Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
7 ноября 2016, 12:35

Детские смерти в спорте: случайность или преступление?

В выходные в России скоропостижно скончались два несовершеннолетних спортсмена: 15-летний боксёр Антон и 16-летний баскетболист Евгений. Лайф задаётся вопросом: можно ли было спасти ребят?

Фото: © РИА Новости/Александр Лыскин

Фото: © РИА Новости/Александр Лыскин

Трагедии с летальным исходом в спорте — дело, увы, нередкое. Но когда смерть приходит за пацанами, родившимися в XXI веке, — это страшно. Хочется бить в набат, расследовать и принимать жёсткие меры вплоть до массовых посадок тренеров, врачей и запрета детского спорта как такового.

Смерть юного боксёра — явление сложноанализируемое. Потому что до сих пор толком так и не выяснено, насколько тяжёлые последствия имеет каждый удар по голове в детском и подростковом возрасте. Да и не в юном тоже. Два месяца назад в 37 лет умер потрясающе талантливый боксёр Роман Романчук. А сколько месяцев или даже лет жизни отнимет сотрясение мозга после страшного нокаута у бойца ММА Сергея Харитонова?

Никто не знает.

Проблема смерти юных спортсменов из-за сердечно-сосудистых заболеваний, как в случае с баскетболистом Евгением, гораздо более глобальна, но тоже никакого "сиюминутного" решения не имеет.

2015 год в России Минздрав объявил годом борьбы с сердечно-сосудистыми патологиями. Именно из-за различных заболеваний сердца уходят из жизни, по данным Росстата, порядка половины всех умерших россиян. В этом самом 2015 году проблемы с системой кровообращения унесли 924 тысячи жизней. Почти миллион!

В зоне повышенного риска находится четверть (!) всего населения России. При этом надо понимать, что любые исследования, связанные с сердцем, весьма дорогие. А проблемы имеют свойство "прятаться", и, чтобы их обнаружить, необходимы обследования регулярные и разносторонние. На которые у подавляющего большинства населения страны нет ни времени, ни денег.

В первую очередь у детей.

При этом дети-спортсмены на самом деле находятся в куда более привилегированном положении по сравнению со сверстниками. Конечно, в том случае, если занимаются в серьёзных СДЮШОР.

Тщательный (действительно тщательный!) медосмотр раз в год там — явление обязательное. Говорю об этом с полной уверенностью, поскольку сам много лет являлся юным динамовцем. И стоило врачам выявить мало-мальские отклонения в графиках ЭКГ — тут же следовал либо полный запрет на тренировки, либо долгий медикаментозный курс.

Но это — столичное "Динамо". Организация, привыкшая щепетильно подходить к здоровью всех своих "сотрудников" начиная с самых ранних лет. Организация, где такие понятия, как "ответственность" и "дисциплина", впечатаны в плоть и кровь.

Как происходят медосмотры "на местах", в глубинке, известно лишь самим участникам процесса. Подозреваю, качество диагностики иногда зависит от того, сколько выпил врач накануне и чем с утра опохмелился.

И то — мы говорим о регулярных медосмотрах. Ребята, которые защищают честь класса и школы на соревнованиях по баскетболу, футболу, волейболу и "Весёлых стартах", никаких спецобследований не проходят.

Нет, ну то есть родина, конечно, на определённых этапах выясняет, готовы ли парни через несколько лет защитить её от всякого рода опасностей. Что до спортивных девчонок, то они лишены и этого сомнительного осмотрового удовольствия.

Конечно, стандартная диспансеризация школьников существует. Но как этот "оптовый" процесс происходит, вы сами наверняка прекрасно помните или знаете. Тем более что одно дело — обследование в "статике" и совсем другое — на соревновательном пульсе.

Если честно, я уверен, что "спортивных" подростковых смертей, которые не становятся достоянием гласности, во много раз больше, чем раскрученных случаев. Потренировался ребёнок, пришёл домой, ему стало плохо... Через какое-то время приехала скорая, констатировала смерть. Всё, дело закрыто. Всего лишь одна галочка из миллиона.

Другое дело, когда ребёнку становится плохо непосредственно на соревнованиях, даже самого затрапезного масштаба. С учётом того, что в эпоху смартфонов каждый школьник — сам себе СМИ, такие трагедии быстро тиражируются.

Ключевой вопрос: существует ли какая-то взаимосвязь между занятиями спортом в юном возрасте и увеличением риска сердечно-сосудистых заболеваний? И где та грань, которая отделяет положительный оздоровительный эффект от пути, который ведёт в могилу?

В июле 2016 года British Journal of Sports Medicine опубликовал большую статью, посвящённую методологии выявления заболеваний сердца у молодых спортсменов. Главный вывод, который делает доктор Джонатан Дрезнер, работающий в центре спортивной кардиологии университета штата Вашингтон: стандартная процедура ЭКГ не является эффективной для выявления у подростка заболеваний сердечно-сосудистой системы с повышенным риском "внезапной сердечной смерти".

При этом специалист подчёркивает, что занятия некоторыми видами спорта существенно повышают риск "внезапной остановки сердца". Одним из таких видов является баскетбол. Примечательно, что для темнокожих атлетов опасность в два раза выше, чем для представителей европеоидной расы.

Есть и ещё одна ниточка, связывающая баскетбол и проблемы сердечно-сосудистой системы. Дети, занимающиеся баскетболом, больше других подвержены скачкам роста. То есть запросто могут вырасти за пару месяцев на 10—12 сантиметров. Нагрузка на внутренние органы и особенно на сердце в этот период выпадает очень большая.

Конечно, если у ребёнка уже диагностировано сразу несколько серьёзных сердечно-сосудистых заболеваний, как в случае с погибшим Евгением, играть в баскетбол даже на школьном уровне ему противопоказано. Но сколько случаев, когда ЭКГ никаких проблем не показывает, а проблемы на самом деле есть...

В любом случае, никакого готового решения не существует. Пока не улучшится общая ситуация с медициной в стране, дети будут продолжать гибнуть во время матчей. Другое дело, что они будут продолжать гибнуть и в том случае, если эта ситуация улучшится...

Но улучшать всё равно надо. Прежде всего через повышение зарплат бюджетникам: медработникам, преподавателям физкультуры и детским тренерам. Через создание нормальной, чёткой и прозрачной системы детских соревнований, пронизывающих всю структуру общеобразовательных учреждений.

Пока чаще всего эти соревнования — плод частной активности ещё не вымерших физруков советской закалки. Которые, несмотря на нищенские зарплаты, что-то придумывают для своих подопечных, пытаются отвоевать детские души у соперников грознее некуда — водки и наркотиков.

В моей школе был именно такой физрук. Пришедший в школу с момента её открытия и проработавший в ней до самой смерти. За руку отведший сотни детей в самые разные СДЮШОР. Не жалея на это ни времени, ни сил, ни денег... Как я узнал спустя много лет после того, как отзвенел мой последний звонок, мой просмотр в хоккейной спортшколе стоил Льву Сергеевичу ящик коньяка. Потому что без блата в 90-е невозможно было ничего, даже попасть в спортивную секцию. На свои кровные он покупал кубки, медали, организовывал поездки на соревнования и в спортлагеря, а мы в благодарность постоянно "рвали" округ и в футбол, и в баскетбол.

Увы, после смерти 16-летнего Жени таких "самостийных" соревнований гарантированно станет ещё меньше. Подставляться не хочется даже самым рьяным энтузиастам своего дела. И в лучшем случае дети уйдут в спорт с приставкой "кибер", в худшем — просто на улицу.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров