Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
2 августа 2017, 08:45

Нетревожные кнопки. Почему стала возможной перестрелка в суде

Юрист Елизавета Худякова — о том, почему, несмотря на все меры безопасности, в суд можно пронести всё что угодно.

Фото: © Flickr/Blogtrepreneur

Фото: © Flickr/Blogtrepreneur

Мособлсуд возобновил работу после вчерашнего "инцидента" с перестрелкой и попыткой побега членов "банды ГТА". Напомним, проходящие по делу попытались разоружить конвой прямо в здании суда. В итоге трое преступников полегли на месте, ещё двое были ранены. Двух конвоиров с удушением и одного раненого бойца Росгвардии отвезли в больницу. Хорошо хоть, что пострадавших среди гражданских лиц нет. Следственный комитет возбудил ряд уголовных дел и будет разбираться, почему пятерых подсудимых, обвиняемых в тяжких преступлениях, сопровождали всего два конвоира. Позже выяснилось, что одному из нападавших удалось даже пронести заточку.

А Мособлсуд охраняет, кстати, Росгвардия, да и конвой должен бы был проверить подсудимых досконально. Но случилось то, что случилось. Вопиющий, казалось бы, случай. Возможно. Но вполне ожидаемый. Потому что пронести в суд нынче можно много чего, тем более — в районный.

В конце девяностых мне довелось проработать несколько лет в одном из районных судов. Охранял суд в то время один весёлый милиционер, а обо всяких рамках и металлоискателях никто и слыхом не слыхивал. Однако ж особо не стреляли: то ли время другое было, то ли люди.

В конце 90-х на помощь милиции пришли судебные приставы, которые занимались обеспечением установленного порядка деятельности судов. У них были резиновые дубинки и какие-то старые автоматы. Правда, ни тревожных кнопок, ни рамок долгое время не появлялось, а приставы в основном курили с секретарями на крылечке и общались с гражданами "за жизнь".

Сейчас всё по-другому: на входе рамка-детектор, приставы серьёзно и сосредоточенно погладят тебя металлоискателем по выпирающим частям тела. А с прошлого года все районные суды Москвы в дополнение к приставам охраняет частная охранная организация. Я, правда, их ни разу не видела, но я и была-то за этот год всего в 15 московских, зато остальные 19 наверняка охраняют с удвоенной силой.

В общем, мышь не проскользнёт. С первого взгляда. А со второго — вполне можно пройти, если постараться.

Вы пробовали зайти в суд с утречка? Дела назначают с девяти, но строгие приставы в девять только открывают входную дверь, и частенько толпа на входе превосходит даже самые смелые ожидания — опытные юристы закладывают на утренний проход в суд лишние 20–30 минут. В такой суматохе не до тщательной проверки.

"Пройдите рамку, выложите металлические предметы из карманов!" — командует пристав. Рамка бесконечно пищит, очередь волнуется. Немного напоминает досмотр в аэропорту. Только в аэропорту ты будешь ходить через рамку взад-вперёд, пока не перестанешь пищать, а в суде, окинув пристальным взглядом знатока человеческих душ, после первого прохода пропустят в святилище правосудия, не заморачиваясь, — некогда, да и рамки настроены плохо, вдруг у человека коронка или кардиостимулятор какой.

Сумку досмотрят отдельно и даже с фонариком. Правда, вряд ли все отделения. Да и до дна дамской сумки-баула докапываются только самые пытливые. Если ты женщина — под видом дамских штучек можешь протащить много чего интересного. Я, например, никогда не понимала, почему ни у кого не вызывает интереса моя кисть для пудры, один в один похожая на газовый баллончик или шокер. Женщинам вообще доверия больше — посмотрят по верхам и пропускают. А женщины, знаете ли, коварны.

Да и мужчин досматривают не шибко. Конечно, если за плечами у тебя рюкзак или там походная сумка в руках, то поковыряются. Но опять же, не будут заставлять командировочного выкладывать бритву с несвежим бельём.

Особо подозрительных обведут по контуру ручным металлодетектором, но меня так не досматривали ни разу. Максимум — в особо подозрительных местах базирования ремня и карманах. Мужчин, опять же, тщательнее, но наклоняться — лень или некогда, поэтому в подошве ботинка вполне безнаказанно можно разместить, например, штопор или ещё какую опасную вещь.

А уж выпить в суде и вовсе не проблема — тару с жидкостью не отбирают, переливай крепкий напиток в бутылочку из колы и успокаивай себе нервы перед заседанием. Да и в родных бутылках пронести можно, хотя нельзя. Строго запрещено. Но и тут можно найти подход. Подарки, праздники, знакомые. Все мы люди.

Ну да, на входе записывают в журнальчик. И кое-где стоят камеры. Кое-где даже работают тревожные кнопки. В основном в новых зданиях. Потому что в старых зданиях (а суды порой размещаются даже в жилых домах) не то что кнопки тревожной, там по коридору-то придётся проталкиваться через людей в наручниках и сопровождающих их полицейских — площадь помещений не позволяет разделить "гражданское население" и подсудимых.

Мособлсуд, конечно, охраняется понадёжнее, и территории там обширнее, и дела серьёзнее. Только раз уж и там возможна перестрелка, то что уж говорить о районных судах, где то ли из-за лени, то ли из-за нехватки средств безопасностью не пахнет вовсе.

 

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров