Регион

Уведомления отключены

24 апреля 2017, 06:00

Центробанк или "Роснефтегаз"? Кто реально управляет курсом рубля

Коллаж: © L!FE Фото: © РИА Новости/Антон Денисов

Коллаж: © L!FE Фото: © РИА Новости/Антон Денисов

Курс рубля в последнее время ведёт себя совершенно безобразно. Он больше не слушается цен на нефть, и даже когда чёрное золото начинает дешеветь, рубль, вместо того чтобы традиционно падать вместе с ним, всё равно продолжает дорожать. Не слушается он и российского правительства. Они-то уже несколько месяцев подряд предсказывают удешевление рубля, которое желательно, во-первых, бюджету (прибыль от нефти мы получаем в долларах, а тратим в рублях), а во-вторых, российской промышленности (чем слабее рубль, тем дешевле товары российского производства за рубежом). 

Эксперты рассказали Лайфу, в чём дело.

Центробанк против правительства

Первая причина, как отмечает ряд экспертов: высокая ключевая ставка Центробанка провоцирует иностранцев использовать на российском рынке особую финансовую игру — carry trade ("переносная торговля"). Её суть в том, что инвестор занимает у себя на родине средства в евро и долларах под ставку 1–3% годовых (учитывая низкий уровень ставок в развитых странах, это вполне можно сделать), обменивает их на рубли и покупает российские облигации. А доходность государственных ОФЗ (напрямую зависит от ключевой ставки Центробанка) составляет сейчас 8–10%.

— При такой операции инвестор получает доход от разности в ставках, — говорит старший аналитик "Альпари" Роман Ткачук. — В нашем случае это 6–7% годовых. Учитывая то, что с начала года рубль укрепился на 10%, суммарная доходность инвесторов составила порядка 15% — по европейским меркам очень неплохо. С начала этого года кэрри-трейдеры активизировались — именно на этом основан рост валют развивающихся стран, в том числе рубля.

При этом, по идее, инвестор может даже захеджировать свои риски — то есть обезопасить себя от внезапного ослабления курса рубля. Например, купить фьючерсный контракт на будущий курс за 6–8% годовых. Хотя эта операция "съест" основную часть прибыли, зато теперь доход инвестор получит гарантированно.

— Получается, что Центробанк фактически играет против правительства своей высокой ставкой, — отмечает заведующий кафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) экс-зампред ЦБ Константин Корищенко. — Объём кэрри-трейда в статистике платёжного баланса, к сожалению, не увидеть, но это изменяется суммами порядка $10–20 млрд. Только когда ставка ЦБ достигнет 6–7 процентов годовых, эта схема перестанет быть иностранцам интересной.

— Для западных инвесторов carry trade актуален, пока ставки в российской экономике держатся выше 7–8% годовых, — соглашается Роман Ткачук. — Когда опустятся ниже — произойдёт бегство капитала. Ещё один важный фактор — стабильность национальной валюты. Если рубль в какой-то момент ослабнет на 5%, то вся доходность операции carry trade пропадёт, что также может сподвигнуть инвесторов закрывать свои позиции в российских ценных бумагах.

Результатом этой политики может стать резкая девальвация рубля в будущем, предсказывает Корищенко.

Приватизация против курса рубля

Впрочем, есть ещё один значительный фактор, который оказывает влияние на курс рубля.

Денис Порывай, старший аналитик "Райффайзенбанка", считает, что одним из важнейших факторов поддержи курса рубля в текущий момент является получение валютных средств от приватизации "Роснефти", а вот кэрри-трейд не оказывает существенного влияния на валютный рынок.

— Статистика показывает, что в первом квартале нерезиденты купили ОФЗ на $2 млрд, это меньше 120 млрд рублей, а всего размещено их было на 400 млрд рублей, — отмечает он. — То есть иностранцы купили меньше 40% всего объёма ОФЗ, в то время как в прошлом году они купили более 80% выпущенных госбумаг. Иными словами, иностранцы больше не являются крупнейшими покупателями российских бумаг, хотя в абсолютных величинах они покупают столько же, как и в прошлом году. Поэтому мы считаем, что кэрри-трейд не управляет ни рынком, ни курсом рубля.

Зато в январе банковский сектор значительно нарастил валютные активы в банках-нерезидентах — сразу на $16 млрд. По расчётам "Райффайзенбанка", $4–5 млрд из них образовалось за счёт сезонного фактора — высокого сальдо текущих операций, а остальная часть, скорее всего, обусловлена структурированием сделки по приватизации 19,5% акций "Роснефти".

— Мы не исключаем, что эти деньги, которые пришли на счета "Роснефтегаза" от приватизации "Роснефти", потихоньку конвертируются в рубли, — отмечает Порывай. — И отсюда мы получаем крепкий рубль: есть некоторый крупный участник, который временно создал такой дисбаланс. Как только этот участник уйдёт (то есть продаст ту часть валютных средств, которая ему необходима), рынок развернётся. Мы также не исключаем, что эти рубли идут и на покупку ОФЗ. В итоге пока мы имеем два эффекта: укрепление рубля и снижение доходности ОФЗ. Когда этот крупный участник прекратит распродавать валюту — неизвестно. Это может быть май, а может быть и июль. Но тогда, возможно, на рубль могут давить уже иные факторы, например продление сделки с ОПЕК.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров