут испытать не предусмотренные конструкцией перегрузки.

— Зачастую пилоты лёгких воздушных судов при выполнении не предусмотренных эксплуатационной документацией ВС фигур пилотажа пытаются получить необычные, острые ощущения, достичь границ возможностей как ВС, так и самого пилота, — пишет Нерадько. — В совокупности со слабыми знаниями законов и правил, принципов эксплуатации и работы силовых установок и систем это неизменно приводит к выходу за эти границы и, как следствие, к катастрофическим последствиям.

Глава Росавиации Александр Нерадько. Фото: © РИА Новости / Валерий Мельников

Глава Росавиации Александр Нерадько. Фото: © РИА Новости / Валерий Мельников

В подтверждение своих слов Нерадько приводит печальную статистику. По состоянию на 24 мая 2018 года с незарегистрированными воздушными судами произошло четыре катастрофы и четыре аварии. В них погибло четыре человека. Тогда как за тот же период 2017-го погиб только один пилот "нелегальной авиации".

Нерадько предлагает следующие меры для улучшения ситуации. Он пишет своим подчинённым, чтобы они довели эту статистику до объединений авиационщиков, эксплуатирующих лёгкие суда общей авиации. И параллельно — усилили взаимодействие с силовиками, МВД и ФСБ. Спецслужбы, полагает Нерадько, помогут вычислить местоположение нелегальных аэродромов или даже узнать о владельцах незарегистрированных летательных аппаратов.

По закону каждый владелец вертолёта или самолёта обязан зарегистрировать его в реестре Росавиации, а перед вылетом — уведомлять о маршруте местную диспетчерскую службу.

В последнее время в России произошла целая серия инцидентов и катастроф, связанных с нелегальной авиацией. Так, 20 мая 2018 года в Тугуро-Чумиканском районе в 500 км северо-восточнее города Благовещенска в Амурской области совершил вынужденную посадку частный вертолёт "Газель". Оказалось, что вертолёт вообще не был зарегистрирован в РФ и не имел сертификата лётной годности. Вертолёт вылетел из Белогорска в Амурской области в район слияния рек Шекли и Уда Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края. В результате аварийной посадки вертолёт загорелся.

На его борту кроме пилотов находились совладелец производственного комплекса "Серышевский" Сергей Мельниченко и генерал-полковник ФСБ в отставке Анатолий Ежков. Чекист скончался от сердечного приступа. Следователи считают, что отставной генерал ФСБ вместе с бизнесменом летел охотиться в заповедные районы региона, поэтому пилот не стал регистрировать полёт в органах воздушного движения Хабаровского края.

Похожая история произошла в прошлом году. 12 февраля 2017 года охотник и бывший зампред правительства Алтайского края Анатолий Банных разбился на собственном вертолёте Robinson R-66 в Турочакском районе Алтая. Машина рухнула в Телецкое озеро. На борту находилось пять человек. Как выяснилось, вертолёт отправился в свой последний полёт, не запросив разрешения у авиационных служб региона.

Фото: © L!FE

Фото: © L!FE

По информации Росавиации, 16 мая 2018 года в районе посёлка Мирный Курского района Ставропольского края разбился вертолёт Ми-2. Пилот погиб. Сам вертолёт не был зарегистрирован в Росавиации, а пилот совершил вылет без разрешения органов воздушного движения аэропорта города Минеральные воды Ставропольского края.

Спустя два дня в Ставропольском крае в районе посёлка Киан Андроповского района самолёт Ан-2, выполнявший обработку сельскохозяйственных полей, зацепился шасси за провода ЛЭП и совершил жёсткую посадку на поле. Пилот не пострадал. Расследуя происшествие, следователи выяснили, что Ан-2 выполнял полёт без разрешения органов ОрВД.

18 мая 2018 года в районе посёлка Куммолово Ломоносовского района Ленинградской области разбился частный легкомоторный самолёт Су-29. Пилот погиб. В ходе расследования оказалось, что пилот Су-29 не уведомил о своём полёте органы воздушного движения Ленинградской области.

Фото: © L!FE SHOT

Фото: © L!FE SHOT

По словам авиационного эксперта Романа Гусарова, обычно нелегальной авиацией пользуются браконьеры.

— Как правило, план полёта и уведомление ОрВД не предоставляются пилотами специально, особенно вертолётов, которые используются для охоты в достаточно удалённых и глухих заповедных районах Сибири и Дальнего Востока, рассказывает Лайфу эксперт Роман Гусаров.

Как отмечает Гусаров, именно в отдалённых районах владельцы частных самолётов и вертолётов считают, что им удастся обойтись без особых формальностей, и они игнорируют законодательство РФ: не регистрируют машины в Госреестре, не подтверждают лётную годность, не представляют план полёта и не уведомляют госорганы.

— Пилоты понимают, что если летят в заповедную зону охотиться, то лучше это скрыть от официальных авиационных властей, которые могут передать координаты полёта правоохранительным органам, — предполагает Гусаров.

По его словам, у Росавиации рычагов давления на нелегалов особо нет. Это маленькие штрафы за отсутствие регистрации воздушного судна и вылет без уведомления ОрВД региона.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров