Регион

Уведомления отключены

28 апреля 2017, 07:30

49 рублей за заказ и ленивые пассажиры. О чём плачут таксисты

Сервис "Яндекс. Такси" предложил своим пользователям ездить не только "по счётчику", но и за фиксированную цену, которая объявляется до начала поездки. Павел Городницкий объясняет на примерах из собственной практики, почему подобная стратегия не приводит ни к чему хорошему.

Фото: © РИА Новости/Наталья Селиверстова

Фото: © РИА Новости/Наталья Селиверстова

Таксомоторный сервис "Яндекс. Такси" официально объявил, что теперь по всей России вводится политика фиксированных цен. Если раньше стоимость поездки формировалась в режиме онлайн и зависела, к примеру, от пробок, то теперь пассажир изначально знает, сколько отдаст за преодоление маршрута. 27 апреля в Подмосковье минимальная стоимость была опущена аж до 49 рублей.

Финальную цену пишут в приложении, и она может измениться лишь в двух случаях: если пассажир изменил конечную точку или попросил водителя сделать остановку (дольше, чем на две минуты).

Прочитав эту новость, я подумал, что в глобальном смысле ничего не изменится. В приложении "Яндекс. Такси" и так заранее прогнозировалась стоимость поездки, которая по факту почти не отличалась от итоговой.

Как показали дальнейшие события, я ошибался.

***

Коротко расскажу предысторию.

Несколько раз в неделю я хожу в спортзал, который находится в торговом комплексе в полутора километрах от дома. Днём я работаю, поэтому доползаю до тренажёров только поздно вечером. Занятия заканчиваются в районе 23 часов — трамваи в это время ездят крайне редко.

Есть два варианта: либо, несмотря на усталость, топать пешком с недосушенными волосами (это особенно приятно зимой в Петербурге. — Прим. ред.), либо вызвать такси и примчаться домой за пять минут.

До реформы "Яндекса" поездка на машине обходилась в 110–120 рублей. В день, когда цена стала фиксированной, приложение показало, что я заплачу 75 рублей. Увы, моя радость от небольшой экономии была недолгой.

Две недели поездок на такси из зала заставили сделать парадоксальный вывод: до понижения цен ездить на такси было комфортнее. Сейчас объясню, почему.

Водители делятся на два типа.

1. Сбрасывают крошечный заказ.

Выглядит это так. Таксист добирается до места и узнаёт из приложения, куда ему ехать и какой заплатят гонорар. Я уже вижу машину через окно торгового комплекса и готовлюсь выходить. Дальше — неожиданный сброс и поиск нового таксиста.

Не знаю, почему, но за эти 14 дней игноров было больше, чем за предыдущие полгода. Наверное, люди настолько не хотят зарабатывать 70–75 рублей за пять-восемь минут, что санкции в виде понижения рейтинга их не пугают.

2. Всё-таки приезжают и устраивают шоу непрофессионализма.

Один таксист мрачно со мной поздоровался, а потом нервно поинтересовался, почему я не пошёл до дома на своих двоих — тут же недалеко. Когда я спокойно ответил, что жестоко утомился в зале и хочу поскорее лечь, мужчина (возраст лет 40) заявил, что спортивная ходьба была бы отличным продолжением тренировки. Пришлось влепить водителю единицу — эта оценка позволяет навсегда забанить человека лично для себя.

Второй таксист решил, что раз ему платят мало, то и с заказом надо разобраться побыстрее. Разгон, резкое торможение на светофоре, потом гонки во время кругового движения, а затем дрифтовый поворот во двор. Добрались мы и правда шустро, но измученный вестибулярный аппарат настоял на том, чтобы этого пилота я тоже внёс в чёрный список. Парень создал пару аварийных ситуаций — согласитесь, не хочется связываться с тем, кто рискует твоим здоровьем ради следующего заказа.

Третий водитель оказался представителем знаменитой касты таксистов-нытиков. Раньше они рубили по 1500 рублей с поездки из аэропорта, а теперь получают эту же сумму, но за несколько часов напряжённой работы. Мужик был в возрасте (старше 50 лет), поэтому брюзжал и по поводу жадного "Яндекса", и по поводу ленивых пассажиров, которые вызывают такси, чтобы доехать до соседней булочной. Короче, водитель вёл себя так, словно меня в машине вообще нет. "Скоро перейду в Gett — там за посадку больше платят", — радостно буркнул таксист напоследок. Я так и не понял, почему мы не могли доехать в тишине.

Разумеется, попадались и нормальные водители, но раньше только они и приезжали, недовольных, неаккуратных и просто обиженных таксистов практически не встречалось.

К слову, я заметил и другое важное изменение.

Мой дом входит в жилой комплекс, а попасть туда можно только через пост со шлагбаумом. Нужно нажать на кнопку и сказать "такси", после этого сторож сразу же пропускает машину во двор. Раньше, когда поездки оценивались по времени/расстоянию, примерно половина водителей хотя бы пыталась проникнуть внутрь жилого комплекса. А теперь им это невыгодно и они выбрасывают меня прямо у шлагбаума и придумывают нелепые отговорки. "В прошлый раз меня здесь не пустили. Дойдите, пожалуйста, сами", — лопочет таксист, которому уже пора на более "жирный" вызов.

***

Выводы очень простые. Прежде за 120 рублей можно было оперативно найти свободного водителя и в спокойной обстановке поехать домой. Теперь платишь 70 рублей, но время поиска растягивается (много отказов), а в машине сидит угрюмый таксист, который уже 20 раз пожалел, что согласился на невыгодное путешествие. При этом, насколько я знаю, за мелкие заказы "Яндекс" платит водителям фиксированные суммы, то есть людям должно быть без разницы, сколько денег спишут с меня.

Но тут, видимо, срабатывает человеческая психология. Когда ты едешь, а количество рублей на счётчике увеличивается, тебе приятно и комфортно, ты чувствуешь, что твоё состояние растёт. Но когда ты едешь, а у тебя на планшете горит депрессивная сумма в 73 рубля, ты тихо ненавидишь ленивого и зажравшегося клиента.

***

Рынок извоза сейчас действительно лихорадит. Если раньше пассажиры переплачивали таксистам, то сейчас уже водители страдают из-за демпинга онлайн-сервисов. Срабатывает человеческий фактор — качество оказываемой услуги неминуемо падает.

Как с этим бороться? Разумеется, поднять цены или вернуть старую систему оплаты, но "Яндекс" так уже не поступит. Поэтому нужно прибегнуть к альтернативному варианту: увеличить вес оценки пассажира в полтора раза, если речь идёт о коротких дистанциях (например, дешевле 150 рублей).

Рейтинг таксиста влияет на то, насколько выгодные клиенты ему достаются, поэтому у водителей будет стимул вести себя вежливо. Формула такая: большие заказы — деньги, маленькие — карма. И портить карму будет себе дороже, ведь таксистам с низким рейтингом достаются самые грошовые поездки — те самые, которые их так бесят.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров